Библиографическое описание:

Силаева О. М. Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной организации // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 589-591.



Адаптацией обычно называется процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в живом мире. Адаптация — это активный процесс, который приводит к позитивным или негативным результатам.

Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи. В данной статье представлены основные этапы в расширении содержания навыков общения; выделены основные условия социальной адаптации малышей, представлены основные компоненты творческого проекта адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада.

Ключевые слова: адаптация, младшие дошкольники, условия дошкольной организации, детский сад, проблема адаптации

Одной из ведущих проблем, наряду с другими педагогическими проблемами, является проблема социально-педагогической адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной организации. Актуальность выдвинутой проблемы обусловлена необходимостью образования содружества семьи и дошкольной организации, которое будет способствовать адаптации личности ребенка.

Проблема адаптации младшего дошкольника к детскому саду не является новой и давно находится в центре внимания психологов и педагогов. Существует много исследований на сегодняшний день на тему подготовки ребенка к детскому саду. Однако, наблюдение за младшими дошкольниками демонстрирует, что проблема адаптации является достаточно острой, как и в предыдущие времена.

Детский сад должен стать более открытым по всем вопросам воспитания и развития детей, тогда и период адаптации детей будет проходить легче. Важным является построение отношений, которые будут создавать ощущение комфорта, уверенности, взаимопомощи, осуществляемые через систему социально-педагогического сопровождения всех участников процесса.

Психологию адаптации личности изучали А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов, А. С. Роньжина, И. В. Лапина, проблемы адаптации детей младшего дошкольного возрастa к условиям ДОО рассматривались Е. А. Долженко, О. И. Давыдовой, Л. В. Белкиной, Т. А. Бобровой, Н. В. Соколовской. К вопросам социальной адаптации детей в дошкольных учреждениях обращались Р. В. Тонково-Ямпольская, Е. Шмид-Кольмер, А. Атанасова-Вукова и др.

В своих исследованиях Н. В. Кирюхина рассматривала адаптацию в трех аспектах и выделила виды адаптации. В.А Сластенин, В. П. Каширин дополняют данные классификации определением «психологическая адаптация», которая сейчас является важнейшим социальным критерием, позволяющим оценивать личность в сфере взаимоотношений.

Педагогически организованный процесс восприятия воспитанниками опыта социальной жизни и познания социальных ролей, и является понятием «социально-педагогической адаптации».

По своим результатам социально-психологическая адаптация бывает разной: позитивной, негативной, по механизму осуществления добровольной и принудительной.

Процесс социально-психологической адаптации состоит из несколько стадий:

а) ознакомление;

б) ролевая ориентация;

в) самоутверждение [5].

Адаптационный период является серьезным испытанием для ребёнка младшего дошкольного возраста, который попадает в новые условия, в незнакомую обстановку, что влечет за собой изменение поведенческих реакций, а также расстройство сна и аппетита.

Отрыв от матери — это главное обстоятельство, провоцирующее стресс у ребенка. Также оставление его среди незнакомых людей и чужих взрослых заставляют переживать младшего дошкольника. До этих пор присутствие матери создавало психологический комфорт, а теперь в детском саду необходимо самому приспосабливаться к новым условиям, требованиям и правилам.

У младшего дошкольника только начинает формироваться потребность в общении со сверстниками, а из-за того, что ребенок не умеет договариваться возникают конфликтные ситуации, которые в итоге оставляют негативное впечатление. В результате чего ребенок яростно отказывается от дальнейшего посещения детского сада.

Однако, слёзы и истерики могут начаться через неделю, а то и через более длительный срок после начала посещения ребёнком детского сада, когда эффект новизны пройдёт. Новые игрушки будут уже не интересны.

«Во время адаптации ребёнка к детскому саду у него может нарушиться сон, снизиться аппетит, у части детей регрессирует речь и утрачиваются навыки самообслуживания. У малышей в этот период преобладают отрицательные эмоции, двигательная активность либо сильно падает до заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности» [4]. Все эти негативные сдвиги в детском организме проходят, когда адаптация заканчивается.

Адаптация требует больших затрат психической энергии и зачастую проходит с напряжением или перенапряжением психических и физических сил организма. Проблема адаптации является в основном проблемой трех-четырёхлетних детей, поскольку именно в этом возрасте дети приходят в детский сад. Детям очень сложно начинать посещать детский сад, так как вся их жизнь меняется коренным образом: четкий режим дня, отсутствие родителей рядом, появляется необходимость подчиняться и слушаться незнакомого человека, постоянный контакт со сверстниками.

У некоторых детей адаптация проходит относительно легко, в течении 1–3 недель они привыкают к детскому саду, негативные моменты и тревога исчезают. Другим сложнее адаптироваться, лишь спустя два месяца они приспосабливаются к условиям дошкольной организации. Ребенку, который не адаптировался в течении трех месяцев к детскому саду, требуется помощь специалиста-психолога.

Через несколько основных этапов проходит адаптация ребёнка к дошкольной организации:

  1. период бурного приспособления (от 2–3 дней до 1–2 месяцев) — повышается возбудимость, тревожность, возможно учащение проявления агрессии или, наоборот, уход в себя. Ухудшается сон, аппетит и настроение;
  2. период неустойчивого приспосабливания (от 1 недели до 2–3 месяцев) — ребёнок продолжает присматриваться к новому окружению, пытается включиться в совместную деятельность, становится более активным, уравновешенным, чаще проявляет заинтересованность.
  3. период относительно устойчивого приспособления (от 2–3 недель до полугода) — ребенком активно усваивается новая информация, налаживаются контакты, младший дошкольник активно участвует в разных видах деятельности. В этот период значительно снижается заболеваемость, стабилизируется сон, аппетит, настроение.

Система организации процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста в ДОО должна придерживаться следующих пунктов:

  1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
  2. Работа с родителями, которую необходимо начинать до поступления ребенка в детский сад.
  3. В адаптационный период должна быть правильно организована игровая деятельность, которая должна быть направлена на формирование эмоциональных контактов «ребенок — взрослый» и «ребенок — ребенок».

Для организации эмоционально благоприятной атмосферы в группе перед воспитателем ставятся задачи по созданию условий для охраны и укрепления здоровья детей; по формированию у детей навыков здорового образа жизни; по закладыванию основ будущей личности.

Модель организации адаптационного периода может быть следующей.

  1. Индивидуальный подход к ребенку:

а) применение в воспитательной практике игрушек-забав, игрушек-сюрпризов;

б) учет домашних привычек;

в) возможность петь колыбельные при укладывании детей спать.

  1. Игры с воспитателем.
  2. Игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки.
  3. Побуждение ребенка к общению со сверстниками:

а) игры ребенка рядом со сверстниками;

б) приучение к объединению в игре с другим ребенком;

в) ситуации, общение;

г) использование фольклора;

д) элементы театрализованной деятельности;

  1. Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребенка.
  2. Контроль за физическим состоянием ребенка.
  3. Элементы закаливающих мероприятий.

Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

Основные формы работы детского сада с семьей в период адаптации:

  1. Родительские собрания.
  2. Анкетирование.
  3. Беседы.
  4. Посещения на дому.
  5. Выставки.
  6. Папки-передвижки.
  7. Алгоритмы «Я одеваюсь», «Учимся складывать вещи», «Я умываюсь».
  8. Присутствие родителей во время адаптационного периода в группе.
  9. Консультации.
  10. Клуб «Молодой семьи»» [3].

Как уже ранее отмечалось, воспитателю необходимо установить контакт с родителями еще до поступления ребенка в группу. Все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности.

«Целесообразно рекомендовать родителям впервые приводить ребенка только на прогулку, так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми» [2].

Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой.

Таким образом, подводя итог, отметим, что начало посещения детской дошкольной организации является очень напряжённым периодом в жизни ребёнка, который включает в себя не только новые условия жизни и деятельности, но и новые контакты, окружение, новые взаимоотношения, обязанности. Привыкание к детскому саду часто сопровождается нарушением эмоционального состояния дошкольника, ухудшением сна, аппетита, повышением заболеваемости. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально «врываются» изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания. Ребёнку нужно время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в детском саду.

Литература:

  1. Долженко, Е. А. Адаптация детей дошкольного возраста: проблемы и поиск решений. Современные формы работы с детьми и родителями, коммуникативные игры, игры на освоение окружающей среды, совместные игры / Е. А. Долженко. — Волгоград: Учитель, 2016. — 124 с.
  2. Доронова, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: пособие для работников ДОУ / Т. Н. Доронова. — М., 2002. — 132 с.
  3. Лапина, И. В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия. — Волгоград: Учитель, 2015. — 127 с.
  4. Макшанцева, Л. В. Вестник МГУ: К проблеме адаптации трехлетних детей к ДОУ / Л. В. Макшанцева // Психология. — 2003. — № 1. — с. 60–66.
  5. Соколовская, Н. В. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Н. В. Соколовская. — Волгоград. -Учитель, 2008. — 188 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle