Библиографическое описание:

Есмагамбетова А. С. Биографическое повествование истории династии и отражение выбора профессии в социально-патриотической жизни страны // Молодой ученый. — 2016. — №29. — С. 307-309.



События последних веков имели большое отражение в судьбе семьи как ячейки общества, так и в судьбе всего казахского народа. Разрушение многовековых национальных традиций, явилось социальным потрясением, которое помогло выжить в самых сложных условиях, а порой и черпать силы для духовного и нравственного возрождения.

Имя моё Есмагамбетова Алтынай. Я родилась и выросла в Нефтяной Столице Республики Казахстан, в городе Атырау, ранее носившем название Гурьев. По национальности я казашка, а для каждого казаха важно помнить, о традиционном уважительном и почтительном отношении к старшему поколению, уважении к мудрости и обычаям, а так же знать всех своих предков до седьмого колена. Это является неотъемлемой частью казахского воспитания. Хочу поведать Вам историю своей семьи — профессиональной династии, обеспечивающей наследование в семье от поколения к поколению содержания труда и традиций. Обычно, династии возникают в семьях, в которых родители с интересом занимаются своим делом. Выбор профессии — это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и психологическое здоровье. Важную роль оказывает социально-культурная значимость и престиж профессии данной династии, а так же, высокий нравственный уклад и традиции.

Знать предков до седьмого колена — эта традиция исходит из тенгрианства. Согласно древним верованиям, у человека есть душа, которая не нуждается в физической пище, но пищей для нее является дух предков Аруах. Если человек совершает дурной поступок, предает честное имя своих предков, то он тем самым оскорбляет духов Аруахов, а значит и Тенгри. Поэтому человек четко осознавал, что его деяния будут отражаться на семи последующих его поколениях. А если человек прожил жизнь достойную уважения, то духи будут благосклонны к его потомкам.

Правило для любого казаха — никогда не оставлять близких и родственников в беде, хранить честь и достоинство своей семьи и рода. В современном Казахстане многие обычаи потеряли свою актуальность, но не в моей семье.

Ближе всего для меня история моих прадедушки и прабабушки, которые были первыми заслуженными артистами города Атырау.

Прадедушку по материнской линии звали — Жаксыбаев Онай. Он родился 10 апреля 1912 года, в городе Гурьеве. Его родители работали на местном рыбном заводе, который обеспечивал провизией во время войны не только население города, но и раненых солдат, люди не голодали. В 1938 году прадед окончил местную Театральную Студию, после чего он и группа молодых студентов-энтузиастов, построили здание Дома Культуры «Нефтяников» (ДК «Нефтяник»). В период строительства Гурьевского Казахского Драматического Театра первый кирпич на фундаментную плиту был заложен Жаксыбаевым Онайем. В этом же году окончив Театральную Студию города Петропавловска, переводом приезжает молодая актриса Ибрагимова Жамиля, которая родилась в городе Петропавловске 7 ноября 1917 года. В 1941 году жизнерадостные, полные творческих мечтаний актёры поженились, положив тем самым начало совместного, творческого наследия семьи.

Началась Великая Отечественная война, Жаксыбаева Онайя призвали на фронт в 1942 году. Тогда, как ранее в 1939-ом году его родной брат — Жаксыбаев Чингир пропал без вести на Финской войне, поэтому в связи с уходом на войну младшего сына вся семья очень верила и надеялась, что он вернётся с фронта живым и невредимым.

В то время как Онай был на войне, его супруга Жамиля ездила на линию фронта с выступлениями организованными для поднятия боевого духа советских солдат, воевавших за родину, а так же пока мужчины воевали, женщины театра в том числе моя прабабушка играли мужские роли. Недавно стало известно (из архивов театра), что Жамиля отправляла, в гуманитарно-благотворительных целях свою зарплату на фронт, делая свой маленький вклад в общее дело: — обеспечения советских солдат дополнительными благами.

В ноябре 1943 года в Крыму, во время знаменитого форсирования советскими солдатами на лодках — поддонах через озеро Сиваш при строительстве первого деревянного моста на рамных опорах, Жаксыбаева Онайя тяжело ранило, после большой потери крови, он вернулся с войны инвалидом — была раздроблена правая рука сквозным ранением. Ему пришлось продолжить работу в театре уже в качестве Первого Директора и одного из ведущих артистов Казахского Драматического Театра. В театре Жаксыбаев Онай и Ибрагимова Жамиля отработали по 40 лет, вышли на пенсию и получили звание Заслуженный Артист КазССР. Прадед ушел из жизни в 1981 году, прабабушка в 1996 году.

От этого союза двух творческих сердец в 1946 году в городе Гурьеве родилась Жаксыбаева Мансия, которая тоже была творчески одарённой с детства личностью, выходила на сцену театра вместе с родителями и играла роли. В 1967 году она приняла участие на фестивале в честь 50-ти лет Октябрьской революции, в Москве, в Кремлевском Дворце Съездов. В 1968 году 22 августа бабушка вышла замуж за Есмагамбетова Сапаргали 1941 года рождения. Сапаргали был рождён в семье муллы — Есмагамбетова Байырхана, являющегося потомком известного в те времена зажиточного рода. Прадед во время войны работал в тылу на продуктовой базе товароведом, так же он занимался разведением коров. В последствии им была выведена корова черного окраса с белыми пятнами, которая так и была названа в честь прадеда Байырхановской. Жена прадеда, являлась внучкой известного в те времена мецената Махаша — волостного правителя, человека сыгравшего огромную роль в доверительных и взаимовыгодных отношениях России и Казахстана в 17 веке. Он являлся доверенным лицом Царицы Романовой Анны Иоанновны на территории Младшего Джуза. Махаш правитель сыграл наиважнейшую роль в сохранения генофонда казахов от вражеских набегов на степь, подписав акт о переходе Младшего Джуза под Российский протекторат, а в последствии и передаче в число Российской империи трёх Казахстанских областей: Астраханской, Самарской и Оренбургской, при условии сохранения ханства за казахами.

Родословная Сапаргали, который был седьмым ребёнком в семье, была очень насыщена известными и знатными предками, но детство его было тяжелым, так как он родился в 1941г., когда воевать за родину уходило огромное количество казахских солдат. Война закончилась, когда Сапаргали было пять лет. После получения двух образований инженера — строителя и банковского дела он проработал в Национальном Банке Казахстана на должности — главного ревизора на государственных строительных объектах. Участвовал в проектировании и в строительном процессе Национального Банка Республики Казахстан г. Атырау. Он проработал в банке 40 лет, и в числе первых трех банкиров получил звание Заслуженный Работник Национального Банка Казахстана. В 2004 году он вышел на заслуженный отдых.

Его старший брат Есмагамбетов Сагынгали по профессии был географом — топографом, который составил и изобразил первую подробную топографическую съёмку в масштабе 1:500 г. Атырау с нанесением всех инженерных сетей и коммуникаций.

Жизнь свою проживаю на два города Атырау и Алматы. Отец старший сын в своей семье — коренной алмаатинец, работает переводчиком и находится в частых разъездах по городам мира в силу своей профессии. Мать — Сауле — коренная атыраучанка, с детства отличалась умением компоновки и наличием объёмного зрения. Закончив вуз по профессии Промышленное Гражданское Строительство она работала в городской Архитектуре и в Центре Генерального Плана г. Атырау инженером-дизайнером компьютерного отдела, архитектором. С 2001г. получив Государственную строительную лицензию открыла собственное проектное бюро.

С приобретением Независимости Казахстана и в частности с присвоением нашему городу статуса Нефтяной столицы Казахстана Есмагамбетовой Сауле были спроектированы целые микрорайоны «Атырау горстрой» по проспекту Сатпаева, жилой комплекс «Шуак Кала» по ул. Ерниязова, танцующий фонтан перед Драматическим Театром г. Атырау, в котором работали её бабушка с дедушкой, как дань памяти нашим творчески одарённым предкам, множество Офисов, Гостинично-развлекательных Комплексов в том числе гостиница «Мэриот», поликлиники, больницы, Школы, детские учреждения, производственные базы, птицефабрика, Индивидуальные жилые дома, реконструкции старинных зданий и сооружений и многое другое… Так осознав, что она трудится на себя и для себя, что её благосостояние зависит от неё самой, а не от чужого дяди — работодателя или наемного работника Сауле сумела заинтересовать в результате своего труда, с большим упорством и самоотдачей своих дочерей.

Большое значение в становлении личности имеет среда, семья. Члену семьи намного легче передать все навыки, приемы работы, раскрыть все секреты и тонкости. Конечно, глава семьи и предприятия ждет от сына или дочери такой же отдачи, как от себя самого, такого же внимания и упорства в работе, такой же любви к собственному делу.

Всё время учёбы в школе я только и слышала, что мама снова и снова проектирует новые здания и сооружения. Была в курсе всех этапов проектирования, строительства, монтажа объектов, т. к. часто мама после школы меня забирала на «стройки» за которыми вела «авторский надзор». Конечно, в период развитии всех этих событий в жизни я не понимала, что Мама — человек который воплощает в реальность желания, чаяния и мечты людей. Но когда я видела, как чествуют Архитектора Сауле на презентациях и открытиях новых строений, меня каждый раз переполняла гордость!

Грамотное умение в проведении переговоров по обсуждению проектов, психология поведения на разных этапах строительного процесса, положение в обществе, значимость в историческом наследии и в архитектурном облике-ансамбле нашего родного города — это все те понятия, которые были мною поняты и изучены на примере моей матери, которая и по сей день творчеством своим радует новых заказчиков. Это всё сложило в моём понимании образ — мою мечту:

Стать человеком значимым, служить на благо своего отечества, радовать людей своим творчеством, Оставить свой след не только вистории династии, но инайти отражение собственного выбора профессии всоциально-патриотической жизни страны.

Что ещё, как не профессия созидателя-творца-строителя может ещё удовлетворять и быть сопоставимым с этой мечтой.

Я выбрала свой жизненный путь, поступив на элитную специальность со звучно-значимым названием — Строительство уникальных зданий и сооружений! Это моё призвание!

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle