Влияние национального менталитета казахов на формирование (конструирование) семейных ценностей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №15 (74) сентябрь-2 2014 г.

Дата публикации: 12.09.2014

Статья просмотрена: 949 раз

Библиографическое описание:

Узакова С. А., Шергалиева М. Т. Влияние национального менталитета казахов на формирование (конструирование) семейных ценностей // Молодой ученый. — 2014. — №15. — С. 369-371. — URL https://moluch.ru/archive/74/12560/ (дата обращения: 19.08.2018).

Цель статьи — показать влияние исторически сложившихся национальных особенностей и традиций казахов на формирование менталитета и семейных ценностей, которые до сегодняшнего дня сохранили свою значимость.

Ключевые слова:менталитет, конструирование, семейные ценности, культура, жузы, этносы, обычаи, традиции, религия, шежире

Исследование национальных, культурных особенностей народов различных регионов мира сегодня представляют особый интерес в свете изучения проблем специфики взаимодействия и взаимовлияния культур евразийского континента. В этом аспекте интерес представляют и Казахстан с его особенностями проявления национальной культуры и менталитета.

Попытки понять, чем же отличаются друг от друга народы и их культуры, что особенного есть в конкретном народе являются естественной потребностью человечества осознать факт культурного разнообразия на планете. Как известно, восприятие внешнего мира у представителей различных народов может иметь некоторые особенности и своеобразные черты. Так, своеобразие социально-экономических, географических условий Казахстана не могли не оказать определенного влияния на формирование своеобразного психического и эмоционального склада казахов, выработки определенных оттенков в характере восприятия мира, в образе мышления и поведении.

Соответственно, для выделения особенностей этнического сознания используется понятие менталитета или образа и способа мышления личности или общественной группы, а также присущая им духовность и ее социальная и биологическая обусловленность; склад ума, мировосприятие. На менталитет человека, безусловно, оказывают влияние разные факторы: среда обитания, климат, географический ландшафт, общество, религия, обычаи и традиции, природа в целом, но наиболее существенно влияет географическая среда. Также ментальные особенности разных этносов определяются их генетическими качествами. Так, менталитетом казахской нации является ее открытость, дружелюбие, гостеприимство, незлопамятность и т. д. «Генетическими чертами казахского народа, — пишет Н. Назарбаев, — является открытость и доброта души, готовность обогреть, поделиться тем, что имеет, с нуждающимися. Ни к кому и никогда он не испытывал и не проявлял чувства неприязни «или превосходства, никогда не служил источником межнациональных конфликтов» [1].

Развитие и становление этических и нравственных понятий у предков современных казахов происходило постепенно, на протяжении веков. Периодически они видоизменялись в связи с возрастающими духовными потребностями людей, сменной их идеалов и общественно — социальных установок. Как известно, на протяжении многих веков казахская культура относилась к номадному типу культуры. Кочевой образ жизни, который вели племена, составившие затем этнонациональное образование под именем «казахи» — это не только специфический быт или особый способ ведения хозяйства, но и уникальная способность духовного освоения мира. На протяжении длительной истории жители степных просторов накопили богатый опыт в области обучения и воспитания подрастающего поколения, выработали своеобразные обычаи и традиции, правила, нормы и принципы поведения человека.

С детских лет у казахов формировалось и воспитывалось уважение к старшим, что являлось естественным ответом на заботу родителей. Обращение к старшим допускалось только на «Вы», но это нисколько не отдаляло детей от родителей, а наоборот способствовало их почитанию. Например: невестка обращалась к отцу своего мужа (свекру) со словами ата, көке, к старшему брату — ағай, к младшим братьям — мырзаға, а всем пожилым, старшим по возрасту, даже незнакомым людям следовало говорить апеке, ағеке, атеке, шешей. Подобное общение считалось нравственным эталоном, который и по сей день сохранил свою значимость. Имеется немало примеров радушия и гостеприимства казахов во все времена. В этом отношении особенно показательной и наглядной является давняя дружба казахов с другими народами. В настоящее время в Казахстане проживают более ста различных национальностей. Многие люди были эвакуированы сюда в тяжелые годы Великой Отечественной войны и остались здесь, обретя новую родину на гостеприимной казахской земле. Многочисленные казахские семьи, готовые поделиться всем, что имели сами, удочеряли и усыновляли сирот.

Описания национального менталитета казахов «извне» — глазами путешественников, этнографов, начиная с XIX века, чаще всего идут в унисон содержанию множества пословиц, поговорок, например, о гостеприимстве, о родоплеменных отношениях, об отношении казахов к старшим, к женщинам и детям. Почти все путешественники и исследователи Великой Степи отмечали приветливость и гостеприимство казахов. Известный этнограф ХIХ века А. А. Диваев писал: «С прибытием в Туркестанский край в 1876 г. мне пришлось сталкиваться с кочевым населением, т. е. казах — киргизами, этими в высшей степени симпатичными, гостеприимными и доверчивыми племенами…», которые даже в разгар родовой борьбы, по мнению другого путешественника и исследователя П. П. Семенова — Тян-Шанского, оставались, верны «священному обычаю гостеприимства» [2]. Согласно древним традициям, любого путника полагалось дружелюбно встретить, пригласить в юрту, угостить, не спрашивая его ни о чем. Лишь после еды можно было поинтересоваться, кто он и откуда. Право заводить подобные разговоры предоставлялось хозяину дома и то лишь исключительно после того, как путник отдохнет после дальней дороги. Казахская народная мудрость учит: «Не напоив путника, не спрашивай о деле».

Одной из ведущих семейных традиций у казахов является знание своей родословной, своего генеалогического древа (шежире), что всегда было характерно для кочевников в их стремлении продолжать род, развивать обычаи и традиции своего рода. Во многих семьях хранились реликвии, которые передавались из поколения в поколение, от отца к сыну. Таким образом, ребенку с детства внушалось почитание и уважение к своим предкам и своему роду. Не случайно казахские пословицы гласят: «Незнание своей родословной до седьмого колена — признак сиротства», «Пока живы знавшие отца — жива и память о нем». Базовой основой казахской картины мира называет родоплеменные связи президент РК Н. Назарбаев: «Уникальное родоплеменное, кланово-жузовое единое тело казахского народа веками органично разрасталось по принципу: все казахи — птенцы одного “Гнезда”, ветви одного дерева, одного корня. Вот откуда сознание единства народа, которое по европейским канонам должно было бы отсутствовать у разрозненных кочевников, разделенных на три основные части — жузы, к тому же отстоящих друг от друга на большие расстояния. И это единство воспринималось именно через родословную. В этом проявляется генетическое единство казахов, происхождение из единого генеалогического древа. Казахи-кочевники всегда считали обязательным знание своих корней и родовых связей. Это было возведено до единого для всей нации морально-этического критерия. Так было всегда в нашей истории» [3]. Как и многим другим народам, казахам издавна было известно о вреде межродственных браков, ведущих к появлению неполноценных потомков. Поэтому во всех жузах строго соблюдался экзогамный запрет на браки до седьмого колена от общего предка по мужской линии.

Казахский народ имеет множество прекрасных и самобытных этнических обрядов и торжеств, связанных с молодежью: выбор невесты, сватовство, вступление в семейную жизнь. Казахов всегда отличало серьезное отношение к проблеме создания семьи и стремление к тому, чтобы она была прочной. Брачный союз у казахов считался священным и должен был быть нерушимым. Народные казахские обычаи небыли так строги к женщинам, как традиции других восточных этносов. Девушки могли свободно принимать участие в праздниках, скачках, айтысах и т. д. Это способствовало более широкому общению с окружающими, в частности, с представителями противоположного пола, возникновению симпатии, дружбы, влюбленности и даже любви. Юноши и девушки одного рода считали и называли друг друга братьями и сестрами, что способствовало установлению гармоничных взаимоотношений. Совместное участие в айтысах, праздниках, молодежных играх сближало молодых людей и делало их общение естественным и раскрепощенным. В целях укрепления рода существовал обычай сватовства детей еще с колыбели — бесік құда или қарсы құда. Умудренные жизненным опытом родители сами подыскивали достойную пару своим детям. Принималось во внимание материальное благосостояние, взаимоотношения между семьями и родовая принадлежность [4].

Конечно же, ислам не мог изменить в одночасье менталитет кочевника. Изменению подверглись слова, но не мысль. Небо слилось с идеей Аллаха, но уважение к Солнцу, Луне, Небу, звездам осталось. Более того, сохранились обряды их культуры. Кочевая жизнь неразрывно связала кочевника с природой, поэтому культ Природы будет сопровождать всю его жизнь через традиции, обычаи, ритуалы. Каждый человек, к какой бы нации или народности он не принадлежал, должен обладать такими общечеловеческими качествами, как совесть, чувство долга, справедливость, доброта, милосердие, честность и т. д. Эти положительные черты составляют основу жизнедеятельности всего человечества [5].

Если подвести итоги то к основным чертам менталитета казахской нации нужно отнести — открытость, гостеприимство, незлопамятность и дружелюбие, почитание семейных устоев. Казахов отличает от общих масс населения нашей планеты невероятная сплоченность, душевная доброта, готовность обогреть теплом, подарить ласку и, наконец, поделиться с нуждающимся. Никогда и ни к кому казахи не питали ненависти, неприязни или превосходства — такие чувства чужды этому мягкому и полному внутренней гармонии народу. С детства казахам прививали своим детям уважение к старшим, поэтому мудрейший в роду — непоколебимый авторитет. Однако и взрослые с должным уважением и неземной любовью относятся к детям — даже в самые суровые времена отцы и матери заботились о своих чадах, при этом женщины рожали столько наследников и наследниц своим мужьям, сколько им даровал возможность Бог. Также говоря о менталитете казахов, несправедливо было бы не отметить понимания как взаимоподдержка и взаимопомощь, также свойственные этому народу.

Таким образом, семейные ценности казахов основывались на знании родовых связей, и сегодня социальную политику нынешняя государственная идеология Казахстана пытается выстраивать именно на них. В целом, современные описания казахского менталитета, казахской национальной идеи, полны, прежде всего, перечисления положительных черт. Это в целом объяснимо, поскольку часто подобные публикации выполняют определенный социальный заказ: ставят своей целью укрепить «национальный дух», вывести «национальную идею», с воспитательными целями и пр. [6].

Литература:

1.                 Назарбаев Н. А. Казахстан — 2030: Послание Президента страны народу Казахстана // Казахстанская правда. -1997. -11 октября — с. 9–13.

2.                 Еркибаева, Г. Г. Некоторые особенности казахского менталитета [Электронный ресурс]// (дата обращения: 26.05.2014).

3.                 Назарбаев, Н. А. В потоке истории. Алматы, 1999: изд. Атамура. [Электронный ресурс]// (дата обращения: 28.05.2014).

4.                 Диваев А. А. Исчисление времени по киргизскому стилю с обозначением народных примет», «Небесные планеты по воззрениям киргиз», «Киргизские описания солнца, находящегося на небесах». //Исчисление времени по киргизскому стилю с обозначением народных примет. — Бишкек, 1975.С.23.

5.                 Казахи: менталитет и традиции// газета INTERNET.ZONA 30.06.2010 г.

6.                 Ламажа Ч. К. Национальный характер тюркоязычных народов Центральной Азии// Научный журнал НИТ № 3, 2013. Номады азиатского материка.

Основные термины (генерируются автоматически): казах, казахский народ, Казахстан, традиция, гостеприимство казахов, народ, казахская нация, обычай, род, ребенок.


Похожие статьи

Влияние культурного аспекта на ведение переговоров...

Китай, Казахстан, культура, представитель, китаец, казахский народ, казахская культура, переговоры, межкультурная коммуникация, казах.

Ногайский компонент в этногенезе казахов | Статья в журнале...

Ногайская Орда, племя, казах, Малая Ногайская Орда, род, Казахское ханство, состав Казахов, середина XVI века, Алтыульская Орда, Западный Казахстан.

Воспитательное значение пословиц и поговорок казахского языка

Одна из самых известных черт казахского народа — это гостеприимность. «Обычай предписывает казаху в любое время года, в любое время суток радушно принять гостя, предоставить ему кров, постель, расстелить перед ним дастархан (скатерть)» [1, с.45].

К вопросу о традиционных отношениях в казахской семье

Традиционную казахскую семью почти всегда возглавлял мужчина, как правило, старший по возрасту, хотя с проникновением

Развитие семейно-брачных отношений в Казахстане. -Алма-Ата, 1971; Аргынбаев Х.А. Семья и брак у казахов (историко-этнографический очерк).

Боевые традиции казахского народа – основа... | Молодой ученый

Военное дело казахов составляют такие компоненты, как облавная охота, комплекс вооружения, традиционная военная организация, военная тактика. Институт батыров - школа боевой подготовки: - героический эпос - хранитель традиции военного искусства казахского народа...

Патриотическое воспитание казахстанской молодежи: история...

Мудрый хан призывал народ бороться за Родину, ценить и любить культуру своего народа, уважать обычаи и традиции семьи. Как патриот, Касым хан смог расширить границы ханства, увеличил численность населения до миллиона, издал своего рода конституцию казахского...

Влияние западной культуры на казахстанское общество

Почему мы, казахстанцы, меняем свои прекрасные обычаи, традиции, мировоззрение

Кокпар, байга, казахская борьба, лапта, городки, кулачные бои, царские забавы, беркутиная и

Это, безусловно, стремление изучить культуру своего народа и народов, которые окружают.

Казахские жузы и клановая система Золотой Орды

Как мы знаем, каждый казахский род имел в наличии свой уран.

А обычай казахов таков: обитающих на верховьях называют Большим жузом, живущих ниже — Средним жузом, а живущих на низовьях Младшим жузом» [12, 224–225].

Воспитательная функция национальных казахских игр в жизни...

Среди самых распространенных игр казахского народа можно назвать игру качели

Лошадь — самый надежный спутник казаха, поэтому казахи связывали с ним все свое существование. В казахские национальные игры могут играть не только взрослые, но и дети.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Влияние культурного аспекта на ведение переговоров...

Китай, Казахстан, культура, представитель, китаец, казахский народ, казахская культура, переговоры, межкультурная коммуникация, казах.

Ногайский компонент в этногенезе казахов | Статья в журнале...

Ногайская Орда, племя, казах, Малая Ногайская Орда, род, Казахское ханство, состав Казахов, середина XVI века, Алтыульская Орда, Западный Казахстан.

Воспитательное значение пословиц и поговорок казахского языка

Одна из самых известных черт казахского народа — это гостеприимность. «Обычай предписывает казаху в любое время года, в любое время суток радушно принять гостя, предоставить ему кров, постель, расстелить перед ним дастархан (скатерть)» [1, с.45].

К вопросу о традиционных отношениях в казахской семье

Традиционную казахскую семью почти всегда возглавлял мужчина, как правило, старший по возрасту, хотя с проникновением

Развитие семейно-брачных отношений в Казахстане. -Алма-Ата, 1971; Аргынбаев Х.А. Семья и брак у казахов (историко-этнографический очерк).

Боевые традиции казахского народа – основа... | Молодой ученый

Военное дело казахов составляют такие компоненты, как облавная охота, комплекс вооружения, традиционная военная организация, военная тактика. Институт батыров - школа боевой подготовки: - героический эпос - хранитель традиции военного искусства казахского народа...

Патриотическое воспитание казахстанской молодежи: история...

Мудрый хан призывал народ бороться за Родину, ценить и любить культуру своего народа, уважать обычаи и традиции семьи. Как патриот, Касым хан смог расширить границы ханства, увеличил численность населения до миллиона, издал своего рода конституцию казахского...

Влияние западной культуры на казахстанское общество

Почему мы, казахстанцы, меняем свои прекрасные обычаи, традиции, мировоззрение

Кокпар, байга, казахская борьба, лапта, городки, кулачные бои, царские забавы, беркутиная и

Это, безусловно, стремление изучить культуру своего народа и народов, которые окружают.

Казахские жузы и клановая система Золотой Орды

Как мы знаем, каждый казахский род имел в наличии свой уран.

А обычай казахов таков: обитающих на верховьях называют Большим жузом, живущих ниже — Средним жузом, а живущих на низовьях Младшим жузом» [12, 224–225].

Воспитательная функция национальных казахских игр в жизни...

Среди самых распространенных игр казахского народа можно назвать игру качели

Лошадь — самый надежный спутник казаха, поэтому казахи связывали с ним все свое существование. В казахские национальные игры могут играть не только взрослые, но и дети.

Задать вопрос