Библиографическое описание:

Плешенков С. В. Актуальные направления административной реформы РФ в области предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 413-416.



В статье автор анализирует актуальные организационно-правовые подходы административной реформы РФ в области предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, в частности, механизмы общественного контроля за деятельностью многофункциональных центров, а также определяет тенденции развития административной реформы РФ в данной сфере государственного и муниципального управления.

Ключевые слова: государственное и муниципальное управление, административная реформа РФ, многофункциональные центры, разделение властей, общественный контроль, государственные и муниципальные услуги

Административная реформа в РФ в области повышения эффективности деятельности органов власти всех уровней в настоящее время в большей степени нацелена на создание доступных, открытых, лишенных коррупциогенных факторов механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг.

По данным министерства экономического развития РФ на 1 января 2016 г. на территории Российской Федерации создано 2 684 центра и 10130 офисов государственных и муниципальных услуг. Значение показателя охвата населения «одним окном» составило более 94 %[5]. Центры создавались в «шаговой доступности» на всей территории страны. Основным критерием обеспечения такой доступности было открытие МФЦ в каждом городском округе и муниципальном районе из расчета 5 тыс. жителей на 1 окно обслуживания. Проведенная работа позволила в установленный срок обеспечить достижение целевого значения показателя — охватить «одним окном» к концу 2015 года не менее 90 % населения. Сегодня доля охвата по России составляет 95,3 % [5].

В рамках поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2013 года Министерство экономического развития выполнило работы по созданию единого бренда для системы МФЦ в Российской Федерации создан единый для всех регионов страны бренд МФЦ, который отражает существующие возможности и особенности актуального состояния организации системы предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ в контексте жизненных ситуаций заявителей[4]. Главная концептуальная идея бренда системы МФЦ заключается в том, что документы значимы людям, как в ключевые, так и обыденные моменты их жизни. Регистрация брака, рождение ребенка, регистрация бизнеса или нового дома и т. д. — в этих и других ситуациях гражданам важно получить нужные им документы без проблем и как можно быстрее вернуться к решению своей текущей жизненной ситуации. Реформа системы МФЦ нацелена делать процесс получения документов необременительным по времени и обстоятельствам заявителя. Данной логике реформы системы МФЦ соответствует, как текущее совершенствование нормативной-правовой базы, так и управленческие подходы к реализации государственных и муниципальных услуг в МФЦ. Современные тренды таковы, что гражданам в рамках его жизненной ситуации не нужно обращаться в разные организации, чтобы собрать все необходимые ему документы, а будет достаточно обратиться в один МФЦ. Для этого в нормативные-правовые акты внесены правки, расширяющие текущий перечень государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в МФЦ в рамках девяти основных жизненных ситуаций: рождение ребенка, смена фамилии, выход на пенсию, индивидуальное жилищное строительство и земельно-имущественные отношения, утрата документов, открытие своего дела (малое предпринимательство), смена места жительства, утрата близкого человека, приобретение жилья [3]. Главные принципы единого бренда МФЦ определены: внимание к потребностям людей, дружелюбный сервис и комфорт, близкое расположение центров и офисов, а также доступность государственных услуг и инфраструктуры МФЦ каждому россиянину. Бренд МФЦ — «Мои Документы» с 2014 года стал контекстуальной основой МФЦ в субъектах РФ после прохождения стадии ребрендинга по всей стране. Информационная кампания, сопровождающая ребрендинг, проходила под лозунгом «На все случаи жизни». В 2016 году Министерство экономического развития РФ разработало новые предложения по развитию системы предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде в рамках МФЦ в формате организационного бренда «Мои документы» на 2016–2018 гг. Данные предложения изложены в докладе директора Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России Алексей Херсонцев, который был представлен на Координационном совещании по реализации Указа Президента РФ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в субъектах РФ Центрального федерального округа, которое прошло в Калуге 16 марта 2016 г. [5] По словам Алексея Херсонцева, план мероприятий содержит три основных блока работ: общесистемные меры, направленные на совершенствование механизмов предоставления госуслуг на базе МФЦ, отдельных государственных услуг и мероприятия в рамках мониторинга реализации проекта. Алексей Херсонцев подчеркнул, что в плане особый акцент сделан на создание МФЦ, ориентированных на предоставление госуслуг субъектам МСП. В рамках данного раздела предусмотрена разработка специального информационного сервиса, обеспечивающего взаимодействие АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» и МФЦ в электронном виде. Система предоставления государственных и муниципальных услуг расширяется не только в количественном, но и в качественном параметрах.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2012 г. № 1284 «Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей» (с изменениями и дополнениями)» и Постановлением Правительства РФ от 6 марта 2015 г. N 197 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2012г. N 1284" Министерство экономического развития РФ создал и реализует инструмент обратной связи, позволяющий гражданам оценить качество предоставления государственных и муниципальных услуг, — это электронная публичная система «Ваш контроль»[7].

По информации портала Административной реформы РФ на 1 августа 2016 оценено более 7,7 миллионов государственных и в рамках проекта «Ваш контроль»[7]. На сайте проекта «Ваш контроль в апреле 2016 прошел опрос «Оценка россиянами качества государственных услуг в системе «Ваш контроль»», итоги которого следующие: 80 %-отлично,14 %-хорошо,3 %-нормально,1 %-плохо,2 %-очень плохо[8].

Таким образом, тенденции административной реформы РФ свидетельствуют о формировании базы оперативного и открытого управления в системе предоставления государственных и муниципальных услуг. Следующими организационно-правовыми мерами, следуя стратегии административной реформы РФ, станут совершенствование подходов к созданию регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг и развитие системы переподготовки кадров МФЦ России и субъектов РФ.

Литература:

  1. Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2012 г. № 1284 «Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей» (с изменениями и дополнениями)» //CПС «КонсультантПлюс»
  2. Постановление Правительства РФ от 6 марта 2015 г. N 197 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2012г. N 1284"//CПС «КонсультантПлюс»
  3. Приказ Министерства экономического развития РФ от 27 мая 2016 г. N 322 «Об утверждении Методических рекомендаций по созданию и организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг»//CПС «КонсультантПлюс»
  4. Решения по итогам совещания о развитии сети многофункциональных центров государственных и муниципальных услуг (резолюция от 4 декабря 2013 года № ДМ-П16–90пр),//. URL: http://government.ru/orders/8879/(дата обращения 11.08.2016)
  5. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ,//.URL:http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/admReform/mfc/ (дата обращения 10.08.2016)
  6. Официальный сайт Портала Административной реформы РФ// URL:http://ar.gov.ru/ru/gos_uslugi_03_sbor_mnenij_grazhdan/index.html (дата обращения: 11.08.2016)
  7. Официальный сайт проекта «Ваш контроль»,//.URL: https://vashkontrol.ru/(дата обращения: 11.08.2016)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle