Библиографическое описание:

Коваль А. А. Анализ позитивных и негативных последствий иммиграции в фокусе экономического развития принимающих стран // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 413-415.



Внастоящее время в условиях глобализации и развивающейся интеграции стран и регионов мира происходит увеличение международных миграционных потоков. По оценкам ООН, в период с 2005 по 2010 год численность мигрантов, направляющихся в развитые страны, составила около 17 миллионов человек [7]. В силу возрастания политической нестабильности на Ближнем Востоке и ухудшения социально-экономического положения некоторых стран Африки установить эту величину для 2016 года крайне затруднительно. Миграция населения имеет свои положительные и отрицательные черты, влияющие на социально-экономическое развитие стран-реципиентов.

Ключевые слова: международные миграционные потоки, страны-реципиенты, страны-доноры, миграционная политика, демографическая политика,последствия «Арабской весны», Европейский союз

Международная миграция становится важным источником перераспределения рабочей силы между развивающимися и развитыми регионами, поэтому изучение этого вопроса актуально для понимания механизма функционирования мировой системы хозяйствования.

На нынешнюю динамику перемещения населения в мире влияет совокупность политических, экономических и социально-демографических причин.

В первую очередь, к релевантным экономическим факторам географической мобильности следует отнести стремление выходцев из менее развитых стран улучшить свое материальное положение за счет трудоустройства за рубежом, прежде всего в странах ОЭСР. Для граждан стран СНГ основной страной прибытия является РФ. Так, по данным доклада ООН, в 2013 году в пятерке лидеров по наличию мигрантов оказались США, Россия и Германия [5]. Кроме того, туда вошли страны-экспортеры нефти Саудовская Аравия и ОАЭ, также привлекающие иностранные трудовые ресурсы [5].

Следующая группа причинно-следственных связей, порождающих масштабную миграцию, может быть объединена в категорию «политических факторов», таких как обострение вооруженных конфликтов в ряде стран и возникновение вынужденной миграции. Например, с начала «Арабской весны» поток беженцев в ЕС увеличился в 16 раз, а число переселенцев из Северной Африки, где развернула свою деятельность террористическая группировка ИГИЛ, с начала января 2015 года составило 35 тысяч человек [1]. Следовательно, для иммиграции этого направления страны Евросоюза являются наиболее предпочтительными в силу географической близости.

Помимо вышеперечисленных факторов следует упомянуть, что демографические различия регионов мира приводят к перенасыщению предложения на рынке труда в странах-донорах и недостатку рабочей силы в странах-импортерах трудовых ресурсов. В связи с этим основу иммиграционных потоков формирует молодежь. На фоне общей тенденции «старения» коренного населения Западной Европы, 20 % молодежи в регионе являются иммигрантами-мусульманами [8].

Таким образом, исходя из перечисленных мотивов, можно выделить два типа миграции: вынужденная и трудовая миграции. Основными районами иммиграции, как уже было сказано выше, являются государства с ёмким рынком труда и высоким уровнем социальной стабильности.

Понимание основных стимулов движения человеческого капитала позволяет выявить негативные и позитивные черты, которые иммигрантские общности привносят в принимающие общества. К безусловным позитивным последствиям иммиграции для стран-реципиентов можно причислить ряд экономически-выгодных стимулов для развития национальной экономики.

Во-первых, иностранные рабочие предоставляют дешевую рабочую силу и занимают те сферы деятельности, в которых коренные жители зачастую работать не хотят. Это снижает издержки работодателей и понижает себестоимость производимых страной товаров, повышая их конкурентоспособность на мировом рынке.

Во-вторых, легальные мигранты формируют дополнительную категорию потребителей внутреннего валового продукта принимающих стран и пополняют нишу налогоплательщиков, полностью окупая затраты казны на социальные выплаты. В среднем в странах ОЭСР мигранты платят на 5000 евро больше, чем получают от государства в виде субсидий [2].

В-третьих, увеличивающийся приток, в том числе, высококвалифицированных специалистов из слаборазвитых стран снижает издержки государств-реципиентов на образование и профессиональную подготовку собственных кадров. В то же время в странах эмиграции наблюдается «утечка мозгов» в США и Европу [4].

В-четвертых, вполне очевидно, что иммигранты улучшают демографическую ситуацию в странах с отрицательным естественным приростом населения, где старение населения и низкая рождаемость создают дефицит на рынке трудовых ресурсов.

Учитывая вышесказанное, приток иммигрантов аккумулирует дополнительные возможности для развития экономики стран пребывания, предоставляя возможность производителям перенаправлять сэкономленные средства на развитие наукоемких отраслей и модернизацию производства.

Однако положительные моменты иммиграции не позволяют нивелировать некоторые негативные последствия этого явления, которые усугубляют не только экономические противоречия между коренными жителями и «переселенцами», но и подготавливают почву для социально-культурного противостояния.

В этой связи следует отметить, что некоторые отрасли, в частности сфера услуг, строительство и т. д., становятся зависимыми от дешевого неквалифицированного труда рабочих-мигрантов, и нежелание работодателей нанимать на эти должности представителей коренного населения приводит к безработице среди последних. Этот фактор увеличивает напряженность между принимающей нацией и иммигрантскими общностями.

Свою роль начинают играть культурно-религиозные отличия переселенцев от местного населения. Рассмотрим пример Европы. Негативное отношения к выходцам из мусульманских стран, их отождествление с исламистами и террористами, мешают благополучной интеграции иммигрантов в европейское общество, порождают антиисламские настроения. Мусульманская молодежь в Европе в качестве ответной реакции на дискриминацию пополняет ряды радикальных группировок, дестабилизируя порядок и социальный мир в государствах-реципиентах [3].

Немаловажным является тот факт, что принимающие страны не спешат предоставлять гражданство и пакет социальных услуг иммигрантам, проводят жесткую миграционную политику. Отсюда берет начало значительная доля нелегальной миграции, в том числе вынужденной, которая ведет к тому, что принимающие страны не могут контролировать деятельность иностранных граждан на своей территории. Этот факт способен ухудшить криминогенную обстановку в государстве. Например, в Москве пятая часть преступлений происходит по вине приезжих [6].

Анализ плюсов и минусов наличия мигрантов в странах приема позволяет сделать ряд определенных логических умозаключений. С одной стороны, доступность предоставляемой иностранцами низкоквалифицированной рабочей силы благоприятно сказывается на возможностях национальной экономики: они занимают самые трудоемкие отрасли, что в периоды экономического роста позволяет направить национальные кадры в более наукоемкие третичные отрасли, изменить структуру экономики без особого ущерба для других сфер производства. С другой стороны, специалисты высокого уровня пополняют ряды интеллектуальной элиты принимающего общества, применяя свои умения и знания в стране пребывания.

Таким образом, несмотря на все преимущества с экономической точки зрения, неконтролируемая иммиграция способна ухудшить уровень благосостояния страны: понизить уровень безопасности в обществе и привести к социально-экономическим и межэтническим конфликтам коренного населения и приезжих.

Литература:

  1. Италия принимает рекордный поток нелегальных иммигрантов // URL: http://ru.euronews.com/2015/04/18/italian-president-calls-for-more-decisive-eu-action-on-migrant-crisis/ (23.04.2015)
  2. Лютова М. Мигранты не вредят странам ОЭСР// Ведомости. 2013. 14 июня. С. 7.
  3. Мирский Г. И. Европа и мусульмане // URL: http://www.religare.ru/2_43509.html (23.04.2015)
  4. Огнева В. В., Черняк А. В. Современные тенденции международных миграций // Среднерусский вестник общественных наук.- Орел: Издательский центр Орловской региональной академии государственной службы (ОРАГС), 2012. № 3. С. 207–212.
  5. Центр новостей ООН. США, Россия, Германия и Саудовская Аравия — в числе десятки стран, принимающих наибольшее число мигрантов // URL:http://www.un.org/russian/news/story.asp?NewsID=20179#.VU9e4fnhDIV (09.05.2015)
  6. NEWSru.com. Опубликован доклад ООН о числе иностранных мигрантов — среди лидеров США и Россия // URL: http://newsru.com/world/12sep2013/mirg.html (09.05.2015)
  7. Department of Economic and Social Affairs: World Population Prospects: The 2012 Revision // URL: http://esa.un.org/wpp/Excel-Data/migration.htm (09.05.2015)
  8. Pew Research Center: The Future of World Religions: Population Growth Projections, 2010–2050 // URL: http://www.pewforum.org/2015/04/02/religious-projections-2010–2050/ (23.04.2015)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle