Автор: Кулигина Евгения Сергеевна

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №21 (125) ноябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 29.10.2016

Статья просмотрена: 41 раз

Библиографическое описание:

Кулигина Е. С. Общие сведения о строительстве на зарубежном Крайнем Севере // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 161-163.



Для строительства в условиях Крайнего Севера необходимо знать общие сведения о конструктивных решениях, организационных мероприятиях борьбы с суровой природой Севера в малоосвоенных отдаленных районах, знать каковы перспективы дальнейшего развития северных областей в связи с новейшими исследованиями и изучением Крайнего Севера.

Строительство на зарубежном Крайнем Севере также представляет интерес. В нем можно отметить широкое использование последних достижений техники и ряд интересных решений при освоении новых отдаленных северных районов.

К Крайнему Северу на Американском континенте можно отнести Аляску, северные территории Канады и Гренландию, а в Европе — север Скандинавского полуострова. Все эти области, с точки зрения их современного экономического освоения, количества населения и природных условий, отличаются друг от друга, что естественно, накладывает свой отпечаток на характер строительства.

Аляска — это огромный полуостров, в различных районах которого неодинаковые климатические условия и условия строительства. На южном и юго-западном побережьях климат мягкий, морские порты зимой не замерзают, на склонах гор — богатая растительность с деревьями, достигающими высоты 45м. Однако и здесь сильно пересеченная местность, сплошь заросшая густой растительностью, торфяные болота и постоянные дожди делают условия строительства нелегкими. К северу земля покрыта снегом и льдом с октября по июль, сила ветра доходит до 40м/сек, а снегозаносы достигают высоты 30м. На 80 % площади Аляски распространены вечномерзлые грунты.

Высокие темпы строительства на Аляске вызваны не столько условиями ее экономического развития, сколько стратегическими соображениями. Начиная с 1950г. Благодаря глобальным оборонным планам на ранее совершенно пустынных территориях стали усиленно строиться военные и военно-морские базы, стратегические дороги и аэродромы.

По административному делению канадский Крайний Север отделяется от остальной территории страны параллельно 60°с.ш. Северная часть самая изолированная, малонаселенная и труднодоступная часть суши на всем северном полушарии.

На канадских северных территориях, за исключением небольшой полосы у границы на юго-западе, отмечается сплошное распространение вечномерзлых грунтов, а часть Арктического архипелага покрыта ледниками.

Оживление строительства на канадском Крайнем Севере началось в 50-х годах прошлого столетия, когда там были открыты богатые залежи полезных ископаемых, а также открыты весьма перспективные нефтяные районы и железорудные месторождения. Однако и здесь, как и на Аляске, оживленная строительная деятельность началась из-за стратегических соображений.

Главными объектами строительства на Севере Канады являются дороги, аэродромы, гидростанции, военные объекты, небольшие населенные пункты и сооружения, связанные с добычей полезных ископаемых.

Лишь узкая прибрежная полоса Гренландии свободна ото льда. Площадь свободных земель оценивается в 0,4 млн.км2. Вся остальная часть острова покрыта ледниковой шапкой с толщиной льда более 3км.

Все населенные места и вся промышленность Гренландии сосредоточены на прибрежной узкой гористой полосе. Это полоса достигает местами 200–250 км и представляет собой плоскогорья высотой 400–600 м, чередующиеся с горными массивами высотой до 2000 м. Восточное побережье образуют покрытые горными ледниками хребты.

С точки зрения строительной техники, в Гренландии представляет большой интерес военно-воздушная и экспериментальная база в Тьюле, расположенная на северо-западе острова. База обосновалась на границе гренландской ледяной корки на площади свыше 250 км2. Она является экспериментальной базой для испытания новых конструкций и материалов в особо трудных климатических и природных условиях. Считается также, что уроки в Тьюле могут пригодиться при решении вопросов высадки людей на другие планеты.

С точки зрения строительства на Крайнем Севере, север Скандинавии не представляет особых трудностей. Там нет вечномерзлых грунтов, климат не столь суров, территории хорошо обжиты, имеются хорошие транспортные коммуникации.

Освоение Севера с каждым годом приобретает значение в экономике этих стран. В северных областях содержится значительная часть потенциальных мировых природных ресурсов, в скорейшей разработке которых заинтересованы не только страны-хозяева этих областей, но и другие государства. Так, например, в освоении железорудных и нефтяных месторождений Канады заинтересована не только сама Канада, но и США, Япония и Германия. Большая доля вложений в развитие горнодобывающей промышленности канадского Севера принадлежит другим странам. Но государство принимает на себя основную долю расходов по изучению новых районов, проведению изыскательских и научно-исследовательских работ.

Факторы, которые отличают зарубежное строительство на Крайнем Севере от строительства в других районах, те же, что и в России, а именно:

‒ суровый климат и короткий строительный сезон;

‒ наличие в большинстве случаев вечномерзлых грунтов, которые вызывают много технических проблем в вопросе устойчивости сооружений;

‒ трудности доставки материалов и механизмов из-за больших расстояний и отсутствия транспортных путей;

‒ изолированность большинства строительных площадок и связанная с этим проблема рабочей силы и ее расселения.

Поэтому каждую строительную площадку рассматривают и изучают предварительно и всесторонне с точки зрения экономики и организации строительства.

Высокая стоимость содержания людей и короткий строительный сезон заставляют на стройках Крайнего Севера широко использовать детали и целые строительные конструкции заводского изготовления, доставляемые на место работ из обжитых районов. Строительство на Крайнем Севере характерно тем, что оно осуществляется на базе последних достижений науки и техники с применением новейших методов производства работ, с привлечением широких кругов ученых и специалистов-техников. В проектировании городов, промышленных предприятий, энергетических и транспортных сооружений принимает участие, как правило, большое количество исследовательских учреждений, специализированных фирм и отдельных специалистов, выделяемых для этой цели различными правительственными ведомствами. На изыскания и проектирование затрачиваются большие средства. Обычно они превышают в 10 раз расходы на проектирование аналогичных объектов в областях умеренного климата. Характерно строительство и тщательной, продуманной до мельчайшей деталей подготовкой. Сроки, отводимые на изыскания, проектирование и разработку плана организации строительства, как правило, превышают сроки производства самих работ. Само строительство осуществляется в поразительно короткие сроки для тяжелых условий Крайнего Севера сроки.

Комплексность строительства — обязательное правило при освоении новых районов. Одновременно, а зачастую и ранее, наряду с промышленными сооружениями сооружаются благоустроенные города и рабочие поселки, пути сообщения и энергетические объекты.

Научно-исследовательские и экспериментальные работы, связанные с проблемами строительных конструкций и организацией строительства в Арктике и на Крайнем Севере, получили широкий размах.

Прогресс техники, и в особенности в транспорте, новый взгляд на экономическое, политическое и социальное значение полярных областей коренным образом изменили характер и саму тематику научных исследований на Крайнем Севере. Созданы лаборатории, которые ведут работы по следующим направлениям:

1) изучение снега льда и вечномерзлых грунтов, в том числе изучаются снежные заносы и методы снегоборьбы;

2) экспериментальные и лабораторные исследования, связанные со строительством на Крайнем Севере, в том числе экспериментируется строительство дорог и аэродромов, испытываются строительные конструкции из снега и льда, изучается разработка мерзлых грунтов и т. п.;

3) изучение верхних слоев земной коры в арктических и субарктических районах в связи с особенностями климата и криогенными явлениями, такими, как морозное пучение, изменение свойств грунтов при замерзании и оттаивании и т. д.

Северная тематика становится все более актуальной. Устойчивое развитие, воспроизводство ресурсного потенциала, а не только его использование, — выдвигаются мировым сообществом как первостепенная задача. Это особенно важно для Севера с его хрупкими экосистемами и экстремальными условиями жизни. Достигнуть устойчивого развития можно только, принимая во внимание, что северяне — это личности, обладающие волей, самосознанием, коллективными интересами, способные заботиться о приумножении природных богатств Севера, его природного и культурного многообразия. Каким Север предстанет перед будущими поколениями — зависит от понимания необходимости бережного отношения к этой земле, людям, сопричастности каждого к этой проблеме.

Важно учитывать, что государственное участие в экономике Севера всегда было значительней, чем в других регионах, поскольку только благодаря грамотной государственной северной политике возможна реализация крупных инвестиционных проектов. От того, как будет складываться взаимодействие между корпорациями, ведущими на Севере производственную деятельность, и государством, зависит — насколько успешно будут формироваться самодостаточные региональные хозяйственные системы, гарантирующие повышение качества жизни населения Севера. Здесь необходима координационная роль государства, выработка действенных законодательных норм и правил для участников северных экономических отношений, защищающих интересы северян, дающих им право и возможность чувствовать себя рачительными хозяевами на северной земле. Государство в рыночных условиях перестает быть основным инвестором в развитие Севера, но его роль в перераспределительных отношениях и в социальных процессах становится более важной из-за сложности многосубъектных социально-экономических систем северных регионов. Неоспоримо то, что главным критерием северной политики должно быть качество жизни северян не только сегодня, но и в будущем.

Литература:

  1. Витязева В. А. Шесть «вечных» проблем в освоении Севера / Север в экономике России. Материалы научно-практической конференции. — Сыктывкар. 1998. с.37–41.
  2. Витязева В. А., Котырло Е. С. Инвестиционная привлекательность Севера — условие развития человеческого капитала — [Электронный ресурс]: http://koet.syktsu.ru/vestnik/2006/2006–4/7.htm, своб. — Загл. с экрана
  3. Географический энциклопедический словарь. Понятия и термины. / Гл. ред. А. Ф. Трёшников; Ред. кол.: Э. Б. Алаев, П. М. Алампиев, А. Г. Воронов и др. — М.: Советская энциклопедия. 1988.
  4. Лиз Дарин С. Самоуправление на Юконе // Материалы международного круглого стола «Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока и система парламентаризма в РФ: реальность и перспективы», 12–13 марта 2003, Москва. -М, 2003. С.95–128
Основные термины (генерируются автоматически): Крайнем Севере, Крайнего Севера, вечномерзлых грунтов, точки зрения, зарубежном Крайнем Севере, канадском Крайнем Севере, условиях Крайнего Севера, изучением Крайнего Севера, условия строительства, стройках Крайнего Севера, суровой природой Севера, Крайнего Севера сроки, короткий строительный сезон, освоении Севера, природных богатств Севера, Освоение Севера, малочисленные народы Севера, организации строительства, промышленности канадского Севера, Инвестиционная привлекательность Севера.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос