Использование инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (9) июль 2017 г.

Дата публикации: 15.04.2017

Статья просмотрена: 2726 раз

Библиографическое описание:

Огородник, С. И. Использование инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО / С. И. Огородник, Е. В. Нестерова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3 (9). — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/63/2358/ (дата обращения: 16.04.2024).



Статья посвящена обсуждению особенностей взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО. Обсуждаются некоторые проблемы взаимоотношений педагогов и родителей. А также в статье приводятся примеры использования инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников из опыта работы МБДОУ «Детский сад № 16» г. Арзамаса Нижегородской области.

Ключевые слова: дошкольный возраст, воспитатель, инновационные формы, родитель, семья, воспитание

В связи с переходом дошкольных учреждений на ФГОС ДО, возникли определенные изменения в системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста. В соответствии с Федеральным образовательным стандартом существует три субъекта образовательного процесса: ребенок, воспитатель и родитель.

В пункте 1.4. ФГОС ДО, к основным принципам дошкольного образования» относится взаимодействие Организации с семьей [4.с.5].

К тому же, одна из главных задач ФГОС ДО — «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» [4.с.7].

В современных условиях родители (законные представители) воспитанников ДОУ являются непосредственными участниками образовательных отношений.

Сотрудничество детей, родителей и педагогов зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.

В настоящее время у детских садов появились конкуренты в виде новых организаций дополнительного образования, где, по мнению родителей, с детьми занимаются лучше.

Часто бывает, что большая занятость родителей является причиной незаинтересованности жизни детей в детском саду.

В связи с этим актуальной на сегодняшний момент является проблема поиска инновационных форм сотрудничества с семьями воспитанников. К каждой семье воспитатели и администрация детского сада должны найти свой подход и учитывать социальный статус и состав семей.

Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентации [1.с.3].

В то же время, преобладающая часть родителей — не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи.

Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию и обучению своего ребенка. Воспитателю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни группы, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство. Постепенно, тактично воспитатель вовлекает и остальных родителей в сотрудничество, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи.

На современном этапе в работе с родителями появляется понятие «включение родителей» в деятельность дошкольного учреждения, т. е. их активное участие в работе ДОУ, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие [3.с.2].

К традиционным формам взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников относятся: беседа, родительские собрания, консультирование, развлекательные мероприятия, выставки совместных работ, оформление стендов… Однако, на современном этапе, традиционные формы бывают не очень эффективными и привлекательными для родителей.

Цель всех форм и методов взаимодействия с семьей является доверительные отношения воспитателя с родителями и детьми. А для того, что бы всегда взаимодействовать с родителями, педагогу необходимо совершенствовать свои знания.

Поэтому каждый воспитатель старается «включить» родителей в деятельность детского сада путем привлечения инновационных форм. Рассмотрим данное «включение» на примере плана работы с родителями воспитателей подготовительной группы МБДОУ «Детский сад «16» г. Арзамаса.

За 2016–2017 период в подготовительной группе были проведены инновационные формы с родителями такие как:

  1. Показ презентации «Как мы лето провели», где родители познакомились с жизнью детей в дошкольном учреждении в летний период.
  2. Тематическая акция «Помоги птицам зимой», где родителям предлагалось совместно смастерить кормушку для птиц, повесить ее на территории детского сада, приносить корм для птиц, прививая этим самым детям доброту, заботу о птицах. Лучшие работы были отправлены на Всероссийскую акцию «Помоги птицам», где были заняты 1,2,3 места.
  3. Тематическая акция «Народное творчество», где дети и родители были познакомлены с русским народным творчеством, был проведен мастер класс по изготовлению куклы — оберега, организованна выставка домашних поделок на данную тему.
  4. Воспитательный час с родителями воспитанниками, где дети совместно с родителями рисовали свои семьи, потом родители составили «Правила взаимоотношений между родителем и ребенком, ребенком и воспитателем, родителями и воспитателем». Мероприятие закончилось игрой «Мы вместе, а не против друг друга».
  5. Виртуальное общение, целью которого является вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс посредством информационных и коммуникационных ресурсов Интернета, где родители могут не только позвонить на номер телефона, но еще написать, дать комментарий на электронную почту или в социальных сетях, а некоторые вопросы могут быть обсуждены и через веб-камеру.
  6. Родительское собрание «История возникновения русских народных инструментов», где детям и родителям было рассказано о возникновении русских народных инструментов, после чего желающие могли рассмотреть и даже с играть на понравившемся инструменте.
  7. Мини-походы, где целью является заинтересовать родителей в жизни детей в не дома. Совместно с детьми и воспитателями родители посетили музеи, театр, выступление группы в других учреждениях, возложение цветов к памятным местам, прогулки за территорией детского сада.
  8. Детско-родительские посиделки «Выпечка для детей своими руками», где мамы принесли изготовленную дома выпечку и на чаепитие совместно с ребенком презентовали свои кулинарные шедевры.
  9. Проект «Опыты дома», целью которого была организация совместной деятельности родителя и ребенка через опытно-экспериментальную деятельность, где ребенок с родителями делал дома исследовательскую работу, которую потом презентовал в группе.
  10. Маршрут выходного дня семьи «По увлекательным местам», где родители совместно с детьми посетив интересные места в выходные дни, рассказали об этом другим детям, наглядно продемонстрировав это фотографиями в презентации.
  11. Мастер-класс для родителей «Такой полезный иван-чай», где воспитатели рассказали о полезных свойствах иван-чая, местах его произрастания, видах, показала этапы его засушки и использования в домашних условиях. Итогом мероприятия было чаепитие с родителями уже готового чая из иван-чая со сладостями.
  12. Фотовыставки, которые могут иметь разнообразную тематику: «Увлечение семьи», «Забавные домашние животные», «Профессия моего папы», «Семейный поход»… Фотовыставки позволяют семье проанализировать семейный опыт, проявить творчество в оформлении фотографии, рассказать ребенку в группе об истории фотографии.

Исходя из этого, к основным направлениям сотрудничества дошкольного учреждения с семьей относятся:

1) создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста;

2) совершенствование уровня включения родителей в деятельность ДОУ;

3) создание благоприятных условий для привлечения родителей к планированию и организации деятельности ДОУ [2.с.1].

Итак, работа воспитателей с применением разнообразных инновационных форм с родителями воспитанников, будет эффективной, только в случае партнерских отношений и позитивного настроя, как воспитателей, так и родителей.

Для того чтобы родители стали «помощниками детского сада» педагогическому коллективу необходимо: создать атмосферу взаимопонимания, установить доверительные, партнерские отношения, активизировать и обогатить воспитательный потенциал родителей, сформировать у родителей уверенность в собственных педагогических возможностях.

Без родительского участия воспитательный процесс детского сада невозможен. Поэтому особое внимание должно быть направлено внедрению новых форм сотрудничества с родителями, которые позволят применить дифференцированный подход к семьям разного типа.

Литература:

1. Бурнашова Е. В. Оптимизация взаимодействия всех участников образовательного процесса. // http://pedsovet.org/dnevniki/pedsovet/-optimizatsiya-vzaimodeystviya-vseh-uchastnikov-obrazovatelnogo-protsessa.

2. Кисленко О. В. Эффективные формы привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения. // http://svm-realty.ru/effektivnie-formi-privlecheniya-roditelej-k-deyatelnosti-doshkolnogo-uchrezhdeniya/.

3. Мясникова Н. С. Организация сотрудничества педагогов, родителей и детей // http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/02/01/konsultatsiya-dlya-vospitateley-na-temuorganizatsiya-sotrudnichestva — социальная сеть работников образования.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М.: УЦ Перспектива, 2014. — 32 с.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, детский сад, ребенок, воспитатель, семья воспитанников, дошкольное учреждение, дошкольный возраст, семья, образовательный процесс, современный этап.

Похожие статьи

Опыт взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

родитель, детский сад, ребенок, семья воспитанников, воспитатель, семья, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, образовательный процесс, современный этап.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

дошкольное образовательное учреждение, родитель, дошкольное учреждение, детский сад, ребенок, воспитательный процесс, открытость, педагог, семья. Создание системы взаимодействия с родителями воспитанников...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок...

родитель, детский сад, ребенок, семья воспитанников, воспитатель, семья, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, образовательный процесс, современный этап.

Основы взаимодействия ДОО и семьи в условиях реализации ФГОС

родитель, детский сад, ребенок, семья воспитанников, воспитатель, семья, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, образовательный процесс, современный этап.

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок...

родитель, детский сад, ребенок, семья воспитанников, воспитатель, семья, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, образовательный процесс, современный этап.

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного...

Ключевые слова: адаптация,взаимодействие, дошкольное образовательное учреждение, ранний возраст, родители, семья. Актуальность исследования: Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека...

Интерактивное взаимодействие с дошкольниками в триаде...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

Основные направления взаимодействия семьи и дошкольного...

родитель, Ребенок, детский сад, воспитатель, семья, Педагог, дошкольное учреждение, образовательный процесс, воспитание детей, группа. Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

Современные подходы к организации взаимодействия...

дошкольное образовательное учреждение, родитель, дошкольное учреждение, детский сад, ребенок, воспитательный процесс, открытость, педагог, семья.

Похожие статьи

Опыт взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

родитель, детский сад, ребенок, семья воспитанников, воспитатель, семья, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, образовательный процесс, современный этап.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

дошкольное образовательное учреждение, родитель, дошкольное учреждение, детский сад, ребенок, воспитательный процесс, открытость, педагог, семья. Создание системы взаимодействия с родителями воспитанников...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок...

родитель, детский сад, ребенок, семья воспитанников, воспитатель, семья, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, образовательный процесс, современный этап.

Основы взаимодействия ДОО и семьи в условиях реализации ФГОС

родитель, детский сад, ребенок, семья воспитанников, воспитатель, семья, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, образовательный процесс, современный этап.

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок...

родитель, детский сад, ребенок, семья воспитанников, воспитатель, семья, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, образовательный процесс, современный этап.

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного...

Ключевые слова: адаптация,взаимодействие, дошкольное образовательное учреждение, ранний возраст, родители, семья. Актуальность исследования: Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека...

Интерактивное взаимодействие с дошкольниками в триаде...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

Основные направления взаимодействия семьи и дошкольного...

родитель, Ребенок, детский сад, воспитатель, семья, Педагог, дошкольное учреждение, образовательный процесс, воспитание детей, группа. Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

Современные подходы к организации взаимодействия...

дошкольное образовательное учреждение, родитель, дошкольное учреждение, детский сад, ребенок, воспитательный процесс, открытость, педагог, семья.

Задать вопрос