Библиографическое описание:

Каликова Д. И. Священное место «Сабетта хэхэ’я» и промышленное освоение Арктики // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 379-381.



Долгое время топоним Сабетта был известен лишь небольшому кругу населения, проживающему вблизи реки и коренным ненцам, чьи священные места расположены рядом, и сохранность данных территорий для них носит сакральный характер. Священное место «Сабетта хэхэ’я» расположено на правом берегу верховьев реки Сабеттая-ха, на двух холмах. Святилище является всеобщим. Сюда приезжают и делают жертвоприношение для обеспечения удачи в промыслах, оленеводстве, предотвращении болезней.

Однако в последние годы интерес к Сабетте неуклонно растет. Летом 2012 года в заполярном поселке Сабетта началось строительство морского арктического порта. «Морской порт в Сабетте» станет ключевой частью транспортной инфраструктуры комплекса по производству сжиженного природного газа (СПГ).

Территорию Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе п-ов Ямал, необходимо рассматривать как район с особой спецификой решения экологических проблем и организаций комплексного природопользования. Прежде всего, основное внимание должно быть уделено социальному и экологическому воздействию на население округа, особенно в местах проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.

Ключевые слова: Сабетта, священные места, СПГ, Арктика, Ямал

Долгое время топоним Сабетта был известен лишь небольшому кругу населения, проживающему вблизи реки и коренным ненцам, чьи священные места расположены рядом, и сохранность данных территорий для них носит сакральный характер. Однако в последние годы интерес к Сабетте неуклонно растет. Прежде всего, это связано с началом строительства морского порта как части Северного морского пути.

Сегодня мы являемся свидетелями процесса разрушения священных мест ненцев, что связано, главным образом, с промышленным освоением края. Лет 20–30 назад для кочевого населения были характерны совершенно иные маршруты касланий. Существующие сегодня модели дисперсного расселения сложились как итог миграций, происходивших в результате «нефтегазового давления». Новый тип расселения имеет следствием забвение традиционных священных мест.

Однако, религиозные традиции непосредственно привязаны к географии этнического ареала расселения народа. Наличие культовых мест для традиционного кочевого общества является не просто показателем принадлежности земли кому-либо, но и основанием неразрывной его взаимосвязи с территорией проживания, подтверждая конкретные мифологические сюжеты и существующую обрядовую практику. С их утратой и потерей возможности выполнения специальных обрядов подрывается фундамент традиционной культуры.

Священное место «Сабетта хэхэ’я» расположено на правом берегу верховьев реки Сабеттая-ха, на двух холмах. Святилище является всеобщим. Сюда приезжают и делают жертвоприношение для обеспечения удачи в промыслах, оленеводстве, предотвращении болезней. На меньшем холме находится жертвенник духа-сторожа места, представляющий небольшое скопление оленьих рогов, черепов и костей. Он охраняет основное святилище, расположенное в 50 метрах к востоку от него. Главный жертвенник представляет собой скопление оленьих рогов, черепов и костей, высотой около 1,5 м и площадью 5*3 м, среди которых находятся деревянные сядаи, на которых повязаны полоски красной ткани. Здесь же лежат оставленные духам нарты, шкуры оленей, принесенных в жертву [1].

По представлениям ненцев о мире духов, в необычных по внешнему миру предметах таится магическая сила. Ежегодно в период весенних касланий на север ненцы устраивают жертвоприношения на этом святом месте.

Жертвоприношения часто были «кровные», т. е. на священном месте убивали животное (обычно оленя, очень редко собаку), свежей кровью мазали рот идола, мясо съедали присутствующие, лоб же животного с рогами оставляли. Животное, предназначавшееся в жертву, обязательно душили, а не закалывали. Помимо кровавых жертв имели место и бескровные, когда на священном месте оставляли хлеб, вино, кусочки сукна, монеты и т. п.

В силу консервативности мышления и медленного развития в религии ненцев сохранились родовые и семейные культы. Каждая семья имела свои святыни и свой культ. Центром семейного культа был очаг, а его главным хранителем — отец семейства. Семья также имела духа-покровителя, который заботился о благополучии дома. «Семейные обычаи самоедов не лишены оригинальности и заключают в себе ряд забот, оканчивающихся пиршествами и жертвоприношениями» [2, с.97].

В ХХ в. продолжался процесс разрушения священных мест ненцев, что было связано, главным образом, с промышленным освоением края. Кроме прямого уничтожения священных мест, промышленное освоение края имело и косвенное негативное влияние на их судьбы [2, с.101].

В арктических регионах России идёт интенсивный поиск и разработка новых месторождений газа, нефти, других минерально-сырьевых ресурсов, строятся крупные транспортные, энергетические объекты [3].

Летом 2012 года в заполярном поселке Сабетта началось строительство морского арктического порта. «Морской порт в Сабетте» станет ключевой частью транспортной инфраструктуры комплекса по производству сжиженного природного газа (СПГ).

Уникальное месторасположение Ямала дает возможность создать гибкую логистическую модель, обеспечивающую круглогодичные поставки СПГ на рынки Европы, Северной Америки и в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) через Северный морской путь. При этом для вывоза СПГ с полуострова Ямал требуется создание танкерного флота из 20 судов крупного водоизмещения, а также несколько ледоколов.

Сейчас идет реализация еще одного проекта — «Северный широтный ход». Он соединит единую Транспортную систему России с транспортной инфраструктурой Арктической зоны страны. Ямал с его арктическими портами и транспортными магистралями может стать логистическим центром поставок грузов по всему северному контуру материка. И, конечно, грузы не ограничатся только энергоносителями: можно будет поставлять любые грузы практически из любого региона России практически в любую точку Земли. По оценке Минтранса, перевалка грузов по Севморпути к 2020 году может достигнуть 60 млн тонн. И это не предел.

Поэтому проекты «Северный широтный ход», «Морской порт в Сабетте» и «Северный морской путь» в регионе рассматривают как единое стратегическое транспортное направление, позволяющее открыть новые возможности не только для региона, но и для экономики страны в целом. Они изменят экономическую картину севера России. И не только севера России. Осенью 2012 года, находясь на Ямале, президент Владимир Путин отметил, что «Ямал — это такое место, откуда одинаковое расстояние как до Парижа, так и до Пекина. Просто идеальное место, самый центр». Губернатор Дмитрий Кобылкин в свою очередь отметил: «Порт Сабетта уже сегодня рассматривается не просто как монопорт для транспортировки углеводородного сырья, но и как многофункциональный терминал, открывающий всем территориям России ворота Севморпути в Азию, Европу и Америку. При этом экспорт и импорт происходят по самому кратчайшему из всех существующих, экономически эффективному и безопасному пути» [4].

Ямал — пионер в промышленном освоении арктических широт. Здесь впервые стартовали и на протяжении последних десятилетий претворяются в жизнь решения, аналогов которым в мире просто нет. Ежегодно, на протяжении последних лет, стало традицией, подтверждать сотрудничество Правительства ЯНАО с предприятиями ТЭКа подписанием Соглашений. В указанных документах фиксируются взаимные обязательства, в том числе в части обеспечения экологической безопасности. В обязательном порядке предусматриваются положения, учитывающие интересы местного населения. Важно, что ни один индустриальный проект на Ямале не реализуется без учёта самых строгих экологических стандартов. И впредь мировое и российское законодательство, касающееся Арктики, должно учитывать эти факторы», — сказал Дмитрий Кобылкин.

Активное освоение региона не может не оказывать техногенного воздействия на ранимую природу Крайнего Севера. Поэтому одним из основных критериев освоения Арктики на Ямале должна быть экологическая безопасность. По мнению главы региона, главной задачей должно стать широкое внедрение ресурсосберегающих, умных, прорывных технологий, способных мягко взаимодействовать с природой. Ведь вопросы экологии в условиях Крайнего Севера неразрывно связаны с социальной сферой [4].

Важной частью научной деятельности являются полевые исследования. Учёные научного центра принимали участие в комплексной арктической научно-исследовательской экспедиции морского базирования «Ямал — Арктика 2012». В ходе наземных исследований в течение трёх лет специалистами отдела экологического мониторинга и биомедицинских технологий проведено семь экспедиций в отдалённые посёлки и стойбища оленеводов Ямальского, Надымского и Тазовского районов.

В 2014 году полевым отрядом Арктического научно-исследовательского стационара Института экологии, растений и животных УрО РАН и Научного центра изучения Арктики, в котором вместе с ямальскими учёными работали 14 исследователей из других регионов России, а также из Швейцарии, Норвегии, Финляндии и Испании, получены новые знания о состоянии популяций млекопитающих и некоторых видов птиц. В сумме интернациональная команда биологов провела в экспедиции на полуострове Ямал 453 человеко-дня, что равносильно тому, если бы один учёный проработал безвыездно в тундре один год и три месяца. Мониторинг наземных экосистем вблизи порта Сабетта выявил всплеск популяции грызунов, что положительно скажется на размножении некоторых видов млекопитающих и хищных птиц.

Работа в суровых условиях Арктики крайне сложна, требует и серьёзных финансовых затрат, и поистине уникальных технологических решений. Очевидно, что приоритетом, ключевым принципом развития Арктики должно стать природосбережение, обеспечение баланса между хозяйственной деятельностью, присутствием человека и сохранением окружающей среды.

Традиционные виды хозяйствования неразрывно связаны с особыми культурными особенностями, формировавшимися в течение веков гармоничного существования человека с природой. Здесь накоплен огромный опыт активной жизни в экстремальных условиях Крайнего Севера. Наличие сакральных мест свидетельствует о развитости национальной культуры ненцев. Это должно обязательно учитываться в формировании социально-культурного образа жизни населения, прибывшего для освоения природных ресурсов Севера, что позволит сохранить культуру и здоровье всего населения округа в суровых условиях Арктического региона.

Для реализации программы освоения природных богатств на территории автономного округа, в том числе п-ва Ямал, необходимо проведение следующих мероприятий.

Организовать и провести этнологическую экспертизу с целью выявления возможного развития этнологической ситуации во время, после и впоследствии реализации промышленного проекта. Выяснить, насколько удалены священные места ненцев непосредственно от площадки строительства порта Сабетта. Опыт организации экспертизы имеется в Ассоциации коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока, Ассоциации «Ямал — потомкам».

Подготовить новый Природоохранный регламент п-ва Ямал по его промышленному и традиционному освоению.

Необходимо, чтобы в Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа четко просматривались решения социальных программ для коренного населения, сохранения их национальной культуры.

Изыскания и промышленная разработка полезных ископаемых не должны затрагивать интересов как коренного, так и любого другого старожильческого населения, земли хозяйствование которых должны быть заповедными. Разрушение традиционной культуры может привести к исчезновению самой народности, имеющей многовековую историю.

Литература:

  1. Объекты культурного наследия коренных малочисленных народов Севера Ямальского района. Салехард: изд-во Службы по охране и использованию объектов культурного наследия ЯНАО, 2010
  2. Харючи Г. П. Священные места в традиционной и современной культуре ненцев. — СПб, 2013. — 160 с.
  3. История Ямала: в 2-х томах/ под общ.ред. В. В. Алексеева — Екатеринбург, 2010. — с.41
  4. Стратегические проекты Ямала//Журнал «Регионы России». — 2013. — № 9

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle