Библиографическое описание:

Самойлик Н. А. Психологическая характеристика структуры профессионально-ценностных ориентаций студентов педагогического вуза // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 443-446.



В психолого-педагогической литературе отмечается, что одним из важных условий успешности профессиональной деятельности человека является ее смысловая значимость и ценностная наполненность. Данное обстоятельство неоднократно подтверждалось эмпирическими исследованиями и теоретическими работами ученых. Несмотря на активный интерес к данной проблеме, считать ее окончательно решенной не представляется возможным. Следует констатировать, что в современных социально-экономических условиях возрастает потребность в специалистах, ценностно-смысловая и профессиональная сфера, которых взаимосвязана и взаимообусловлена.

На наш взгляд, подобная ситуация вполне разрешима, если интегрировать ценностно-смысловую сферу и значимость профессиональной деятельности в единый конструкт, именуемый профессионально-ценностные ориентации, определяющие продуктивность профессиональной самореализации личности.

Проблема содержательной стороны профессионально-ценностных ориентаций в науке отнюдь не нова. Изучением профессионально-ценностных ориентаций педагогического труда, как наиболее социально важного вида профессиональной деятельности, занимались Н. А. Асташова, Н. А. Вдовина, В. Ф. Исаев, А. В. Кирьякова, Т. В. Михайлова, О. А. Сидоренко, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов и другие. Исследователи пришли к выводу о необходимости формирования в процессе профессиональной подготовки представлений о значимости и осознанности выбранной профессии и в целом положительного отношения к ней. Отсутствие целостного понимания профессиональной деятельности неизбежно приводит к рассогласованности профессионально-ценностных ориентаций личности, что в значительной степени влияет на профессиональную деформацию уже на начальном этапе профессиональной деятельности.

В то же время, следует подчеркнуть, что наличие у личности развитой системы профессионально-ценностных ориентаций является признаком ее зрелости и показателем уровня социальной значимости реализуемого вида труда. Как считает в этой связи О. В. Торсунова: «устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обеспечивает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции» [8, с. 16]. При недостаточном развитии ценностной сферы, согласно авторской позиции, могут наблюдаться: «признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности, непосредственность воздействия объекта стремления на потребность» [там же].

Рассматривая ценностей и системы педагогического труда, Н. А. Асташова констатирует, что «система образования, сталкиваясь с многообразным миром ценностей, вынуждена трансформировать их, углублять, ставить цели и предлагать средства образовательной деятельности» [1, с. 73]. Поэтому проблема ценностно-смысловых ориентаций в профессиональной деятельности является достаточно значимой и актуальной.

С целью изучения различий в структуре профессионально-ценностных ориентаций студентов педагогического вуза нами было проведено эмпирическое исследование на выборке респондентов, состоящей из будущих учителей в количестве 104 человека, обучающихся на первом курсе. Среди них представителей женского пола — 58 человек, мужского — 46, средний возраст испытуемых составил 20,8 лет. В качестве диагностического инструмента был использован авторский опросник «диагностика профессионально-ценностных ориентаций личности» («ДиПЦОЛ») [6].

Анализ показателей сформированности профессионально-ценностных ориентаций студентов педагогического вуза продемонстрировал наличие у большинства представителей выборки эмоционального типа (60 %) (рис. 1). Данное обстоятельство связано с началом обучения в вузе и приобщением к получаемой профессиональной деятельности педагога. Эмоциональные переживания относительно будущей профессиональной деятельности существенно влияют на уровень удовлетворенности потребностей человека в профессиональной сфере.

Рис. 1. Представленность типов профессионально-ценностных ориентаций в исследуемой выборке

В процессе педагогической деятельности не вызывает сомнения необходимость проявления эмоциональной составляющей личности учителя. Многочисленные контакты с учащимися, родителями и администрацией образовательного учреждения способствуют, с одной стороны, развитию эмоциональной неустойчивости, но с другой, — расширение эмоциональной сферы. В то время, как именно эмоционально насыщенные контакты, существенно влияют на успешность профессиональной деятельности.

Неоднократные исследования эмоциональной сферы учителя, как наиболее динамичной и ярко выраженной, показали преобладание таких эмоциональных проявлений, как раздражительность, неустойчивость и несдержанность. Как считает О. А. Верхозина, данные качества «определяются учащимися как стабильно проявляющиеся, связаны с недостаточным эмоциональным контролем, умением регулировать собственные эмоции и собственное настроение, умением преодолевать коммуникативный и моральный эгоцентризм» [2, с. 416]. В данном случае речь идет, вероятно, о педагогах со стажем профессиональной деятельности. Однако, преобладание эмоционального типа профессионально-ценностных ориентаций среди респондентов свидетельствует о повышенной значимости профессии педагога на начальном этапе обучения в вузе.

Выступая в качестве индикаторов ценностно-смысловой сферы, эмоции ориентируют человека не только на осознание своих личностных характеристик, но и в большей степени, «направляют волевые усилия на реализацию значимых для субъекта целей» [2, с. 130]. В этой связи заметим, что эмоции представляют собой специфический механизм становления и регулятора профессиональной деятельности педагога.

Выражение эмоционального значения педагога к реализуемой профессиональной деятельности является показателем педагогического мастерства. Данное обстоятельство важно при условии формирования эмоционального отношения, переходящего впоследствии в устойчивое эмоциональное состояние и проявляющегося в виде эмпатии.

На начальном этапе обучения педагогов преобладающим компонентом эмоционального типа профессионально-ценностных ориентаций являются ценности-отношения, отражающие «значение и смысл отношений как основного механизма функционирования целостной педагогической деятельности» [1, с. 56].

Ценности-отношения демонстрируют эмоционально-нравственный аспект реализации профессиональной деятельности педагога. Как констатирует Е. Г. Слободнюк: «ценности-отношения и их динамика раскрывается для будущего учителя через осмысление себя как личности и профессионала (учителя, воспитателя, исследователя) в системе «Я-образов»: «Я-реальное», «Я-идеальное», «Я-ретроспективное», «Я-рефлексивное». Динамика эти образов определяет уровень профессионально-личностного развития будущего учителя и обеспечивает корректировку собственной профессиональной позиции» [7, с. 22].

Рис. 2. Выраженность компонентов профессионально-ценностных отношений студентов педагогического вуза (%)

Поведенческий тип профессионально-ценностных ориентаций характерен для 29 % респондентов, которые уже на начальном этапе обучения готовы реализовывать педагогическую деятельность без специальной подготовки. Данная категория студентов настолько идентифицировалась со своей будущей профессией, что способны обеспечить успешное профессиональное становление и развитие своей личности в труде на первом курсе вузовской подготовки.

Согласно авторскому подходу В. Ф. Исаева: «образ Я-профессиональное и его динамика стимулирует или тормозит процесс становления профессионально-педагогической культуры преподавателя, так как определяет его организацию, контроль, а также оценку активности, направленной на присвоение, воспроизводство и создание педагогических ценностей» [4, с. 77].

Как видно из рисунка 2, лидирующую позицию в структуре поведенческого типа занимают ценности-результат, позволяющие формировать концепцию «я-профессиональное» как источник и итог профессионального самосовершенствования в педагогической деятельности.

С точки зрения А. В. Кирьяковой, формирование ценностей результата, как значимой части профессиональной деятельности, позволяет представить перспективный образ будущего, что соответствует третьей фазе процесса становления ориентаций [5]. Автор отмечает, что на данной стадии осуществляется «согласование, систематизация и выстраивание иерархии, собственной шкалы ценностей, системы ценностных ориентации личности» [там же, с. 103].

Становясь полноценным субъектом профессиональной деятельности, личность должна в полной мере овладеть соответствующими знаниями, умениями и навыками, профессиональными, нормативно определенными (в труде) способами деятельности. Данное обстоятельство связано с необходимостью не только принять себя как личность профессионала, но и овладеть системой ценностей профессионального сообщества, что в большей степени отражает профессионально-ценностную направленность специалиста.

Таким образом, проведенное нами исследование позволяет утверждать, что на начальном этапе обучения в педагогическом вузе у студентов первого курса преобладает эмоциональный тип профессионально-ценностных ориентаций, проявляющийся в эмоциональных переживаниях относительно выбранной профессии. Значимость эмоциональной составляющей в начале профессионализации в большей мере способствует полноценной удовлетворенности потребностей человека в профессиональной сфере.

Поведенческий тип профессионально-ценностных ориентаций характерен для студентов, имеющих уже развитую «Я-концепцию» профессионала.

Незначительное количество будущих педагогов с когнитивным типом профессионально-ценностных ориентаций свидетельствует о недостаточной сформированности у респондентов качеств и умений, необходимых для осуществления педагогической деятельности.

Литература:

  1. Асташова Н. А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 272 с.
  2. Верхозина О. А. Эмоции в межличностном педагогическом взаимодействии // Сибирский педагогический журнал. — 2007. — № 14. — С. 412–420.
  3. Гунзунова Б. А. Эмоциональный компонент в процессе регуляции деятельности педагогов // Вестник Бурятского государственного университета. — 2012. — № SD. — С. 127–132.
  4. Исаев В. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. — М.: Академия, 2004. — 207 с.
  5. Кирьякова А. В. Теория ценностей — методологический базис аксиологии образования // Аксиология и инноватика образования (электронное научное издание). — Режим доступа: http://www.orenport.ru/axiology/docs/3/3.pdf (доступ свободный).
  6. Самойлик Н. А. Опросник «диагностика профессионально-ценностных ориентаций личности»: технология разработки и психометрические характеристики // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). — 2016. — № 7(63). — С. 141–166. — Режим доступа: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/9364/pdf (доступ свободный).
  7. Слободнюк Е. Г. Профессионально-ценностные ориентации: Теоретический анализ. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. — 72 с.
  8. Торсунова О. В. Особенности формирования и развития профессиональных ценностных ориентаций педагогов // Проблемы и перспективы развития образования в России. — 2014. — № 25. — С. 15–21.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle