Библиографическое описание:

Светлова Н. В. Расчет емкости мебельного рынка и выявление влияния ее составляющих на примере Новгородской области // Молодой ученый. — 2010. — №3. — С. 134-136.

Определение потребительского потенциала рынка является составным элементом оценки рыночной конъюнктуры. Потребительский потенциал  рынка обусловлен покупательским спросом и характеризуется показателем емкости рынка. Емкость рынка – количество товаров, которое рынок способен поглотить (приобрести) за определенный срок и при данных условиях [2, с. 70].

Она характеризуется масштабами потребления. Характеристики других условий реализации продукции зависят от соотношения потоков производства и потребления. Эти соотношения меняются ввиду различий в ритмичности и интенсивности динамики производства и потребления [1, с.33].

Существует множество методик расчета данного показателя. Выбирая тот или иной метод, необходимо учитывать специфику изучаемого рынка, наличие доступной информации о рынке. Токарев Б.Е. предлагает провести классификацию методов оценки емкости рынка следующим образом:

-          на основе структурных характеристик;

-          по объемам производства;

-          по объемам потребления;

-          по объемам продаж;

-          комплексные методы [4, с. 381-389].

Исходя из приведенного выше определения емкости рынка, при расчете главным критерием выбора метода являются потребители, так как именно они представляют потребляющую часть рынка.  Следовательно, наиболее приемлемым методом является метод по объемам и  нормам потребления.

На примере мебельного рынка Новгородской области определены показатели, необходимые для расчета емкости рынка по объемам и нормам потребления, и представлены в таблице 1.

Необходимо учитывать, что мебель приобретается в основном домохозяйствами для обустройства квартир. Следовательно, в качестве потенциальных покупателей можно считать как домохозяйства, так и количество жилых квартир и домов в Новгородской области.

Таблица 1

Данные для расчета емкости мебельного рынка Новгородской области

 

Показатель

Год

2004

2005

2006

2007

2008

Потребительские расходы на одного члена домохозяйства в год, тыс. руб.

30,709

43,253

51,593

62,528

73,540

Среднемесячные расходы на 1 члена домохозяйства на мебель, домашнее оборудование и предметы для ухода за домом, в процентах

4,900

6,100

8,300

6,000

7,600

Средний размер домохозяйства по переписи 2002 г., чел.

2,400

2,400

2,400

2,400

2,400

Число квартир, тыс. ед.

343,900

348,600

350,600

354,106

355,700

Число домохозяйств, тыс. ед.

270,700

267,300

263,900

261,000

270,800

 

Из таблицы 1 видно, что количество квартир превышает количество домохозяйств. Значит целесообразней для расчета использовать количество квартир.

Составной частью расчета емкости рынка является норма потребления на одного потребителя. В нашем случае это расходы на потребление мебели, рассчитываемые как произведение расходов на мебель одного члена домохозяйства  в денежном выражении и среднего размера домохозяйства.

Таким образом, алгоритм расчета емкости рынка будет выглядеть следующим образом (рисунок  1).

 

 

Рис. 1 Схема расчета емкости мебельного рынка

 

Полученные данные о емкости мебельного рынка Новгородской области  по предлагаемой схеме представлены в таблице 2, где проведен анализ динамики показателя за 2004-2008гг.

 

Таблица 2

Динамика емкости мебельного рынка в Новгородской области

 

Год

Емкость рынка,

млн. руб.

Цепные темпы

прироста, %

Относительное

ускорение, п.п.

2004

1,242

-

-

2005

2,207

77,7

-

2006

3,603

63,3

-14,4

2007

3,188

-11,5

-74,8

2008

4,771

49,7

61,2

 

По данным таблицы 2 совершенно определенно можно сказать о значительных колебаниях темпов прироста емкости мебельного рынка в Новгородкой области и их значительном снижении в 2006 и 2007 гг. В 2008 году показатель превысил данные предыдущего года на 49,7%. В среднем темп роста емкости рынка составил 1,3 за 2004-2008гг.

Рассчитывая емкость рынка по предлагаемой схеме, возможно получение данных не только о самом показателе, но и выявление структурных сдвигов, т.е. можно определить за счет какой составляющей и в какой степени произошли изменения показателя. Для этих целей необходимо построить аддитивную модель емкости рынка:

 

Е=Р×Д×К,                            (1)

 

где Е – емкость мебельного рынка, руб.

Р – потребительские расходы одного члена домохозяйства на мебель за год, руб.

Д – средний размер домохозяйства, чел.

К – число квартир, ед.

Абсолютный прирост емкости рынка выражен следующей формулой:

 

∆Е=Р1×Д1×К1Р0×Д0×К0 ,                       (2)

 

в том числе прирост за счет изменения среднего размера домохозяйства:

 

∆Е(Д)= Р0×Д1×К1Р0×Д0×К1 ,                   (2а)

 

прирост за счет изменения потребительских расходов одного члена домохозяйства на мебель:

 

∆Е(Р)= Р1×Д1×К1Р0×Д1×К1 ,                   (2б)

 

прирост за счет изменения числа квартир:

 

∆Е(К)= Р0×Д0×К1Р0×Д0×К0 ,                   (2в)

 

Таким образом, получена индексная трехфакторная аддитивная модель:

 

∆Е= ∆Е(Р)+ ∆Е(Д)+ ∆Е(К) ,                             (3)

 

и трехфакторная мультипликативная модель емкости рынка:

 

 IЕ= IД × IР × IК,                                 (4)

 

Для изучения динамики емкости рынка за счет трех составляющих за 2007-2008 гг. составлена таблица 3.

 

Таблица 3

Расчет индекса емкости рынка

 

Показатель

2007 год

2008 год

Абсолютный прирост

Относительные изменения

Емкость рынка, тыс. руб.

318838,2

477125,2

158287,0

1,4964

Потребительские расходы одного члена домохозяйства на мебель за год, тыс. руб.

 

375,2

 

558,9

 

183,7

 

1,4897

Средний размер домохозяйства, чел.

2,4

2,4

0,0

1,0000

Число квартир, тыс. ед.

354,1

355,7

1,6

1,0045

 

Абсолютный прирост емкости рынка составил 158287,0 тыс. рублей или 1,5%.

За счет изменения среднего размера домохозяйства прирост емкости рынка равен:

 

∆Е(Д)= 320273,4-320273,4 = 0 тыс. руб.

 

За счет изменения потребительских расходов одного члена домохозяйства на мебель изменения емкости мебельного рынка составили:

 

∆Е(Р)= 477125,2320273 = 156851,7 тыс. руб.

 

Прирост емкости рынка за счет изменения числа квартир составил:

 

∆Е(К)= 320273,4 – 318838,2 =1435,2 тыс. руб.

 

Таким образом, общий прирост емкости мебельного рынка обусловлен неизменным размером домохозяйства, ростом потребительских расходов одного члена домохозяйства на мебель, давшим прирост емкости рынка в 156851,7 тыс. руб. или 1,4897% , увеличением числа квартир, которое привело к увеличению емкости рынка на 1435,2 тыс. руб. (1,0045%):

 

158287=0+156851,7+1435,2 и 1,4964=1×1,4897×1,0045.

 

Полученная модель (1) расширяет возможности анализа емкости рынка и позволяет выявлять действие входящих в неё составляющих с помощью индексов.

 

Литература

1.         Клинов В.Г. Экономическая конъюнктура. Факторы и механизмы формирования: Учебное пособие / В.Г. Клинов. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. – 278с.

2.         Статистика рынка товаров и услуг: Учебник. – 2-е изд. перераб. и доп. / И.К. Беляевский, Г.Д. Кулагина, Л.А. Данчонок и др.; Под ред. И.К. Беляевского. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 656 с.

3.         Статистический ежегодник Новгородской области. Новгородстат, 2009.

4.         Токарев Б.Е. Маркетинговые исследования: учебник. – М.: Экономистъ, 2005. – 624 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle