Библиографическое описание:

Потапова К. К. Государственное и региональное регулирование в области туристской деятельности в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 348-351.



Государственное регулирование является совокупностью методов государственного управления, которые предусматривают систему мероприятий законодательного, исполнительного и контрольного характера, осуществляемые государственными органами с целью стабилизации и адаптации к устойчивым инновационным изменениям [3].

Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что активность экономики в инновациях обеспечивается лидирующей ролью государства на рынке науки и техники, в определении национальных приоритетов и активным влиянием государственного управления на процесс инновационного развития посредством экономических стимулов [4].

В этом отношении заслуживает внимание точка зрения А. И. Мосалёва, который отмечает, что «… Основной идеей формирования инновационной экономики является создание таких условий, которые позволили бы сбалансировано проводить вклад науки в экономическое развитие страны, региона, отрасли в условиях современного состояния и тенденций развития рынка» [5].

Государственное регулирование в сфере туризма является одним из основополагающих факторов управления и развития отрасли. Без полного и ясного представления форм и инструментов регулирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях невозможно эффективно и профессионально осуществлять туристскую деятельность в России и на мировом туристском рынке.

В настоящее время активность выездного туризма резко снизилась в связи с ростом иностранной валюты и нестабильной политической ситуацией в некоторых странах. Это может послужить поводом для повышения внутреннего туризма. Но для этого государство должно решить ряд проблем для доступного и качественного отдыха в родной стране.

Туризм очень важен для экономики любого государства, а для некоторых регионов нашей страны туризм — это основной способ доходов. Тем самым государство не заинтересовано в вывозе денег за рубеж, а, наоборот заинтересовано в развитии туризма внутри страны [3].

Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляется путем:

– определения приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации;

– нормативного правового регулирования в сфере туризма;

– разработки и реализации федеральных, отраслевых целевых и региональных программ развития туризма;

– содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;

– защиты прав и интересов туристов, в том числе оказания им экстренной помощи, а также обеспечения их безопасности [1].

В любой стране, государство стремится поддерживать и регулировать туристическую деятельность. В Российской Федерации практически сформировано правовое поле относительно регулирования туристической деятельности. Анализ нормативно-правовой базы пока зал, что туристическая сфера регулируется нормами как общего, так и специального законодательства. Регулирование туристической деятельности осуществляется на основании Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», в котором закреплены основные принципы, цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности.

Так же был принят ряд федеральных законов регулирующих туристическую деятельность: ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»; ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»; Закон РФ «О защите прав потребителей»; ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» и др. [2]

Государственной поддержкой туризма в России занимаются несколько органов власти: Министерство культуры РФ, Министерство экономического развития РФ, Федеральное агентство по туризму.

В настоящий момент осуществление функций по координации деятельности по реализации приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности в РФ передано Министерству культуры РФ, также и Федеральное агентство по туризму передано в ведение Минкультуры. Если обратить внимание на официальный сайт государственного органа, то мы мало найдем информации о взаимодействии данной структуры с регионами в вопросах регулирования деятельности сферы туризма. Да и на официальном сайте Федерального агентства по туризму основной структурой, осуществляющей деятельность по вопросам туризма в Республике Коми, является Агентство Республики Коми по туризму (по состоянию на 14 ноября 2016 года), тогда как его работа упразднена уже давно — все это свидетельствует об отсутствии обратной связи со стороны региональных органов власти и государственного контроля по отношению к ним.

На сегодняшний день туризм в Республике Коми поддерживается и регулируется Министерством культуры, туризма и архивного дела Республики Коми. В туристической индустрии России действует ряд региональных (национальных) организаций: Российский союз туриндустрии (РСТ), Ассоциация туроператоров (АТОР); Российская гостиничная ассоциация (РГА); Федерация рестораторов и отельеров (ФРиО); Ассоциация агентств воздушного транспорта (ААВТ); Российская ассоциация социального туризма (РАСТ); Ассоциация делового туризма (RВТА); Гильдия журналистов, пишущих о туризме (UJETRus); Ассоциация содействия туристским технологиям (АСТТ) [7].

Несмотря на такое количество органов власти и организаций, государство не имеет чёткой и комплексной политики регулирования данной сферы.

Государство сделало крупные капиталовложения в строительство и проведение Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи, сейчас ведётся подготовка Чемпионата мира по футболу в 2018 г., однако нет системного подхода к развитию. Кроме Сочи и принимающих футбольные матчи городов в России существует огромное количество мест, требующих внимания со стороны государства.

В России существует комплекс мер для развития и регулирования туризма. Так, например, для улучшения ситуации в сфере туризма со стороны государства действует Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)», направленная на развитие туристического комплекса, создание конкурентоспособного рынка туристических услуг на территории России. По официальным данным на 2015–2018 годы изначально было запланировано выделить 80 млрд. рублей из федерального бюджета. К сожалению, они были сокращены до 20 млрд., то есть практически в четыре раза. Это говорит о том, каковы у нас возможности с точки зрения включения различных мероприятий в Программу и возможности их финансирования в рамках данной ФЦП.

По словам руководителя Федерального агентства по туризму Олега Петровича Сафонова: «Туризм показывает очень хорошие темпы роста и активно развивается, и мы считаем, что это очень важно для нашей страны, потому что реализуется тем самым импортозамещение.

Что касается импортозамещения, то по данным Всемирной туристской организации, ежегодно российские туристы увозят за рубеж примерно 50 млрд. долларов. По данным за 2013 год — 53 млрд. долларов, за 2014 год — 50 млрд. долларов, т. е. 2,5 триллиона рублей. Для того чтобы значительная часть этих денег оставалась в нашей стране необходимо создавать, совершенствовать туристскую инфраструктуру. Без этого развивать внутренний туризм невозможно. Так же как и въездной туризм, ведь они различаются между собой только тем, откуда приехал турист — а все остальное базируется на одной и той же инфраструктуре» [6].

Одной из задач ФЦП было увеличение к 2018 году внутреннего турпотока до 40 млн. человек в год. В 2015 году целевые показатели превышены. Это говорит о том, что туристская отрасль эффективно развивается, и ФЦП также является эффективной.

Главное условие программы состоит в том, что на 1 рубль федеральных денежных средств необходимо привлечь 3 рубля внебюджетных денежных средств. В рамках Федерального агентства по туризму была создана рабочая группа по контролю за эффективностью использования федеральных денежных средств, выделенных в рамках ФЦП, контролю за соотношением между федеральными денежными средствами и привлеченными внебюджетными источниками.

Сейчас в программе участвуют 27 регионов России, т. е. примерно треть субъектов участвует в улучшении туристической инфраструктуры. В каждом из этих регионов идут работы по созданию туристических кластеров. По условиям вхождения в ФЦП регион должен доказать, что его кластер реально приведет к увеличению турпотока [6].

Несмотря на устойчивое развитие туристической сферы, нашему государству необходимо преодолевать жесткую конкуренцию на мировом туристическом рынке. Причинами этому являются: недостаточное благоустройство большинства городов с большим количеством туристско-рекреационных ресурсов, неразвитая сеть транспортных магистралей, недостаточная пропускная способность аэропортов, низкий уровень гостиничных услуг, ориентация туроператоров и турагентов на выездной туризм и т. п. [3]

Важность и масштабность туризма свидетельствуют о его принадлежности к стратегическим отраслям экономики нашей страны. Экономические эффекты туристской деятельности не ограничиваются прямым финансовым результатом. Они выходят далеко за рамки туристского сектора, оказывая заметное влияние на весь хозяйственный организм. Таким образом, сфера туризма требует непосредственного государственного регулирования с целью обеспечения пропорциональности развития как территориальных и отраслевых народно-хозяйственных комплексов, так и обоснования политики занятости, обеспечения роста бюджетных доходов и управления состоянием платежного баланса всего государства [8].

Литература:

1. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132 — ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской федерации».

2. Друшлякова В. А. Государственное регулирование в сфере туризма // Новая наука: От идеи к результату. — 2015. — № 6–2. — С. 140–142.

3. Лебедев К. А. Совершенствование государственного регулирования в сфере туризма // Стратегия устойчивого развития регионов России. — 2014. — № 24. — С. 139–141.

4. Лебедев К. А., Носова Ю. О. Стимулирование инновационной активности в сельскохозяйственных предприятиях // Научные труды Южного филиала Национального университета биоресурсов и природопользования Украины «Крымский агротехнологический университет». Серия: Экономические науки. — 2013. — № 158. — С. 43–48.

5. Максимова Л. М. Использование инструментов интернет-мониторинга для активизации процесса развития въездного туризма в РФ // Современные проблемы сервиса и туризма. — 2011. — № 3. — С. 43–48.

6. Олег Сафонов: «36 регионов представили свои проекты в Ростуризм для включения в Федеральную целевую программу» // Федеральное агентство по туризму Министерства культуры РФ. — 2015. — 3 июня. — http://russiatourism.ru

7. Толстых К. С. Основные проблемы государственного регулирования в сфере туризма // Вестник Коми республиканской академии государственной службы и управления. Серия: Теория и практика управления. 2014. № 13 (18). С. 43–48.

8. Трухачев А. В., Варивода В. С. Государственное регулирование сферы туризма на региональном уровне // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 11–1. — С. 155–160.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle