Библиографическое описание:

Агашкина С. В. Содержание и формы взаимодействия с семьей в работе музыкального руководителя // Молодой ученый. — 2016. — №23.



В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и ФГОС — одной из основных задач, стоящей перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Любая инициатива педагога, обращенная к семье, должна быть нацелена на укрепление, обогащение связей и отношений ребенка с взрослыми. В концепции дошкольного образования сказано, что «дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов… Тенденция, направленная на укрепление семьи, минимизирует общественное воспитание в пользу семейного».

Выделяю 4 темы:

- Семья и значение семьи в жизни ребёнка.

- Содержание работы музыкального руководителя с родителями в ДОУ.

- Формы общения музыкального руководителя с родителями в ДОУ.

- Личный опыт работы с родителями.

Ни для кого не секрет, что Семья для ребёнка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой.

Определяющая роль семьи обусловлена её глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека.

Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребёнка намного превышает другие воспитательные воздействия.

Современная семья иеё проблемы

- Слабая социальная защищённость.

- Материальные трудности.

- Увеличение числа разводов.

- Ослабление внимания к духовным ценностям.

- Отсутствие у молодых родителей осознанного отношения к воспитанию детей.

- Снижение социальной установки на воспитание.

Проблемы лучше решать, опираясь на два концепта:

Сотрудничество — это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие — способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Для эффективной работы и подбора интересных форм взаимодействия с семьей осуществляется анализ социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду.

Родителей детей, посещающих сегодня дошкольные образовательные учреждения, можно условно разделить на три группы:

- Родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях.

- Родители судобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача: не допустить, чтобы эта родительская группа осталась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.

- Семьи снеработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача: выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками музыкального руководителя. На эту родительскую группу необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т. п.

Профессиональный совет и общение:

Содержание работы с родителями включает в себя, по сути, все вопросы воспитания и обучения детей, с которыми педагог знакомит родителей дошкольников.

Для обсуждения с родителями не существует второстепенных тем, поскольку родителям необходимы знания об особенностях развития ребенка, задачах воспитания, методах, организации предметно-игровой среды.

Они хотят получить ответ на вопрос: «Как поступить в том или ином случае?»

Важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто им читать доклады или лекции.

Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Распространять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным традициям, семейного музицирования.

Направить родителей в выборе дополнительного образования, исходя из задатков ребенка.

Беседовать о важности развития музыкального воспитания, о благотворном воздействии классической музыки на здоровье и интеллект детей.

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы.

Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых — обогатить их педагогическими знаниями.

Традиционные формы подразделяются на: коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

Коллективные: родительские собрания, конференции, и др. Собрание готовится заранее, объявление вывешивается за 3–5 дней. Тему рекомендуем формулировать проблемно, например: «Послушен ли ваш ребенок?», «Как играть с ребенком?», «Нужно ли наказывать детей?» и др. В объявлении можно поместить небольшие задания для родителей, например, понаблюдать за поведением детей, сформированными навыками, обратить внимание на детские вопросы и т. д.

Индивидуальные:беседа — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей, тематические консультации. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет. Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос.

Наглядно-информационные: Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.

Нетрадиционные формы

Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т. В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические (хотя, по сути, приближены к методам изучения семьи), досуговые, познавательные, наглядно-информационные.

Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения общения

Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик.

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми.

педагогическое содержание мероприятия

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках: «Устами младенца», «Встреча Нового года», «Рождественские забавы». «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа». «Папа, мама, я — дружная семья». «Праздник урожая» и др.

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей,

повышая психолого-педагогическую культуру родителей, развивают рефлексию

Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей. «Устами младенца», Устный педагогический журнал («Этика семейных отношений», «Влияние природы на духовное развитие ребенка»), клуб для родителей («Колыбельные для малышей»)

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

Информационные проспекты для родителей, организация Дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек

Основные блоки по работе с родителями

Блоки

Основные задачи

Формы

Педагогическое просвещение родителей

Повышение педагогической грамотности родителей

Лекции, семинары, практические занятия, открытые занятия, конференции. Работа творческих групп по интересам, педагогические советы, родительские собрания, консультации и др.

Включение родителей в деятельность ДОУ

Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль.

Соревнования, кружки, выпуск газеты, конкурсы, викторины, работа кружков, совместные мероприятия и др.

Психологическим условием такого успешного межличностного взаимодействия является внимательность, проникновенность, неторопливость.

В своей работе я использовала как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. И заметила, что инициатором сотрудничества становится сам музыкальный руководитель. Педагог сознает, что такое сотрудничество в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить родителей.

Совместная работа с родителями и детьми:

- Участие семьи в мероприятиях ДОУ: Сорок-сороков или праздник птиц (совместная разработка сценария с родительницей, приготовление родителями птиц из солёного теста, выступление семьи воспитанника).

- Театральные вечера: показ театральных постановок для родителей с последующим чаепитием и рефлексией.

- Выездные мероприятия выходного дня.

- Социально значимые мероприятия города.

- Участие родителей в совместных играх: педагог – родители – дети.

- Участие членов семьи в праздниках ДОУ.

- Пошив костюмов.

- Регулярное обновление информации на стендах ДОУ.

- Сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника: анкетирование.

- Проведение Дня открытых дверей, «Папа, мама, я — спортивная семья».

- Обратная связь: анкеты обратной связи, творческое взаимное мотивирование.

- Взаимодействие с родителями после окончания детского сада

Средства общения:

- Печатный материал: листовки, афиши, стенды.

- Телефон (создание собственной базы телефонных номеров).

- Электронная почта.

- Социальные сети: создание групп, страниц, мероприятий.

От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего — дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее то, что они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек. И, оказывается, они так много знают, так интересно рассказывают, танцуют и поют. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту задачу “всем миром”: детский сад, семья, общественность.

Литература:

  1. Николаева Е. И. Тоталитаризм в семье. Самара, 2002.
  2. Луков В. А. О концепции фамилистической экспертизы /Семья в России/, 1996. № 3–4;
  3. Лобза О. В. «Роль близких взрослых в становлении эмоционального мироощущения ребенка в период перехода к школьной жизни». 2000.
  4. Кошелева А. Д., Алексеева Л. С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка. М., 1997.
  5. Конягина Л. Н. Положение семьи и детства в современной России /Неизвестный Макаренко/ сост. С. С. Невская. М.,1999.
  6. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ /Методический аспект/ — М, 2005.
  7. Дуброва В. П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи. Минск, 1997.
  8. Давыдова О. И., Богословец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в ДОУ — М., 2005.
  9. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников ДОУ / автор-сост.: Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. — М., 2004.
  10. Баринов Т. М. Семья и семейное воспитание /Педагогические вести/ под ред. Е. М. Кокорева. Магадан, 1993.
  11. Волжина О. И. Аксиологическая концепция семьи /Мир образования — образование в мире/ 2001. № 4
  12. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. — М. 2004.
  13. Социальная защита семьи: Современная ситуация, проблемы, пути решения. Ред.кол. Т. Ф. Яркина, В. Г. Бочарова, М. П. Гурьянова. Ставрополь, 1997.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle