Библиографическое описание:

Корниенко А. В. Исследование сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога у студентов бакалавров // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 640-642.



The article presents the results of empirical research and experiences of formation of an independent assessment of labor actions necessary for the implementation of development activities of the teacher in accordance with professional standards. Levels of formation of the studied trait were found in undergraduate students, the last year of study. As a diagnostic tool used specially designed keysovye jobs in pedagogy and psychology, created by taking into account the requirements of the labor actions of the teacher.

Basic concepts: professional standard, general pedagogical function, development activities, labor actions, keysovye job

Профессиональный стандарт педагога утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н и имеет официальное название «Профессиональный стандарт. Педагог». Стандарт вступает в силу с января 2017 года. Профессиональный стандарт педагога направлен на повышение мотивации педагогических работников к труду и качеству образования, и предназначен для установления единообразия к требованиям, качеству и содержанию профессиональной педагогической деятельности [1].

В части 2, статьи 195.1 Трудового кодекса РФ профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, которая необходима работнику для выполнения определенного вида профессиональной деятельности [2].

Основная цель педагогической деятельности (согласно профстандарту «Педагог») в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании, осуществляемой учителем, воспитателем, — оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение). Тем самым педагогическая деятельность должна коррелировать с выполнением профессиональных функций в конкретной организации [3].

Согласно профессиональному стандарту «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" выпускник должен владеть и демонстрировать владение определенными трудовыми функциями.

К таким трудовым функциям относятся: общепедагогическая, воспитательная, развивающая, причем каждая функция предполагает усвоение определенных трудовых действий, умений, знаний.

Осуществление общепедагогической функции предполагает умение выполнять деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса, а также основных общеобразовательных программ в конкретных образовательных организациях.

Характеристика обобщенных трудовых функций, реализована в профессиональном стандарте педагога через трудовые действия, а перечень необходимых умений и знаний конкретизирует содержание базовых педагогических компетенций учителя.

Осуществление воспитательной функции базируется на реализации современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности, регулировании поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды и др.

Освоение развивающей функции включает в себя выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития, разработку (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка и др. [1].

Цель нашего исследования изучение сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога.

Объект: студенты бакалавры, 4–5 курсов.

Методики исследования: кейсовые задания по психологии, разработанные с учетом требований к овладению трудовыми действиями, умениями, знаниями в развивающей деятельности; описательная статистика.

Выборку составили: студенты бакалавры четвертого и пятого года обучения, направления подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование. Направленность (профиль): Хакасский язык и литература, Русский язык; 44.03.05 Педагогическое образование. Направленность (профиль): Начальное образование: Хакасский язык и литература; 4.03.05 Педагогическое образование. Направленность (профиль): Математика, Физика; 44.03.05 Педагогическое образование. Направленность (профиль): Информатика, Математика; 4.03.05 Педагогическое образование. Направленность (профиль): Безопасность жизнедеятельности (N=135).

Пример, задания, предлагаемого для студентов. Ко Дню пожилого человека староста класса Валя предложила одноклассникам организовать концерт в Доме ветеранов. Одноклассники заинтересовались предложенным проектом. Но «закадычные друзья» Коля и Саша отозвались отрицательно о проекте и заявили: «Очень надо перед старухами выступать. Лучше футбол погоняем». Многие мальчики были «за», но некоторые боялись Колю и Сашу. Большинство детей приняло предложение Вали, они распределили между микрогруппами обязанности и стали готовиться к концерту. Кто-то подбирал музыку, кто-то разучивал стихи, кто-то занимался оформлением. Постепенно и мальчики включились в процесс подготовки праздника, только Коля и Саша и еще двое их «преданных друзей» оставались в стороне. Классный руководитель наблюдал за развитием события в коллективе детей и давал необходимые советы.

Задания по данному кейсу:

а) определите этап развития классного коллектива и выделите 3 (любые) признака коллектива, находящегося на данном этапе развития;

б) предложите три направления работы педагога по формированию классного коллектива, находящегося на данном этапе развития;

в) определите правила деятельности классного руководителя в коллективе, находящемся на данном этапе развития (не менее двух).

В целом уровень сформированности исследуемого показателя у студентов, в большей степени характеризуется как средний (45 %), высокий уровень развития характерен для 20 % испытуемых, а низкий уровень был выявлен у 35 % студентов (рис.1).

Рис. 1. Уровни сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога

Качественная интерпретация полученных данных выявила следующие особенности и трудности в усвоении необходимых трудовых действий у студентов бакалавров:

– 54 % обучающихся справились с выявлением в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития;

– 57,4 % продемонстрировали навыки оценки параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, навыки разработки программ профилактики насилия и предупреждения конфликтных ситуаций в школе;

– 60,1 % умеют применять психодиагностический инструментарий и методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики психического и личностного развития обучающихся;

– 38,8 % освоили и могут использовать психолого-педагогические технологии, необходимые для адресной работы с различными контингентами учащихся, однако, осуществление диагностики типа дизонтогенеза и оказание адресной помощи детям с ОВЗ вызывает существенные трудности;

– 49 % умеют оказывать адресную помощь обучающимся, однако, только в узком диапазоне, консультирование и коррекционно-развивающие мероприятия остаются проблемными областями;

– 12,9 % могут эффективно взаимодействовать с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК), остальные 87,1 % обучающихся с трудом представляют себе функции, задачи и способы реализации взаимодействия с ПМПК;

– 33,3 % умеют и знают технологии активизации у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, могут формировать гражданскую позицию, способности к труду и жизни в условиях современного мира;

– 66,7 % студентов затрудняются в определении и применении в практической деятельности технологий активизации внимания и развития креативных способностей обучающихся;

– 21,2 % имеют необходимые знания и умения для формирования и реализации программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения. Особые трудности для испытуемых представляет контроль и формирование образцов поведения у обучающихся, в том числе в социальных сетях;

– 18,5 % владеют трудовыми действиями, направленными на формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся, большая часть выборки — 81,5 % не представляют какие необходимо использовать методы и технологии для нормализации и оптимизации эмоционального состояния у школьников, не имеют представлений о способах совладания со стрессом и гневом в конфликтных ситуациях.

Следовательно, теоретическая подготовка позволяет студентам определять исследуемый феномен, выделять структурные характеристики проблемной ситуации, составлять коррекционно-развивающие программы, но практическая деятельность по выполнению трудовых действий профессионального стандарта вызывает у бакалавров существенные сложности. Например, студенты не могут назвать действия по проектированию образовательных маршрутов для обучающихся, составить программу индивидуальной коррекции для обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе одаренных. Наибольшие трудности представляют осуществление трудовых действий связных с навыками формирования системы регуляции поведения и деятельности, обучающихся и технологиями эффективного взаимодействия с другими специалистами в рамках ПМПК. В целом уровень развития исследуемого признака можно определить как удовлетворительный, однако, данное исследование выявило противоречие межу требованиями профессионального стандарта педагога и уровнем сформированности необходимых трудовых действий.

Литература:

  1. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 года N 544н. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556/ (дата обращения 22.11.2016)
  2. Иванова Т. Н., Одарич И. Н. Профессиональная готовность выпускников вузов // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2015. № 2. С. 48–53.
  3. Ликсина Е. В., Хохлова Е. П. К вопросу о готовности будущих педагогов к разработке педагогических программных средств // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014.№ 4. С. 173–178.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle