Автор: Шельпова Елена Владимировна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №27 (131) декабрь 2016 г.

Библиографическое описание:

Шельпова Е. В. Концептуальные основания проектирования воспитательной системы на основе идей Л. С. Выготского // Молодой ученый. — 2016. — №27.1. — С. 35-37.



Annotation:the article discusses the fundamental provisions of L. S. Vygotsky on education. It is shown that in modern science the lack of attention paid to these issues — the development of the emotional sphere, moral values and needs. Highlights key issues of the pedagogy of cooperation. The role of the social environment in the educational process. It is proved that works of L. S. Vygotsky help you to understand the acute and controversial problems of modern education.

Keywords:teacher, child, education, personality, educational environment, activities, pedagogy of cooperation.

Современное образование в большей степени акцентирует внимание лишь на одном аспекте — развитии интеллектуальной сферы обучающихся. Гораздо меньше внимания уделяется вопросам воспитания: развитию эмоциональной сферы, нравственных потребностей, уважительного отношения к окружающим людям, культурному взаимодействию с ними. Закон Российской Федерации «Об образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года, Федеральная целевая программа развития образования на 2016–2020 годы, новые ФГОСы учреждений профессионального образования акцентируют внимание на возвращение вопросов воспитания в круг государственных приоритетов, подчеркивают актуальностьцеленаправленноговоспитания на всех уровнях образования [3].

Эффективность решения этих сложных вопросов в значительной степени связана с идеями, изложенными в культурно-исторической теории Л. С. Выготского. Эти идеи удивительно современны, они представляют собой теоретические положения выдающегося ученого о психическом развитии ребенка и условиях этого развития.

Главной фигурой воспитательной системы, по мнению Л. С. Выготского, является сам ребенок как субъект собственной деятельности. Педагог, пользуясь разнообразными возможностями социальной среды, в которой живет и действует ребенок, может направлять и руководить его деятельностью с целью дальнейшего развития [2].

Л. С. Выготский рассматривал различные формы активности всех участников воспитательного процесса — ребенка, социальной среды, педагога: «Менее всего следует представлять себе воспитательный процесс как односторонне активный и приписывать всю без остатка активность среде, сводя на нет активность самого ученика, учителя и всего происходящего в соприкосновении с воспитанием… Теория социального воспитания не только не обозначает капитуляции перед воспитанием, но, напротив того, знаменует высшую точку в овладении течением воспитательных процессов… Она должна научить нас, как овладеть воспитанием, опираясь на его же собственные законы» [1, 241]. При этом Лев Семенович не признавал наличия особой, отдельной реальности, в которую включены лишь «педагог — ребенок», он постоянно выделял и исследовал связывающую их динамичную социальную среду. Особая сложность работы педагога проистекает из того, что он, с одной стороны, должен хорошо ориентироваться в закономерностях психического развития ребенка, с другой — знать особенности динамики социальной среды, чтобы, умело изменяя ее, направлять в педагогически целесообразное русло течение его деятельности, создавать новые формы его сознания и поведения. «Вот почему, — считал Лев Семенович, — на долю учителя в процессе воспитания выпадает тоже активная роль — лепить, кроить, кромсать и резать элементы среды, сочетать их самым различным образом, чтобы они осуществляли ту задачу, которая ему нужна. Таким образом, воспитательный процесс оказывается трехсторонне активным: активен ученик, активен педагог, активна заключенная между ними среда» [1, 82].

Отсюда следует, что процесс воспитания, если исходить из идей Л. С. Выготского, не сводится к простой передаче ребенку положительных качеств личности и черт характера, потребностей и мотивов, способов и форм поведения. Эти личностные образования могут возникнуть в сознании воспитуемого только в результате его собственной деятельности, его психической активности. Как бы ни старался педагог, активизируя при этом воспитательные возможности социальной среды, сформировать у своего воспитанника такие, например, качества личности, как отзывчивость и ответственность, его труд будет напрасным до тех пор, пока сам воспитанник не загорится желанием стать отзывчивым и ответственным человеком. Иначе говоря, цель, которую ставит перед собой педагог, должна быть принята воспитуемым, превратиться в его цель, в его психологическую установку.

Такое понимание воспитания придает особое значение умелому руководству со стороны педагога развитием самостоятельности ребенка как черты его личности. В образовательном процессе она предполагает стремление и умение обучающихся без посторонней помощи выполнять поставленные учебные задачи, преодолевать возникающие трудности, критически осмысливать изучаемый материал, обоснованно ставить и разрешать новые посильные вопросы.

Анализ теоретических взглядов Л. С. Выготского позволил сформулировать выводы в отношении развития личности обучающихся и самостоятельности как стержневого личностного качества: во-первых, успешное развитие самостоятельности происходит сначала в условиях коллективной деятельности, сотрудничества, когда ученик, подражая образцу педагога или сверстников, усваивает их опыт, их умение самостоятельно работать. Во-вторых, то, что приобретается учеником с целью развития самостоятельности в коллективной деятельности, применяется и совершенствуется им потом в собственной деятельности. В-третьих, развитие самостоятельности требует со стороны педагога вдумчивого и четкого руководства детьми, умелой организации их взаимосвязанной коллективной и индивидуальной деятельности.

Однако можно быть самостоятельным в познавательном плане, хотеть и уметь самому овладевать новыми знаниями, используя для этого различные технологии, но это может не мешать проявлять равнодушие, ложь, жестокость, совершать преступления. «Мы знаем, — писал Л. С. Выготский, — что интеллектуальное развитие может соединиться с величайшей безнравственностью и, следовательно, само по себе отнюдь не является гарантией морального поведения» [1, 257].

Рассматривая ключевые вопросы педагогики сотрудничества, Лев Семенович формулирует аспектысвоей теории: «… Личный опыт воспитанника делается основной базой педагогической работы. Строго говоря, с научной точки зрения нельзя воспитывать другого… Ребенок в конечном счете воспитывается сам… В воспитательном процессе личный опыт ученика представляет из себя все. Воспитание должно быть организовано так, чтобы не ученика воспитывали, а ученик воспитывался сам». С другой стороны, опыт ученика «всецело и без всякого остатка определяется социальной средой… И если учитель бессилен в непосредственном воздействии на ученика, то он всесилен при непосредственном влиянии на него через социальную среду… Идеально осуществимое воспитание возможно только на основе надлежащим образом направленной социальной среды, и, следовательно, коренные вопросы воспитания могут быть решены не иначе, как после решения социального вопроса во всей его полноте… Всякая попытка построения идеалов воспитания в социально противоречивом обществе есть утопия, потому что … единственным воспитательным фактором является социальная среда, и до тех пор, пока она будет таить в себе неразрешимые противоречия, последние будут вызывать трещины в самом хорошо задуманном и одушевленном воспитании. Воспитание осуществляется через собственный опыт ученика, который всецело определяется средой, и роль учителя при этом сводится к организации и регулированию среды». При этом «воспитательная среда» — это искусственное окружение ребенка, призванное представить ему основные характеристики тех общественных форм жизни, с которыми он может встретиться по мере своего взросления. Такая среда всегда будет в чем-то отличаться от реальной жизни, окружающей ребенка. Это и хорошо и плохо. Хорошо тем, что за счет этого удастся избежать влияния многих негативных факторов реального социального быта. Плохо тем, что за счет своей искусственности она не в силах передать все многообразие жизненных отношений. Создание такой среды является, по мнению Л. С. Выготского, обязательным условием воспитательной работы. Он считал, что необходимо «отказаться от стихийного начала в воспитательном процессе и противопоставить ему разумное сопротивление и управление этим процессом, достигаемое через рациональную организацию среды» [1, 261].

Иначе говоря, согласно Л. С. Выготскому, педагог может целенаправленно воспитывать детей лишь при постоянном сотрудничестве с ними, с их средой, с их желаниями и готовностью действовать самим вместе с ним. Эта ключевая идея противостоит требованиям авторитарной педагогики, согласно которой педагог непосредственно воздействует на ребенка, исходя из целей образовательного процесса, не учитывая мотивы, интересы и готовность ребенка осуществлять собственную деятельность.

Таким образом, идеи Л. С. Выготского о сущности воспитания, о педагогике сотрудничества не утратили своей актуальности и жизненной значимости. «В основу воспитательного процесса, — писал Лев Семенович, — должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность… Учитель является с психологической точки зрения организатором воспитывающей среды, регулятором и контролером ее взаимодействия с воспитанником… Социальная среда есть истинный рычаг воспитательного процесса, и вся роль учителя сводится к управлению этим рычагом… Психологический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность». Основная цель воспитания — целенаправленная и преднамеренная выработка у ребенка новых форм его поведения, деятельности, т. е. планомерная организация его развития.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  2. Дубровина И. В. Идеи Л. С. Выготского о содержании детской практической психологии //Психологическая наука и образование. 2013, № 3. — с. 254–262.
  3. Шельпова Е. В., Петьков В. А. Организация и управление воспитательной системой учреждения профессионального образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 9.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle