Библиографическое описание:

Сотникова С. В., Шорстова О. В. Роль творческой деятельности как фактора формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 932-934.



Современная педагогика из дидактической, стремящейся передать лишь некую сумму знаний постепенно становится педагогикой развивающейся, «динамичной». Это означает, что не только психологи, но и педагоги — практики начинают видеть результаты своей деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.

Творческой деятельностью мы называем всякую такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. [2.

Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики — это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка.

Второй формой связи для творческой деятельности является эмоциональная связь. Эмоция обладает способностью, как бы подбирать впечатление, мысли и образы, которые созвучия тому настроению, которое владеет ребенком в данную минуту.

Изобразительная деятельность — рисование, лепка, аппликация — едва ли не самый интересный вид деятельности детей дошкольного возраста. И неудивительно; деятельность эта позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к нему. Это, с одной стороны, с другой — руководство изобразительной деятельностью требует от воспитателя знаний специфики детского творчества, умения тонко, тактично, не навязывая детям своего понимания и представления, поддерживая инициативу, самостоятельность, способствовать овладению изобразительной деятельностью и развитию творчества. [7.

Детское изобразительное творчество как создание человеком нового, значимого только для конкретного лица продукта. Именно создание нового путем рисования, наклеивания, вырезывания и составляет результат творческой деятельности детей дошкольного возраста. Общечеловеческой новизны и ценности продукт этого творчества не имеет. Но субъективная ценность творчества значительна. Все это весьма значимо для психического развития. [8.

Каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передавая сюжет, вносит в изображение свои чувства, свое понимание. В этом и заключается изобразительное творчество ребенка дошкольного возраста. Творчество проявляется у него не только тогда, когда он сам придумывает тему своего рисунка, лепки, аппликации, но и тогда, когда создается изображение по заданию педагога, если предоставляется возможность определять композицию, выразительные средства изображения, внесение интересных дополнений и т. п. [6.

Изобразительная деятельность ребенка должна основываться на впечатлениях окружающей действительности. Чем многообразнее и богаче жизнь, чем больше впечатлений получит малыш, тем шире будет диапазон содержания, из которого он будет черпать образы для творческой деятельности, театрально- игровой, изобразительной, а все это, в свою очередь, будет способствовать развитию воображения, без которого не может быть творчества, в какой бы то ни было художественной деятельности.

Одно из необходимых условий проявления и развития творчества — создание эмоционально положительной обстановки на занятиях по изобразительной деятельности. Творческий характер деятельности требует творческой, непринужденной обстановки. Дети, например, могут заниматься сидя (стоя) за столами, если необходимо по ходу работы, имеют возможность подходить к игрушкам, к книжному уголку, заглянуть в окно. Созданные детьми изображения, красиво оформленные в альбомы, сшитые лентой, выставляют на показ в групповых кабинетах.

Среда должна способствовать развитию активности, творческих задатков и эстетического отношения к действительности. Среда должна стимулировать активность детей; динамичной, то есть необходимо предусматривать возможность ее зонирования (ширмы, легкая мебель позволяют детям самостоятельно изменять, структурировать в соответствии с собственными потребностями — окружающее пространство). Также среда должна обеспечивать эмоциональное благополучие и комфорт каждому ребенку. [10.

Игра — традиционный, давно признанный метод обучения и воспитания дошкольников. Это уникальное средство ненасильственного воспитания маленьких детей. Она соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, а поэтому с ее помощью он учится добровольно и охотно. В игре дети могут делать то, чего они еще не умеют в реальной жизни: они придумывают увлекательные сюжеты, делятся друг с другом игрушками, выполняют правила, ждут своей очереди, могут быть терпеливыми и настойчивыми. И главное — все это происходит свободно и добровольно, без нажима и принуждения со стороны взрослого. Если правила поведения, которые постоянно декларируют взрослые, обычно плохо усваиваются детьми, то правила игры, которые становятся необходимым условием интересной совместной деятельности, простои естественно входят в жизнь детей и становятся регулятором их поведения. [1.

Ролевая игра — деятельность коллективная, она обязательно предполагает других участников, прежде всего сверстников. Она предполагает достаточно высокий уровень речевого и умственного развития. Игра зависит не только от речевого развития, но и от собственного опыта, от богатства и яркости их впечатлений. Дети как бы хвастаются друг перед другом своими умениями, достижениями, имуществом. Все свои достоинства им важно не просто иметь при себе, но демонстрировать сверстнику, причем так, чтобы хоть в чем-то (а лучше во всем) превзойти партнера. Ребенку необходима уверенность в том, что его замечают, что он самый хороший, любимый. Наиболее очевидный и простой для этого способ — сравнение себя с тем, кто играет рядом и кто так похож на тебя. Испытывая потребность в признании и восхищении других, дети сами не умеют, и не хотят выразить одобрение другому, своему сверстнику. В этом причина частых ссор и конфликтов детей.

В старшем дошкольном возрасте сверстник уже не только объект для сравнения с собой и не только партнер по увлекательной игре, но само ценная и значимая человеческая личность со своими переживаниями. Они могут специально что-то сделать для товарища и понимают это.

Обучение добру происходит, прежде всего, не на словах, а в реальной жизни ребенка, в его повседневном опыте. [4.

У каждого человека, и маленького и большого, есть потребность в самоуважении. Важно только, чтобы, уважая себя, человек умел адекватно воспринимать себя в сравнении с тем, что для него является идеалом, к чему он стремится.

Литература:

  1. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. — М.: Просвещение, 1983.
  2. Борисова Е. Развиваем творческие способности. // Дошкольное воспитание. 2002, № 2, с. 2–6.
  3. Ветлугина Н. А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников. — М., 1980.
  4. Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. — М.: Просвещение, 1981.
  5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Педагогика, 1967, с.7.
  6. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольников в изобразительной деятельности. — М.: Академия, 2000
  7. Камалова А. Как воспитать творческую личность. // Педагогический вестник. — 1998, № 1, с. 4–6.
  8. Комарова Т. С. Использование изобразительной деятельности для подготовки театрализованной игры. // Дошкольное воспитание. — 1986, № 4, с. 14–17.
  9. Комарова Т. С., Савенкова А. И. Коллективное творчество. — М.: Роспедагенство, 1988.
  10. Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам. // Дошкольное воспитание. — 2003, № 8, с. 73–76.
  11. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — Избр. пед соч.: В 3-х т. — М., 1979, т. 1, с. 28–266.
  12. Творческий подход к детскому творчеству. // Педагогический вестник. — 2002, № 11, с. 3–4.
  13. Шикунова Э. В. Эстетические потребности и художественная культура. — М., Высшая школа. — 1986.
  14. Эльконин Д. Б., Запорожец А. В. Психология личности и деятельности дошкольников. — М., 1965.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle