Библиографическое описание:

Шурыгина М. Л. Выразительность в речи и пении в младшем школьном возрасте // Молодой ученый. — 2010. — №1-2. Т. 2. — С. 309-311.

Современный этап развития общества в России определяет новые подходы к обучению и образованию детей. Наиболее эффективной сферой творческого развития детей являются учреждения дополнительного образования. Дополнительное образование детей в России, удовлетворяющее актуальные потребности и интересы детей и содействующее развитию личности, осуществляется в разных видах учреждений.

Раннее приобщение детей к настоящему искусству способствует зарождению в детской душе эстетического восприятия действительности. Несмотря на изменения в области бытования различных музыкальных жанров в нашей стране, самым доступным видом музыкального искусства является детское хоровое пение.

 С каждым годом среди учащихся, поступающих в музыкальные школы, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии. Такие нарушения связаны и с закрытием в детских садах логопедических групп, и с миграционной ситуацией в Приморском регионе. В одном классе учатся дети разных национальностей (армяне, узбеки, китайцы...), которые владеют русским языком на уровне бытового общения. Наиболее интенсивно формирование разговорной речи происходит в повседневном общении с ребенком, в реальных жизненных ситуациях. Но если ребенок воспитывается в другой языковой семье, (более чем 90 разных национальностей зарегистрировано в Приморском крае в 2002 году) и не посещает до школы детский сад, его речевое развитие находится на низком уровне. Обходясь диалогической формой разговора, ребёнок и не осознает необходимости развивать эту сторону речи. Работая с учащимися других национальностей, мы обратили внимание, что они, по сравнению с русскими детьми, обладают другими психоэмоциональными возможностями. Их связная речь не развита в силу недостаточности словарного запаса русского языка, низкого уровня познавательной активности и бытового общения. Только в результате целенаправленных занятий отдельные диалектические особенности речи могут быть устранены. Таким образом, данная ситуация требует от руководителя хора поиска новых методов певческого воспитания.

В нашем исследовании мы пытаемся рассмотреть вопрос речевой выразительности, во взаимосвязи постановки речевого и певческого голоса детей, и добиться на хоровых занятиях речевой выразительности на основе синтеза речи и пения. Пение и речь как функции одной системы – взаимосвязаны и взаимодействуют, а изменение в работе одной из них немедленно отражается на состоянии другой. Развивая качественную сторону речи, которая напрямую зависит от работы дыхательного аппарата, активности мыслительных процессов, восприятия, мы способствуем улучшению состояния общей культуры подрастающего поколения. Заложенные в дошкольном детстве основы выразительности речи формируют предпосылки для совершенствования мысли, развития мышления, овладение такими мыслительными операциями как анализ, сравнение, классификация, обобщение, аналогия. А в младшем школьном возрасте развиваются и закрепляются основные характеристики познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, воображение, мышление).

  Термин «выразительность речи» рассматривался учеными в разных областях: в искусствоведении, лингвистике, психолингвистике, психологии, и исследователями трактуется неодинаково. Выразительная сторона речи многообразна, и понимается учеными как активное практическое усвоение различных сторон языка. Некоторые исследователи выделяют средства художественной выразительности (метафоры, эпитеты, тропы) и средства звуковой выразительности (голос, интонация, тембр, мелодика, паузы, логическое ударение). К средствам речевой выразительности относят повышение и понижение голоса, остановка в речи, темп высказывания, тон: выражающий радость, тоску, удивление, раздражение. Выразительность речи, прежде всего, связана с ситуацией общения, и рассматривается как коммуникативное качество речи.

Понятие вокальной речи или речи в пении, подробно рассмотрено в исследовании Ю.М. Ильинова. Он считает, что можно рассматривать это словосочетание с позиций языковедения, музыковедения, и вокального искусства. Выделяет два основных подхода: в первом случае это пение, во втором речевая деятельность. Ученый предположил, что вокальная речь явление синтетическое, так как прослеживается взаимодействие и взаимовлияние двух компонентов вокальной речи: вербального и музыкального языков. В высказываниях других ученых вокальную речь сравнивают с речью повышенной эмоциональности, или «специфической формой речевой деятельности» и «специфической формой звуковой речи». Термин пение характеризуется как процесс с точки зрения восприятия, исполнительских задач, но в сущности обозначает искусство пения. В.П. Морозов раскрывает под термином «вокальная речь» биофизическую сторону певческого процесса, изучая пение с чисто акустико-физиологических позиций [6. 81с.].

Несомненно, с помощью вокальных упражнений можно овладеть искусством управления голосом, раскрыть свой тембр. У участников хора постепенно формируются коммуникативные умения, развиваются способности управлять вниманием аудитории, вызывать интерес и обеспечивать готовность к восприятию информации через эмоциональную сферу. При этом связная речь выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности [3]. Известно, что связная речь развивается только при обучении. Связная речь ребенка – это результат овладения им всеми сторонами родного языка: фонетикой, лексикой, грамматикой. Чтобы у учащихся не возникали трудности в усвоении учебной программы, в частности, по хоровому классу, нужна целенаправленная работа над артикуляцией по исправлению недостатков в развитии всех компонентов речи.

«Всякое искусство имеет свои особенные технические приемы, без соблюдения которых невозможно совершенствование»[2.с.7]. Постановке голоса предшествует длительная и упорная работа по «настройке» артикуляционного аппарата, по выработке нужных движений языка, по развитию умения отличать правильный звук от неправильного, по совершенствованию речевого слуха. Тренирует выдох, надувание шаров, резиновых игрушек, игра на детских музыкальных инструментах: свирели, свистульке. Знание особенностей процесса формирования речи ребенка может предупредить многие серьёзные недочеты как лексико-грамматической, так и звуковой стороны речи. Дети, которые нечетко произносят звуки, заменяют одни на другие, стесняются разговаривать с незнакомыми людьми, выступать с чтением стихотворений, избегают игр. Параллельно с исправлением речи необходимо работать и над развитием координации и ловкости движений учащихся, научить управлять речевым дыханием.

В своем исследовании, рассматривая вопрос речевой выразительности, мы обратились к методам развития звучащей речи и выразительности чтения на уроках русского языка в начальных классах. Егоров Т.Г. подразделяет выразительность чтения на три этапа: 1) чтение беглое, но невыразительное, 2) чтение с элементом выразительности, 3) художественно-выразительное чтение.

Только на третьем этапе чтецы стремятся к выразительному чтению, но большое количество ошибок мешает этому. Снижение количества ошибок не мешает ребёнку своевременно отделить интонацией главное от второстепенного, подчеркнуть эмоциональные  моменты рассказа. Учащиеся в ходе чтения свободно справляются с процессом речезвукового анализа и синтеза, если у них развито умение слышать звуки речи. Под влиянием длительных и систематически проводимых упражнений, связь между видимыми словами и их произнесением закрепляется, и приобретает автоматизированный характер. Вырабатывается механизм перехода от слова видимого к произносимому [4].

В рамках образовательной школы по программе урока «Литературное чтение» обучают и развивают младшего школьника по следующим направлениям уроков: развитие навыков чтения; развитие восприятия художественного произведения; усвоение литературоведческих понятий; развитие речевых умений; развитие творческой деятельности учащихся; формирование и развитие читательских умений; нравственно-эстетической воспитание.

Навык чтения проходит развитие несколько ступеней: от развернутой громкоречевой формы чтения вслух до чтения «про себя». Навык считается сформированным, если ученик читает правильно, понимает прочитанный текст, умеет выразительно прочитать подготовленное произведение. Выразительное чтение зависит от понимания смысла произведения, от понимания эмоционального состояния героев, мотивов их поведения. Также выразительное чтение тесно связано с восприятием и пониманием художественного произведения [5].

Особенности речевой деятельности младшего школьника проявляются в речевом развитии и в усвоении языка: 1) вводятся два новых вида речевой деятельности – чтение и письмо; 2) речь как волевое действие; ситуативная речь становится организованной; 3) приобщение детей к  письменной и устной книжной речи; 4) вводится понятия языковой нормы, культуры речи; 5) речь самих школьников и других людей становится объектом для анализа, обобщения. При этом ученики выполняют обязательные действия в процессе речевой деятельности запоминание, произнесение и слушание, оценка выразительности речи, понимание речи.

Чтение от пения, по мнению В.А. Багадурова, отличается тем, что ему « возможно быть шептанием, пению же нет» [1. с.18].

На хоровых занятиях мы пользуемся преимущественно словом, литературным текстом, наша задача состоит в том, чтобы научить читать не бегло, правильно, в среднем темпе, но вдумчиво с выражением. Перед преподавателем хора стоит ряд задач: помимо развития вокального слуха и интонации, певческих навыков, привить учащимся правильный навык произношения слов, ударения, словоупотребления фраз, предложений, то есть совершенствовать полный стиль разговорной речи, который характеризуется отчетливой артикуляцией, тщательным произношением звуков, неторопливым темпом. От степени владения учащимися определенными средствами речевой выразительности  зависит само пение.

Рассуждая о певческих возможностях младших школьников, мы не можем сказать об их ограниченности. Исследования Г.П. Стуловой доказали, что певческому голосу необученных пению детей, свойственны все регистры, присущие голосу взрослых, а не только фальцетный, в этом возрасте появляется способность к смешанному голосообразованию [7]. Обычно урок начинается с речевой разминки, упражнений. Применяемые в самом начале урока упражнения настраивают ребят на дальнейшую, активную речевую, вокальную деятельность, улучшают дикцию, нечеткую, смазанную артикуляцию, изменяют короткое поверхностное дыхание.

 Но, чтобы интерес не угас, следует придавать игровой характер большинству упражнений на уроке, особенно если они связаны с запоминанием и тренировкой вокальной фразы. Каждое задание должно быть понятно ученику.

Начиная с первого класса, учащиеся активно участвуют в концертной деятельности. В постановке музыкальных спектаклей, детских опер показывают навык хорового пения, пения соло, в дуэте, квартете, навык чтеца. Приобретают умение свободно двигаться на сцене, исполняя небольшие танцевальные номера, что всесторонне развивает учащихся. Также вырабатывается у участников действия способность к перевоплощению, навык настраивать себя в соответствии с исполняемым образом, передавать чувства. Дети демонстрируют творческую фантазию в разработке костюмов, бутафории, атрибутов в оформлении сцены (рисунки, эскизы).

Младший школьный возраст – благоприятный период для формирования основных компонентов средств речевой выразительности в пении. Все средства речевой выразительности находятся во взаимосвязи и дополняют друг друга. Формирование речевой выразительности надо начинать с самого раннего возраста и продолжать весь школьный период. Своевременное речевое развитие необходимое условие для формирования интеллектуально разносторонней гармоничной личности. Считаем, что выразительная речь способна привлечь внимание слушателя, способствуя общению, создавая ситуацию успеха, которая важна для младшего школьника. Высокий уровень развития их культуры речи речевой выразительности вообще будет являться залогом успешного обучения в школе, коммуникативного взаимодействия с педагогами и сверстниками.

 

Литература

  1. Багадуров, В.А. Очерки по истории вокальной педагогики. 2-е изд., перер., доп.,

М: Музгиз. 1956. – 268с.

  1. Вербов, А.М. Техника постановки голоса.  2-е. изд. М.: Музгиз. 1961. – 52с.
  2. Воробьёва, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным

недоразвитием речи.: учеб. пособие / В.К. Воробьева. – М.: АСТ:

      4. Егоров, Т.Г. Психология овладения навыком чтения / Вступительная статья и                  подготовка к изданию В.А. Калягина. – СПб.:КАРО, 2006.–304 с.

      5.  Ефросинина, Л.А. Литературное чтение во 2 классе: Методическое пособие. – 2-е   изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 208 с.

       6. Ильинов, Ю.М. Фонетические характеристики вокальной речи: дис. канд.  филолог. наук/(10.02.01).Волгоград. гос. ун-т., 2007 – 202с.

7.  Стулова, Г.П. «Аккустико-физиологические основы вокальной работы с детским  хором» М.: Из-во Классик Стиль, 2005. – 150 с.

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle