Библиографическое описание:

Литвинова Е. В., Шведов Д. А., Дробчак В. Г. Место патриотизма в жизни современной молодежи // Молодой ученый. — 2016. — №26.



Патриотизм — одна из фундаментальных основ российской государственности. Именно поэтому данная проблема является актуальной и часто обсуждаемой общественностью. Так что же такое патриотизм, и какое место он занимает в жизни современной молодежи?

Патриотизм — это социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, и бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. [1]

Но, к сожалению, отношению к патриотизму в современном социуме довольно неоднозначно, и часто мы сталкиваемся с такими проблемами, как антипатриотизм и эмиграция. С чем же это связано, и какие методы противодействия существуют? Эти и другие вопросы освещены в данной статье.

Антипатриотичные настроения как феномен современного российского общества.

Все чаще в социальных сетях и СМИ начинают всплывать негативные высказывания россиян в адрес собственной страны и собственного народа. Интернет-ресурсы полны новостей, связанных с огрехами и промахами России на внешнеполитической арене, газеты пестрят заголовками об отсталости всех сфер российской экономики, из радиоприемников то и дело раздаются напыщенные голоса дикторов, саркастично высмеивающих традиционные российские ценности.

Казалось бы, недовольство этой части граждан вполне объяснимо и вызвано вполне объективными причинами: неоднозначностью государственной политики, коррупцией всех слоев власти, стагнацией экономики, падением уровня жизни и многим другим.

С такой позицией можно было бы согласиться, если б не одно «но». Подается подобное недовольство в предельно грубой, язвительной и русофобской форме, с целью наиболее цинично и жестко оскорбить чувства патриотически настроенных слоев граждан. Такая позиция направлена не на конструктивное выявление проблемы и ее устранение, а на презрительное высмеивание государства и граждан.

Почему же вообще стал возможен рост антипатриотических настроений в современном российском обществе?

Связано это со множеством причин: социальной неудовлетворенностью граждан, идеологическим вакуумом, возникшем после распада СССР и многим другим. Но основополагающим фактором является ложное представление части россиян о собственной стране как об отсталой стране третьего мира.

Особенно легко и непринужденно такое представление формируется в умах подрастающего поколения. Ведь еще с древности людям было известно, что любые идеи, услышанные в молодости от ровесников, родителей, учителей способны отложится в сознании человека на всю жизнь. Сейчас же, в век информационных технологий, все стало намного серьезнее: на молодежь в интернете, на улице, в социуме обрушиваются тонны противоречивой информации, выбрать из которой достоверную подчас оказывается крайне трудно.

В Октябре этого года большой общественный резонанс вызвали необдуманные слова студентки МГИМО Элины Бажаевой, дочери российского олигарха Мусы Бажаева. Отвечая на вопрос, где лучше — в России или в Америке, девушка позволила себе оскорбительную фразу «везде лучше, чем в рашке».

Придание инцидента огласке хоть и вызвало волну порицания и возмущения со стороны общественности, заставив Элину Бажаеву публично извиниться перед задетыми россиянами, но вряд ли изменило мнение девушки о собственной стране.

К сожалению, оскорблять Россию в последнее время становиться все более и более модно. Так, не стесняясь ничего, позабыв о каком-либо приличии, видные политики, телеведущие и публицисты на огромную аудиторию изо всех сил натужно поливают грязью наше государство.

Особо сильно достается нашей истории. Ее коверкают, искажают, и всячески дискредитируют. Уже обыденностью стало слышать в публичном пространстве тезисы «история — это не то, чем нужно гордиться», «история России насквозь пропитана пропагандой», «реальная история России преступна и маргинальна» и т. д.

К примеру, не так давно после установки в центре Москвы памятника крестителю Руси князю Владимиру частью так называемой просвещенной либеральной интеллигенции был устроен целый демарш против увековечивания памяти этому правителю. Владимиру припомнили и мрачное дохристианское прошлое, и жестокое покорение соседних племен, и насильственное принуждение к крещению в некоторых регионах Руси — одним словом, все, что, по мнению несогласных, делало невозможным установку монумента князю. Разумеется, при этом не было упомянуто ни слова о достоинствах Владимирской политики: объединении восточнославянских племен в единое государство, укреплении границ, экономическом союзе Руси с Византией и последовавшем небывалом росте торговых отношений между двумя странами.

Не удивительно, что, при освещении исключительно негативных сторон тех или иных исторических личностей, событий и процессов, у граждан нашей страны могут сложиться ложные представления о прошлом собственного государства.

Именно незнание собственной истории в большей мере способствовало возникновению и культивации антипатриотизма в нашей стране.

Патриотическое воспитание молодежи.

Среди духовных качеств любого современного государства, в том числе России, патриотизм занимает доминирующее положение.

Почему же важно прививать любовь к родине и с какого возраста это делать предпочтительнее?

Совершенно очевидно, что подростковый возраст является наиболее подходящим периодом не только для формирования морально-нравственных качеств и ценностей, но и для осознанного подхода к обсуждению подобного рода тем, их восприятию и проецированию на себя. Молодежь является носителем перспектив и именно от того, насколько удачно сформированы их взгляды не только относительно своего будущего, но и будущего своей страны, зависит современная жизнь и завтрашний день нашей страны. Патриотизм является способом сплочения как всего российского общества в целом, так и отдельно взятой ее категории — молодежи.

Тема патриотизма — вечная, а как к ней относится молодое поколение современного российского общества? Много ли патриотов среди современной молодежи?

Результаты проведенного социологического опроса среди студентов СПбГАСУ показали, что около 57 % опрошенных считают себя патриотами, 42 % — затрудняются ответить на данный вопрос, остальные патриотами себя не считают. И все-таки большинство молодых людей любят свою Родину и гордятся ее историческим прошлым, верят в ее будущее. Также прозвучал вопрос о желании покинуть Родину при условии невозможного возвращения обратно, на который 60,4 % опрошенных студентов ответили неодобрительно, т. е. подобное желание у них не возникает.

Много ли на сегодняшний день патриотов среди современной молодежи? Свидетельствующим фактором роста патриотических настроений среди молодого поколения может послужить проведенный центром общественного мнения «Ижтимоий фикр» социологический опрос. Полученные ими результаты подтвердили динамический рост чувства патриотизма среди молодежи. Абсолютное большинство опрошенных (94,3 %) отметили укрепление своих патриотических чувств.

Важность и актуальность патриотического воспитания существуют по сей день, поскольку именно вопрос патриотизма заслуживает особого внимания. Известно, что существует огромное количество образовательных программ, способствующих ознакомлению с этой темой. Так, например, в России разработана новая федеральная программа«Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016–2020 годы» Федеральным агентством по делам молодёжи. Одной из целей данной программы является увеличение чувства гордости за свою страну среди молодежи.

Таким образом, основываясь все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что в нашей стране особое внимание уделяется патриотическому воспитанию молодого поколения.

Проблема эмиграции среди молодежи.

Среди современной российской молодежи проблема эмиграции является наиболее обсуждаемой. Суть ее в том, что в кругу успешных молодых специалистов нередко поднимается вопрос о возможности переезда за рубеж для обустройства более комфортных жизни и деятельности, коими не может похвастать наша Родина. Неужели это связано с низким уровнем образования и плохим патриотическим воспитанием? Стоит обратиться к историческим и социологическим фактам о русской эмиграции, выяснив причины которой, найти исток столь актуальной ныне проблемы.

В Российской империи начала 19 века возникает такой феномен общества, как эмиграция. Это происходит в связи с указом Александра I, разрешающим российским подданным свободно выезжать за границу. Эмиграцию, происходящую в течение 19 века, трудно распределить по времени, но можно выделить несколько групп по разным причинам: трудовая, религиозная, еврейская и политическая. Трудовая, или экономическая эмиграция, является самой массовой в данный исторический период, т. к. в ее процессе Россию покинуло более 4 миллионов крестьян, ремесленников и чернорабочих. Вследствие религиозной эмиграции около 50 тысяч представителей разных конфессий предпочли сменить место проживания.

После Октябрьской революции новая власть закрыла границы, выезд из страны был возможен только с разрешения правительства так называемым «лояльным лицам». Спустя какое-то время побег и невозвращение из-за границы стали рассматриваться как преступление, предусматривающее наказание в виде конфискации имущества и расстрела. Но, тем не менее, эмиграция продолжалась и ее принято делить на три «волны». Первой волной (1917–1940 гг.) была так называемая «белая» эмиграция, причиной которой служила победа советской власти в революции и Гражданской войне. В число эмигрантов входили военные и гражданские лица. Вторая волна приходится на период Великой Отечественной войны и связана с перемещением войск Красной Армии по территории Европы. На третью волну эмиграции приходится период после смерти Сталина и до начала перестройки. В число эмигрантов входили диссиденты — граждане СССР, представляющие либерально-демократическую оппозицию действующему режиму власти. Так же данному периоду свойственна «утечка мозгов» — процесс массовой эмиграции из страны квалифицированных специалистов и ученых, который понес за собой весьма значительный ущерб в разных сферах жизни государства. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/dc/Emigration_from_Russia_%283%29.jpg

К началу нового столетия проблема «утечки мозгов» не теряет свою актуальность. В большинстве своем молодые ученые, а так же студенты покидают страну за более высоким уровнем образования и условий работы. Так же причинами смены страны проживания являются:

− Низкий уровень комфортности среды обитания;

− Низкий уровень оплаты труда;

− Неудовлетворительная материально-техническая и приборная база;

− Научный и материальный успех за рубежом многих ученых, покинувших Россию;

− Бюрократизм и волокита в своей стране, блокирующие возможность продуктивного труда;

− Полное отсутствие соблюдения авторского права.

D:\Dropbox\Скриншоты\Скриншот 2016-11-03 22.09.15.png

Согласно опросу, проведенному среди студентов нашего вуза, можно сделать следующий вывод, что чуть менее половины будущих специалистов согласны эмигрировать из России. Но цифры говорят о том, все-таки большая часть студентов настроена патриотически, и они готовы работать на благо своей страны, поднимая уровень своей жизни и престиж нашей Родины в целом.

Литература:

  1. гл. ред. В. В. Давыдов. Российская педагогическая энциклопедия. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — 608 с.
  2. Российский патриотизм сегодня // Обозреватель. URL:http://www.observer.materik.ru/observer/N7_2004/7_01.
  3. Патриотизм и современная молодежь // Молодежь С-Юга. URL:http://www.mskomi.ru/n/info.php/18204.
  4. Гамлет Маркарян. Уехать по делам // Бизнес-журнал. — 2015. — № 10.
  5. https://ru.wikipedia.org.
  6. Российский патриотизм и российский антипатриотизм // Наша среда. URL: http://nashasreda.ru/rossijskij-patriotizm-i-rossijsk.
  7. Старая фальсификация как оружие русофобов // Русская правда. URL: http://nashasreda.ru/rossijskij-patriotizm-i-rossijsk.
  8. Кречетников А. Пять волн российской эмиграции (рус.). Русская служба Би-би-си (26 декабря 2012).
  9. Павел Полян. Эмиграция: кто и когда в XX веке покидал Россию // Россия и её регионы в XX веке: территория — расселение — миграции / Под ред. О. Глезер и П. Поляна. — М: ОГИ, 2005. — С. 493–519.
  10. Д/ф «Русский ум и тайны мироздания» (РТР, 2015).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle