Опыт взаимодействия семьи и дошкольного учреждения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (127) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 14.11.2016

Статья просмотрена: 1325 раз

Библиографическое описание:

Сягина, Н. В. Опыт взаимодействия семьи и дошкольного учреждения / Н. В. Сягина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 23 (127). — С. 518-521. — URL: https://moluch.ru/archive/127/35186/ (дата обращения: 26.04.2024).



Семья и дошкольное учреждение — два важнейших института социализации детей. Хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего гармоничного развития ребенка необходимо их комплексное взаимодействие. На сегодняшний день объединение усилий родителей и педагогов остаётся важнейшей проблемой современной педагогики. Результативность этого взаимодействия определяет ряд факторов: во-первых — что родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга? Во-вторых — совпадают ли цели и задачи родителей по воспитанию детей с детским садом.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. ст.44 п.1 «Родители… имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка»; ст.44 п.2 говорит о том, что «…образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей…» [7, с.49].

Что же зачастую происходит на практике? Часто родители полностью перекладывают воспитание своих собственных детей на детский сад, имеют низкий уровень психолого-педагогической, а зачастую и общей культуры. Кроме того, они оказываются недостаточно информированы об особенностях жизни ребенка в дошкольном учреждении, не зная, что происходит за его дверями. Когда забирают ребенка из детского сада, самый часто задаваемый вопрос родителями: «Что ты сегодня ел?», а не «Что было сегодня интересного? Чем вы занимались?» и т. д. Часто родители не понимают самоценности периода дошкольного детства, и считают его только подготовкой к обучению в школе. Но ребенок живет здесь и сейчас, и формирование его личности происходит с самой первой минуты его рождения. Детский сад и семья «оторваны» друг от друга. При всем том, что семья выступает социальным заказчиком, сама они не готова включаться в деятельность образовательного учреждения.

Вот поэтому коллектив нашего МБДОУ уделяет особое внимание развитию сотрудничества педагогов и родителей и активизации позиции родителей в процессе воспитания, развития детей, когда родитель становится субъектом воспитательной деятельности.

Мы предположили, что в случае создания определенных условий, можно добиться не только психолого-педагогической грамотности родителей, но и активизировать их позицию в сообществе с дошкольным учреждением, ориентированным на полноценное развитие каждого ребенка. Эти условия помогут каждому родителю осознать себя как человека, который призван оказать позитивное воздействие на развитие собственного ребенка и помогут сформировать у родителей устойчивую потребность реализовать свой воспитательный потенциал.

Работа была разделена на 3 этапа.

Первый этап (подготовительный). На этом этапе работа шла в двух направлениях:

Первое направление — это обучение педагогов.

Самым трудным на данном этапе была перестройка отношения педагогов к родителям как объекту педагогического воздействия и передачи информации по пропаганде педагогических знаний к субъективным отношениям воспитателей и родителей. То есть, между педагогами и родителями тогда сохранялся рациональный стиль общения — родителям отводилась пассивная роль объекта воздействия со стороны педагога: «Вы должны…», «Вы же мать, вы обязаны…» и т. д. Преобладало оценочное отношение, навязывание знаний, мнений, претензии. Необходимо было настроить воспитателей на переход к сотрудничеству как межличностному отношению педагога и родителей, достижению партнерских доверительных отношений, личностному безоценочному стилю общения с каждой семьей. Началась работа с педагогами по проведению консультаций, семинаров-практикумов, педагогических советов.

План работы на год по развитию коммуникативных навыков сотрудничества сродителями

Месяцы

Формы работы спедагогами

сентябрь

Круглый стол «Современная семья. Какая она?». Цель: осудить проблемы современной семьи, трудности, возникающие в общении с родителями.

октябрь

Опросник «Мои «плюсы» и «минусы» в общении с родителями». Цель: самоанализ профессиональных затруднений в общении с родителями и определение актуальной для себя консультативной помощи.

ноябрь

Семинар-практикум «Методика активного слушания. «Я» -сообщения, «Ты» -сообщения». Цель: развивать умение эмпатического слушания.

декабрь

Тренинг «Невербальный диалог». Цель: упражнять во взаимодействии невербальными средствами общения.

январь

Консультация «Конфликты. Способы выхода из конфликтной ситуации». Цель: развивать способность понимать природу конфликта, находить удачное поведение в сложных ситуациях.

февраль

Аутотренинг. Цель: учить воспитателей снимать напряжение, сильное волнение.

март

Совет педагогов «Межличностное общение педагога и родителя — важнейшее условие сотрудничества».

апрель

Ролевая игра «Конкурс педагогических ситуаций». Цель: учить педагогов находить и реализовывать удачное поведение в сложившихся ситуациях.

май

Опросник: по запросам педагогов на следующий год.

Использовались тесты, опросники, психологические тренинги по общению, решение проблемных ситуаций, ролевые и деловые игры, конкурсы педагогических ситуаций, где воспитатели учились диалогическому общению и выработали следующие принципы работы с детьми:

  1. Найдите время, создайте возможности и поощрите родителей высказать свои соображения, радости, цели, беспокойства.
  2. Выбирайте места, где можно побеседовать с глазу на глаз
  3. Всегда относитесь к сведениям как к конфиденциальным: семьи делятся с воспитателями очень личной информацией, и важно сохранять ее в тайне.

Второе направление — взаимодействие с родителями.

На родительских собраниях, в личных беседах родителям разъяснялось, что детский сад — открытая система, поощряются все формы участия в жизни группы — в занятиях, походах, конкурсах, выставках, экскурсиях. Родители могут прийти в группу и поделиться своими талантами, интересами и умениями. Они могут участвовать в планировании работы. На этом этапе началась работа по изучению запросов и интересов родителей (анкеты, опросные листы, по вопросам воспитания и развития детей, а также возможности и желания участвовать в педагогическом процессе).

Второй этап (основной).

В ходе этого этапа были выработаны следующие формы работы с семьей.

Стратегии неформального общения:

1) Время прихода и ухода. Воспитатели используют для общения время прихода и ухода. Родители могут раздеться, пройти в группу, задать воспитателям вопросы, поиграть с детьми, почитать им книжку.

2) Доска объявлений. Показывает, чем занимались дети в детском саду. Родителям сообщается тема, информация об особенностях программы, занятия с целями, задачами. Можно выставить художественно оформленные отчеты детей об экскурсиях, фотографии детей, членов их семей.

3) «Семейный альбом». Его оформление стало традицией. В «Семейном альбоме» родители вместе с детьми рассказывают о своей семье, о традициях, о любимых семейных занятиях. Читая и рассматривая альбом, родители лучше узнают друг о друге, находят общие интересы.

4) «Информационные листки». Это еще один способ общения с семьями. В нашем детском саду они оформляются в виде «Руки помощи». Их содержание включает:

– объявления о событиях, конкурсах в группе

– просьбы принести какие-то материалы для образовательной деятельности, оказать какую-то помощь (найти фотографии, книги, предметы для мини-музея и т. д.)

– рекомендации по проведению домашних занятий

– художественная литература, пособия, материалы по теме

5) Выставки детских работ, проектов.

Это могут быть детские работы, работы родителей с детьми. В течение изучения темы дети с воспитателями оформляют проект — панно, коллаж, в котором принимает участие каждый ребенок, участие каждого отмечается. В оформлении проекта могут принять участие и родители. В проекте отражаются задачи, поставленные при изучении темы, сплачивается коллектив детей.

6) «Портфолио» есть у каждого ребенка. Это коллекция работ в папочке, которые ребенок выполнил в течение некоторого времени. Они включают рисунки детей, рассказы, карточки, выполненные в центре математики и т. д. «Портфолио» показывается родителям, может быть взято домой, рассмотрено вместе с детьми.

7) «Информационные стенды». Здесь может быть выставка одного ребенка, рубрики, например, «Читалки-рассуждалки», советы педагога-психолога или воспитателей, статьи из журналов, рекомендуемая литература для чтения.

Стратегии неформального общения:

1) Родительские собрания. Тематика родительских собраний планируется, исходя из согласования с родителями. Темы могут быть представлены в лекционном ключе, либо в виде практикума, семинара, с участием детей и т. д.

2) Домашние визиты. Родители приглашают воспитателей домой, общаются в домашней обстановке.

3) Карта наблюдений воспитателя. Родителей знакомят с картой, которая предназначена для сбора данных о том, какие центры активности и какие материалы дети предпочитают, какие затруднения есть у ребенка, планируется дальнейшая индивидуальная работа.

4) Благодарность родителям. Каждому приятно, когда его усилия по достоинству ценят, и родители — не исключение. Они пришли, потратили свое время и заслуживают благодарности. Оценивается любое участие в жизни группы — уборка, передача материалов, участие в занятиях с детьми. Благодарность оформляется в виде «Шагов сотрудничества».

5) Пребывание членов семей в группе. Это полезно и для семьи, и для воспитателя. Польза для семьи:

– родители, находясь в группе, видят, как их ребенок общается с другими

– родители получают представление о работе воспитателя, начинают относится к ним с большим уважением

– родители обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься дома

– устанавливают дружеские связи с другими родителями

Польза для воспитателей:

– воспитатели видят, как родители мотивируют своих детей, как помогают решать им задачи

– воспитатели могут больше времени уделять другим детям и работать подгруппами

Польза для детей:

– у детей повышается социальный статус, они чувствуют гордость за своих родителей

– они забывают о беспокойствах

– они счастливы, когда родители находятся в группе, становятся более уверенными, открытыми

Виды деятельности, способствующие вовлечению родителей:

  1. «День открытых дверей». Родители могут посетить группу, спортзал, музыкальный зал, бассейн в течение дня.
  2. Приглашение родителей на утренние и вечерние сборы «У нас гости». Родители рассказывают детям о чем-то интересном по теме, которая изучается в группах.
  3. Приглашение родителей на занятия. Родители приглашаются на занятия. Мама, увлекающаяся шитьем, может сшить вместе с детьми платьице для куклы, парикмахер — сделать стрижку. В результате они приобретают некоторый положительный опыт т и им снова хочется побывать в детском саду.
  4. «Дни рождения», «Дни именинников». Это праздники для всех- с конкурсами, песнями, танцами, подарками. Родители — не зрители, а участники.
  5. Спортивный праздник «Папа, мама, я — спортивная семья!».
  6. Конкурсы рисунков и поделок.
  7. Изготовление оборудования, обустройство участка

Таким образом, была выработана система мероприятий, направленных на формирование устойчивой потребности во взаимодействии родителей и педагогов.

Третий этап (заключительный). В результате проведенной работы была отработана модель взаимодействия с семьей. Родители стали активными участниками образовательного процесса. В результате такого сотрудничества улучшили взаимоотношения между родителями, они нашли общие интересы. По данным анкетирования, проводимого среди родителей, в результате такого взаимоотношения с педагогами и детьми, возникает потребность поделиться информацией о достижениях ребенка, трудностях и тревогах, возникающих при воспитании (60,8 % родителей указали, что они вступают во взаимодействие с педагогами, чтобы вместе участвовать в образовательном процессе, 50 % родителей выступают инициаторами разговора с педагогом). Организуя совместные мероприятия, воспитателям удается объединить родителей. Степень участия в жизни детского коллектива больше половины родителей оценили на «отлично» и «хорошо». Кроме этого, анкетирование показало, что у педагогов выявлен высокий уровень подготовленности к взаимодействию с родителями. Можно отметить у воспитателей установку на эмоционально-положительное отношение к ребенку, родителям, независимо от личностных качеств. Воспитатели владеют различными техниками общения, умеют грамотно строить коммуникативное пространство, что помогает родителям преодолеть психологический барьер, часто возникающий в общении между педагогами и родителями.

Можно отметить, что по результатам исследования педагогов-психологов в группах наблюдается более высокий уровень межличностных отношений и эмоционального благополучия, в группах стало больше детей-лидеров. Отмечено, что при решении социальных проблем детьми (поделиться со сверстниками, помочь в трудной ситуации и т. п.), дети стали более активными, легче вступают в контакт и умеют договариваться.

Таким образом, в результате такого взаимодействия с родителями, мы получили:

1) Ребенка:

– самостоятельного, умеющего делать выбор, принимать решения

– с чувством ответственности за свои поступки

– испытывающего потребность в познании окружающего мира

2) Родителя:

– активного участника образовательного процесса

– педагогически грамотного

– ответственного за воспитание собственного ребенка

3) Педагога

– помощника родителя в воспитании ребенка

– инициативного

– творческого

Сейчас мы ищем новые формы сотрудничества с семьей. Это могут быть Клубы по интересам, Семейный клуб. На наш взгляд, родители готовы к такой форме сотрудничества, и наше ДОУ тоже готово к такому взаимодействию, и я думаю, что у нас это получится.

Литература:

  1. Арнаутова Е. П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. — М.: ООО «Линка-Пресс», 2004
  2. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. -М.: Изд. дом «Карапуз», 2001
  3. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2012
  4. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. — М.: ТЦ Сфера, 2005
  5. Майер А. А., Давыдова О. И., Воронина Н. В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. — М.: ТЦ Сфера, 2011
  6. Метенова Н. М. Взрослым о детях. Новые подходы к оформлению и содержанию наглядной информации для родителей в дошкольных учреждениях — Ярославль, ООО «ИПК Индиго», 2014
  7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изм. и доп. на 2014 г. — М.: Эксмо. 2013
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, Ребенок, детский сад, воспитатель, Педагог, семья, воспитание детей, группа, дошкольное учреждение, образовательный процесс.


Похожие статьи

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.

Создание системы взаимодействия с родителями воспитанников...

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная деятельность, родитель, образовательная организация, ребенок, родитель воспитанников.

Организация взаимодействия педагога и родителя в условиях...

родитель, ребенок, детский сад, воспитатель, родитель воспитанников, совместная деятельность, круглый стол, долгое ожидание, общественный транспорт, педагогическое взаимодействие.

«Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов...

ребенок, родитель, образовательная организация, детский сад, педагог, воспитание ребенка, друг, отношение, семья.

Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями...

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие.

Использование инновационных форм взаимодействия...

родитель, детский сад, ребенок, семья воспитанников, воспитатель, семья, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, образовательный процесс, современный этап.

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей...

родитель, детский сад, ребенок, единое образовательное пространство, образовательный процесс, педагогический процесс, родитель стали, мероприятие, педагог, семья.

Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи...

В статье исследуется проблема взаимодействия детского сада и родителей в полоролевом воспитании старших дошкольников. В ходе беседы с воспитателем детского сада была выявлена позиция родителей к полоролевому воспитанию их детей и обозначена...

Похожие статьи

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.

Создание системы взаимодействия с родителями воспитанников...

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная деятельность, родитель, образовательная организация, ребенок, родитель воспитанников.

Организация взаимодействия педагога и родителя в условиях...

родитель, ребенок, детский сад, воспитатель, родитель воспитанников, совместная деятельность, круглый стол, долгое ожидание, общественный транспорт, педагогическое взаимодействие.

«Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов...

ребенок, родитель, образовательная организация, детский сад, педагог, воспитание ребенка, друг, отношение, семья.

Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями...

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие.

Использование инновационных форм взаимодействия...

родитель, детский сад, ребенок, семья воспитанников, воспитатель, семья, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, образовательный процесс, современный этап.

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей...

родитель, детский сад, ребенок, единое образовательное пространство, образовательный процесс, педагогический процесс, родитель стали, мероприятие, педагог, семья.

Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи...

В статье исследуется проблема взаимодействия детского сада и родителей в полоролевом воспитании старших дошкольников. В ходе беседы с воспитателем детского сада была выявлена позиция родителей к полоролевому воспитанию их детей и обозначена...

Задать вопрос