Библиографическое описание:

Чепурышкин И. П. Моделирование реабилитационно-воспитательного пространства (среды) образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. — 2010. — №1-2. Т. 2. — С. 298-300.

Реабилитация (rehabilitation) (перевод с латинского) означает восстановление, социально-педагогический контекст реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Во Франции и франкоязычных странах используют понятие «readaptation», вкладывая в него несколько иное содержание. Термин «rehabilitation» в буквальном переводе означает восстановление (восстановление прав, способностей), а понятие «readaptation» – восстановление приспособляемости на измененном болезнью уровне.  Понятие реабилитации используется в юридической, медицинской, психологической и социальной практике. Юридический аспект реабилитации предусматривает восстановление доброго имени и юридических прав личности в силу отмены ранее признанной виновности. Медицинская реабилитация по своей сути близка к лечению. Отличие заключается в том, что на основе лечения происходит медико-биологическое восстановление организма, а основная цель медицинской реабилитации – медико-социальное восстановление на основе определенной деятельности [1, с.100]. Задачей психологической реабилитации является создание равновесия в психике и поведении ребенка. Конечной ее целью выступает включение и интегрирование поведения индивида в соответствии с требованиями нормальной жизни. Теория психологической реабилитации направлена на создание системы методов и средств восстановления, которые доступны для применения в обычных условиях психологам, педагогам или врачам.

 В психолого-педагогических исследованиях рассматриваются различные варианты понятия «реабилитация» применительно к работе с детьми: педагогическая реабилитация (А.В.Гордеева, В.В.Морозов и др.), социальная реабилитация (С.Г.Вершловский, Н.С.Морова), психолого - медико - педагогическая реабилитация (Т.З.Волкова), психолого-педагогическая реабилитация (Н.Ф.Велиханова), социально - педагогическая реабилитация (С.А.Беличева, М.В.Жданова, С.А.Расчетина, А.Б.Чистова и др.), медико - педагогическая реабилитация (Р.В.Овчарова). Термин «реабилитация» используется часто отечественными педагогами и  в связи с профилактической деятельностью. Так, по мнению Р.В. Овчаровой, реабилитация – это комплексная, многоуровневая, этапная и динамическая система взаимосвязанных действий, направленных на восстановление человека в правах, статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и перед лицом окружающих, которая включает профилактику и коррекцию отклонений [5].

           В педагогике до настоящего времени нет еще устоявшегося и принятого определения понятия «педагогическая реабилитация». Во многих научных исследованиях содержание понятия «педагогическая реабилитация» раскрывается с позиции интеграции педагогических, психологических, медицинских, социальных мероприятий, оказывающих благотворное воздействие на восстановление жизненных сил ребенка, его соматическое здоровье, психику, поведение, условия жизнедеятельности, предупреждение и лечение патологических состояний, на профилактику, коррекцию, компенсацию труднообучаемости и трудновоспитуемости (Б.В.Алмазов, С.А.Беличева, Н.П. Вайзман, В.К.Зарецкий, Г.Ф.Кумарина, Н.С.Морова, Л.М.Шипицына и др.).

Несколько иного подхода придерживаются исследователи В.В.Морозов и А.В.Гордеева. Причем позиция А.В.Гордеевой, как она сама отмечает в своей книге, изменилась после ее первых публикаций 1995 года [2, с.9]. По мнению А.В.Гордеевой, в отличие от коррекционного, реабилитационный подход опирается на внутренний восстановительный потенциал человека. Исходя из этого, она дает следующее определение педагогической реабилитации: «Педагогическая реабилитация – это процесс и результат восстановления максимально доступной ребенку с его особенностями целостности, гармоничности бытия и взаимодействия с окружающим миром, активной способности к самоосуществлению» [3, с.33].

  Термин «воспитательное пространство» появляется в научном лексиконе педагогической науки в 60-70 годы XX-го века в связи с обобщением экспериментальной деятельности по созданию социально-педагогических комплексов. Сущность понятия «воспитательное пространство» рассматривают А.В.Гаврилин, Н.Л.Селиванова, И.Г.Николаев, И.Д.Демакова и другие авторы.

Под коллективными субъектами в этом случае, по мнению Н.Л. Селивановой, понимаются профессиональные общности и школы, и театра, и лечебного учреждения, и библиотеки, и учреждений дополнительного образования, ставящие перед собой цели воспитания. Индивидуальными субъектами в таком случае будут, естественно, педагоги, родители, дети, студенты, врачи, юристы, самые разные люди, встреча с которыми может превратиться для обучаемого в событие. В этом случае механизмом создания воспитательного пространства отличается «событие» детей и взрослых, в котором ключевым технологическим моментом является их совместная деятельность.

Понятие «воспитательное пространство» определяется авторами неоднозначно. Разночтения в определении воспитательного пространства в некоторой степени обусловлены объективными факторами, поскольку само пространство многомерно. Термин «пространство» в сферу социальной жизни пришел из физики и математики, подразумевая множество объектов и расстояние между ними. Философское представление о пространстве характеризует его как форму существования бытия. Пространство выражает отношение между соответствующими объектами, определяет порядок их расположенности и протяженности, характеризует все формы движения материи, включая социальную.

Мы, под воспитательным пространством, предлагаем понимать многомерное и полифункциональное образование, созданное усилиями всех субъектов педагогического процесса, и способное выступить интегрированным условием личностного развития человека (и обучаемого, и обучающего). По нашему мнению, воспитательное пространство может характеризоваться следующими параметрами: 1) целостностью, которая является результатом гетерогенности, как элементов воспитательного пространства, так и связей между ними, и обеспечивает эффективность влияния воспитательного пространства на личность; 2) результатом дифференциации (то есть определение задач и функций каждого элемента воспитательного пространства) и интеграции (взаимосвязи всех элементов в одно целое); 3) наличием единой педагогической концепции, ориентированной на приоритеты гуманистического образования; 4) реализацией личностно-деятельностных, системно-ролевых технологий; 5) составом образовательных услуг (их необходимым разнообразием); 6) качеством реализации этих услуг (они должны соответствовать высокому уровню современных образовательных технологий, что обеспечивается системой аттестации образовательных учреждений и лицензирования); 7) доступностью образовательных услуг (объем платы, материально-техническое обеспечение и др.); 8) наличием и развитием культурных признаков во всех сферах жизнедеятельности.

В последнее время понятие «реабилитационное пространство» встречается в работах, связанных с путями преодоления проблем «особенных» детей. Часто это понятие дается как синоним понятий «реабилитационное поле» и «реабилитационная среда». А.В. Гордеева сделала в своей монографии попытку развести эти понятия, подчеркнув, что каждое из них подчеркивает опосредованность реабилитационной работы, осуществление ее через формирование средовых качеств, в силу которых в каждом помещенном туда проблемном ребенке невольно и естественно запускаются внутренние, присущие человеку реабилитационные механизмы [3, с.35].

Нам более импонирует определение реабилитационно-воспитательного пространства, которое дает С.Н. Кошман в своем исследовании: реабилитационно-воспитательное пространство – это динамическая сеть взаимосвязанных педагогических, психологических, медицинских и социальных событий, которая создается в среде жизнедеятельности дезадаптированных детей и взрослых усилиями социальных субъектов различного уровня (региональных и муниципальных) и которая способна выступать интегрированным условием восстановления у них основных социальных функций личности, психического, физического и нравственного здоровья, социального статуса [4].

      Обобщая все вышеизложенное, можно отметить, что понятия «реабилитация», «педагогическая реабилитация», «воспитательная среда», «воспитательное пространство», «реабилитационное пространство» очень близки по содержанию. Наличие этих понятий и различные трактовки их содержания обусловлены неоднозначным определением протяженности, то есть границ пространства, среды, структурного наполнения, уровня взаимодействия субъектов образовательного процесса. Центральным моментом в общенаучном понимании среды является выполнение ею контекстной функции по отношению к любому существующему в ней объекту и развивающемуся в ней процессу, пространство же определяет собственно бытийные характеристики, «конституирует» объект; социальная среда приобретает характеристики среды воспитывающей в результате управления объективно существующими обстоятельствами; воспитательное пространство возникает в результате созидающей деятельности его субъектов; управление средой социальной позволяет актуализировать потенциально существующие в ней ресурсы; создание воспитательного пространства влечет за собой возникновение качественно новых ресурсов, развивающихся на основе конструктивной деятельности его субъектов; воспитательное пространство существует в средовом контексте, причем, на наш взгляд, существование воспитательного пространства неизбежно влечет за собой педагогизацию среды.

 

Литература

 

1.                  Большой энциклопедический словарь. – М.: Изд-во «Большая Российская энциклопедия», 2002. – 1456 с.

2.                  Гордеева А.В. Концепция педагогической реабилитации в условиях общеобразовательной школы. Научно-методическое пособие. – М.: Академия, 2001. – 34 с.

3.                  Гордеева А.В. Реабилитационная педагогика: от теории к практике. – М.: Академия, 2001. – 212 с.

4.                  Кошман С.Н. Организационно-педагогические условия эффективного функционирования системы реабилитации социальных сирот (регионально-муниципальный аспект): Автореф. дис… канд. пед. наук. – М., 2003. – 25 с.

5.                  Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М., 2001. – 478 с.

 

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle