Библиографическое описание:

Ваакс А. Н. Распределение конфессий г. Астаны по возрастным группам как маркер социально-демографических процессов // Молодой ученый. — 2017. — №10. — С. 342-347.



В статье рассматривается возрастная структура представителей основных конфессий населения г. Астаны по результатам переписи населения 2009 г. Данный показатель является информативным маркером социально-демографических процессов, происходящих в городе в последние два десятилетия. Данные по г. Астана сравниваются с материалами по городскому населению других регионов Северного и Восточного Казахстана.

Ключевые слова: Астана, конфессии, социально-демографические процессы, ислам, христианство, возрастная структура, перепись населения

Казахстан является многонациональным, и как следствие, многоконфессиональным государством. По данным Министерства по делам религий и гражданского общества (далее МДРГО РК) на август 2016 г. в стране насчитывалось 18 конфессий, на базе которых функционировало 3 621 религиозное объединение. Стоит отметить, что до 2012 г. в Казахстане функционировало 46 различных конфессий, но это число резко уменьшилось в связи с принятием в октябре 2011 г. нового закона № 408-IV «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», гораздо менее либерального, чем предыдущий закон о религии, и предъявлявшего более жесткие требования для регистрации.

В числе этих 18 конфессий наиболее значительную роль играют две — ислам и православное христианство, к которым принадлежит более 95 % населения страны. Кроме православия, МДРГО РК официально признает в Казахстане следующие христианские конфессии: католицизм, баптизм, пятидесятнические церкви, Свидетели Иеговы, пресвитерианство, адвентисты Седьмого дня, евангелическо-лютеранская церковь, методисты, новоапостольская церковь, мормоны, меннониты. Кроме того, зафиксированы иудаизм, буддизм, а также такие синкретические религии, как муниты и бахаи.

Астана, столица Республики Казахстан и второй по населению город в стране, представляет значительный интерес в плане изучения религиозной ситуации. Доводом в пользу этого может послужить тот факт, что Астана, как едва ли не самая привлекательная дестинация для внутренних мигрантов, и как объект значительных финансовых вложений со стороны государства, стремительно растет и развивается. С момента обретения независимости, в Астане произошел ряд значительных, можно сказать системных, изменений, которые затронули не только экономику или архитектуру города, но и демографию, национальный состав и культурный облик.

К сожалению, ни перепись населения 1989 г., ни перепись 1999 г. не предусматривали фиксацию граждан по религиозному признаку. Однако данные переписи 2009 г. имеют, в том числе, и такую информацию, и позволяют сделать определенные выводы.

На 2009 г. население города представляли 80 национальностей. Из них казахи — 69,4 %, русские — 19,9 %, украинцы — 2,1 %, татары — 1,2 %, узбеки — 1,2 %, немцы — 1,1 %, корейцы — 0,7 %, белорусы — 0,6 %, азербайджанцы — 0,4 %, кыргызы — 0,4 %, турки — 0,4 %, ингуши — 0,3 %, армяне — 0,2 %, чеченцы — 0,2 %, молдаване — 0,1 %, таджики — 0,1 %, башкиры — 0,1 %, чуваши — 0,1 %, дунгане — 0,1 %, китайцы — 0,1 %, уйгуры — 0,1 %. Остальные 59 этносов составляют вместе 2,1 % населения.

Приблизительно 73,8 % представителей наиболее крупных этносов, населяющих город, традиционно исповедуют ислам. 24,1 %, соответственно — христиане разных направлений, в первую очередь православного.

Всего перепись населения 2009 г. зафиксировала в городе 491413 человек в возрасте старше 15 лет. Из них 71,2 % (349950) посчитали себя мусульманами, 25,1 % (123407) — христианами. Буддисты и иудеи составили приблизительно по 0,1 % (523 и 259 человек соответственно). Неверующими себя назвали 2,8 % (13563) опрошенных и 0,7 % (3593) отказались ответить.

Про соотношение в городе количества мусульман и христиан можно сказать, что в принципе оно сравнимо со средними данными в целом по стране. Всего в Казахстане мусульмане составили в 2009 г. 70,19 %, христиане — 26,17 %.

Любопытную картину нам показывают данные по распределению мусульман и христиан по возрастным категориям.

Таблица 1

Распределение мусульман ихристиан вАстане по возрастным категориям (по данным Национальной переписи населения 2009г.).

Возраст

Всего

Ислам

Христианство

15–19

57198

45178 (79 %)

10403 (18,2 %)

20–24

81366

63506 (78 %)

15508 (19,1 %)

25–29

75753

57245 (75,6 %)

15511 (20,5 %)

30–34

60060

44683 (74,4 %)

13120 (21,8 %)

35–39

49137

36365 (74 %)

10901 (22,2 %)

40–44

42082

30768 (73,1 %)

9699 (23 %)

45–49

40329

27847 (69 %)

10971 (27,2 %)

50–54

28152

17480 (62,1 %)

9419 (33,5 %)

55–59

19940

11190 (56,1 %)

7796 (39,1 %)

60–64

11829

6034 (51 %)

5198 (43,9 %)

65–69

9570

4062 (42,4 %)

5101 (53,3 %)

70 и старше

15997

5592 (35 %)

9780 (61.1 %)

491413

349950 (71,2 %)

123407 (25,1 %)

Как можно увидеть из таблицы 1, соотношение мусульман и христиан в Астане в 2009 г. в разных возрастных категориях различно, причем можно выделить определенную закономерность. Чем старше возрастная группа, тем меньше в ней процент мусульман и тем больше процент христиан. Для удобства представим ее в графическом виде (см. график 1).

Рис. 1. Соотношение мусульман и христиан в г. Астана по возрастным группам %.

Таблица 2

Распределение по возрасту казахов и представителей восточнославянских народов в Астане на 2009 г.

Возраст

Казахи

Восточные славяне (русские, украинцы, белорусы)

15–19

50196

9885

20–29

114630

29101

30–39

75585

22817

40–49

55964

19865

50–59

27506

16437

60–69

9549

10047

70 и старше

4843

9473

Всего:

338273

117625

Из таблицы 2 следует, что восточные славяне (традиционно православные) составляют 95,3 % от общего количества христиан в Астане. Казахи составляют 96,6 % от общего количества мусульман в Астане. В дальнейшем мы будем оперировать в основном данными по этим этносам.

Сравним информацию по г. Астана с данными по городскому населению некоторых других регионов Казахстана.

Рис. 2. Доля христиан в различных возрастных группах городского населения четырех областей и г. Астаны %.

Рис. 3. Доля мусульман в различных возрастных группах городского населения четырех областей и г. Астаны %

Интерес представляет общий для всех четырех областей тренд, выраженный в уменьшении доли христиан в возрастной группе от 25 до 44 лет, что четко видно на графике 2. Это можно было бы объяснить увеличением количества мусульман, однако в абсолютных цифрах их количество на этом отрезке или уменьшается (Карагандинская и Северо-Казахстанская области) или увеличивается незначительно (Павлодарская и Восточно-Казахстанская области). Таким образом, можно констатировать в рассматриваемых областях некоторый дефицит наиболее трудоспособного (25–44 года) русского населения. В Астане данный тренд также наблюдается, хотя и несколько менее выражен (см. таблицу 1).

Данные, представленные на графиках 2–3, позволяют сделать вывод, что распределение по Астане является отражением объективных процессов, которые характерны для региона в целом. Как и в Астане, в городском населении четырех рассмотренных областей наблюдается наибольшая доля мусульман в младших возрастных группах и наибольшая доля христиан в старших.

Объяснить сложившуюся картину можно воздействием двух главных и взаимосвязанных факторов. Первый из них — особенности возрастной структуры различных этносов населения Астаны. Второй фактор — внутренняя и внешняя миграция населения. Рассмотрим оба фактора более подробно.

Всего в Астане по результатам переписи на 2009 г. насчитывалось 425298 казахов. Из них в «молодую» возрастную категорию 15–29 лет входило 38,7 % (164826 чел.). Русских, украинцев и белорусов вместе взятых насчитывалось 138750, из которых в эту возрастную категорию входило лишь 28 % (38986 чел.). Что касается детей до 15 лет, то 21125 русских, украинцев и белорусов, входящих в эту возрастную категорию, составили 15,2 %. Количество казахов в этой возрастной категории составило 93364 человек (21,95 %).

В возрастную группу от 60 и старше входило 5431 казахов (1,27 % от общего количества представителей данного этноса). Русских, украинцев и белорусов — 19520 человек (14,06 %).

Таким образом, мы можем констатировать не просто большую — огромную разницу в возрастной структуре основных этносов столицы.

Если говорить о миграционном факторе, то можно выделить два основных вектора миграций в новейшей истории Астаны. Первый из них — эмиграция населения, в первую очередь русскоязычного. На 1989 г. русских, украинцев и белорусов в Астане насчитывалось 186421 человек. На 1999 г. этот показатель составил 153311 человек. Таким образом, убыль в абсолютных цифрах за 10 лет составила -33110 человек (-17,7 %). За межпереписной период (1999–2009 гг.) поток эмиграции несколько сократился, и убыль в абсолютных цифрах составила «лишь» -14561 человек (-9,5 %). К 2016 г. можно констатировать, что тренд «развернулся» и количество представителей рассматриваемых трех этносов достигло 151335 человек, что на 9 % больше, чем в 2009 г.

Таблица 3

Этническая структура населения г. Астаны (1989–2016 гг.) Источник: КС МНЭ РК

Год

Казахи

Русские

Украинцы

Узбеки

Татары

Немцы

Корейцы

Белорусы

1989

49798

(17,71 %)

152147

(54,10 %)

26054

(9,26 %)

640

(0,23 %)

9339

(3,32 %)

18913

(6,72 %)

1329

(0,47 %)

8220

(2,92 %)

1999

133585

(41,83 %)

129480

(40,55 %)

18070

(5,66 %)

429

(0,13 %)

8286

(2,59 %)

9591

(3,0 %)

2028

(0,64 %)

5761

(1,80 %)

2009

425298

(69,4 %)

122215

(19,9 %)

12783

(2,1 %)

7186

(1,2 %)

8970

(1,5 %)

6916

(1,1 %)

4172

(0,7 %)

3752

(0,6 %)

2016

658901

(75,51 %)

133587

(15,31 %)

13796

(1,58 %)

9150

(1,05 %)

10792

(1,24 %)

8679

(0,99 %)

5867

(0,67 %)

3952

(0,45 %)

Таблица 4

Сальдо внутренней и внешней миграции населения г. Астаны (1999–2014 гг.). Источник: КС МНЭ РК

Год

Сальдо внешней миграции

Сальдо внутренней миграции

1999

-4367

57609

2000

-2974

33276

2001

-3833

55209

2002

-2621

9382

2003

-429

5801

2004

-633

14819

2005

-462

16141

2006

-233

17941

2007

-780

20095

2008

-797

25677

2009

-334

32209

2010

715

33127

2011

380

30751

2012

-287

19606

2013

1412

16465

2014

375

17505

Как бы то ни было, отрицательное в целом сальдо внешней миграции совершенно перекрывает мощнейший поток внутренней миграции. Большую часть мигрантов составляют представители титульного этноса. Так, с 1989 по 2009 гг. казахов в Астане стало на 375500 человек больше. А с 2009 по 2016 гг. их число увеличилось еще на 233603 человек. В целом в 1989–2016 гг. число казахов увеличилось в 13,2 раза.

Говоря о малом количестве представителей старших возрастных групп среди мусульман и большом количестве среди христиан, стоит отметить тут как раз влияние миграционного фактора. Оба тренда, и внешняя и внутренняя миграция, подразумевают относительно высокий уровень мобильности. При этом имеет не такое большое значение, уезжает мигрант на постоянное место жительства в другую страну или приезжает в Астану из другого региона. В любом случае, новая среда — это в первую очередь среда рабочая. Пенсионеры — представители христианских конфессий, очевидно, не обладают столь высоким уровнем мотивации для того, чтобы уезжать из города в другую страну. Так же, как и пенсионеры массово не едут в Астану из других городов Казахстана.

Картина возрастной структуры, сложившаяся в основных конфессиях г. Астана, является отражением ряда объективных социально-демографических процессов, характерных не только для данного города, но и в целом для городского населения Северного и Восточного Казахстана. В числе факторов следует назвать рождаемость и возрастную структуру этноса, тренды внутренней и внешней миграции.

Литература:

  1. Религиозные объединения Республики Казахстан (по состоянию на 10.08.2016 г.) / Официальный сайт Министерства по делам религий и гражданского общества Республики Казахстан. Электронный источник: http://www.din.gov.kz/rus/religioznye_obedineniya/?cid=0&rid=1638 Дата обращения: 14.02.2017 г.
  2. Закон Республики Казахстан от 11 октября 2011 года № 483-IV «О религиозной деятельности и религиозных объединениях». Электронный источник: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31067690#pos=1;-159 Дата обращения: 14.02.2017 г.
  3. Город Астана. Итоги Национальной переписи Республики Казахстан 2009 года. Том 2. Статистический сборник. Под ред. А. А. Смаилова. — Астана. — 2011. — 74 с.
  4. Карагандинская область. Итоги Национальной переписи Республики Казахстан 2009 года. Том 2. Статистический сборник. Под ред. А. А. Смаилова. — Астана. — 2011. — 160 с.
  5. Павлодарская область. Итоги Национальной переписи Республики Казахстан 2009 года. Том 2. Статистический сборник. Под ред. А. А. Смаилова. — Астана. — 2011. — 144 с.
  6. Восточно-Казахстанская область. Итоги Национальной переписи Республики Казахстан 2009 года. Том 2. Статистический сборник. Под ред. А. А. Смаилова. — Астана. — 2011. — 150 с.
  7. Северо-Казахстанская область. Итоги Национальной переписи Республики Казахстан 2009 года. Том 2. Статистический сборник. Под ред. А. А. Смаилова. — Астана. — 2011. — 138 с.
  8. Итоги миграции населения Республики Казахстан за 2008 год. Бюллетень Агентства по статистике РК. Серия 15 «Демография». — 2009
  9. Итоги миграции населения Республики Казахстан за 2009 год. Бюллетень Агентства по статистике РК. Серия 14 «Демография». — 2013
  10. Итоги миграции населения Республики Казахстан за 2010 год. Бюллетень Агентства по статистике РК. Серия 14 «Демография». — 2011
  11. Итоги миграции населения Республики Казахстан за 2011 год. Бюллетень Агентства по статистике РК. Серия 14 «Демография». — 2012
  12. Итоги миграции населения Республики Казахстан за 2012 год. Бюллетень Агентства по статистике РК. Серия 14 «Демография». — 2013
  13. Итоги миграции населения Республики Казахстан за 2013 год. Бюллетень Агентства по статистике РК. Серия 14 «Демография». — 2014
  14. Итоги миграции населения Республики Казахстан за 2014 год. Бюллетень КС МНЭ РК. Серия 14 «Демография». — 2015

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle