Библиографическое описание:

Мажидов Н. М. Пенсии в системе воспроизводство человеческого капитала // Молодой ученый. — 2016. — №21.1. — С. 29-33.



В условиях современной экономики работник является главным творческим субъектом, через жизненные интересы и мотивы деятельности которого развивается вся система общественного воспроизводства. Личность отдельного человека предстает как диалектическое единство и различие природного (естественно-биологического), социального и индивидуального. Природное характеризует человека как часть живой природы, социальное — как члена общества, индивидуальное выражает набор специфических свойств, придающих каждому человеку конкретную индивидуальность. Из всей совокупности этих свойств человека ведущим является его способность к труду или рабочая сила.

Рабочая сила — многоуровневая категория, существующая в неразрывном единстве человека как носителя способности к труду, самой способности к труду и собственно труда в его связи со всей жизнедеятельностью человеческого общества.

Проблемы воспроизводства рабочей силы обострены сегодня как на уровне государства в целом, так и на уровне отдельных регионов и предприятий. Целый ряд причин, в том числе недостаточно ясные представления о методах решения этих проблем именно в условиях рыночной экономики, отсутствие соответствующего опыта работы во многом препятствуют созданию необходимых условий для воспроизводства рабочей силы. Единый механизм возмещения затрат на воспроизводство рабочей силы нужно рассматривать в комплексе и регулировать не только заработную плату, а все затраты на рабочую силу, что позволит учесть множество факторов, участвующих в процессе воспроизводства рабочей силы.

Воспроизводство рабочей силы это непрерывное восстановление и поддержание физических сил и умственных способностей человека, повышение трудовой квалификации людей, их образовательного и профессионального уровня.

В широком смысле слова воспроизводство рабочей силы предполагает смену поколений работников, когда появляется новая рабочая сила, обладающая всеми необходимыми профессиональными качествами. В узком смысле воспроизводство рабочей силы означает восстановление способностей к труду конкретных работников.

Количество трудовых ресурсов предопределено численностью и половозрастным составом населения. Естественное движение населения определяется многими обстоятельствами: уровнем индустриального развития страны или региона, социальными условиями, традициями культуры и быта.

Рождаемость можно и нужно регулировать косвенными методами. Эту функцию выполняет демографическая политика, являющаяся составной частью общей социально-экономической политики общества. Она включает совокупность социально-экономических, правовых, морально-психологических и медико-демографических мероприятий, воздействующих на демографические процессы.

Постоянное возобновление рабочей силы и средств производства, а также природных ресурсов означает воспроизводство производительных сил. Одновременно с ними воспроизводятся и производственные и экономические отношения.

Воспроизводство производительных сил общества предполагает также воспроизводство производственной и социальной инфраструктуры. Все элементы производительных сил должны воспроизводиться в определенных пропорциях и только тогда процесс общественного воспроизводства будет протекать непрерывно и эффективно.

Таким образом, воспроизводство есть общественное производство, рассматриваемое как непрерывно повторяющийся процесс в неразрывной взаимосвязи с распределением, обменом и потреблением. Воспроизводство человеческого капитала в течение жизненного цикла рассматривается в модели Бен-Пората. В ней предполагается, что в каждый год своей жизни человек инвестирует в себя.

Процесс воспроизводства рабочей силы необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности с процессом общественного воспроизводства.

В рамках общественного воспроизводства ключевая роль принадлежит воспроизводству рабочей силы, одному из трех основных факторов производства (труд, капитал и земля). Отсюда и вытекает необходимость увеличения инвестиций на воспроизводство человеческого капитала.

Одним из эффективных механизмов защиты, сохранения и накопления результатов таких инвестиций выступает социальное страхование. Наличие национальной модели социального страхования способно обеспечить ему множество уникальных преимуществ перед другими методами повышения эффективности инвестиций в человеческий капитал. Важнейшей функцией социального страхования в современных условиях является воспроизводственная.

На сегодняшний день формирование человеческого капитала высокого качества возможно только в условиях социального партнерства государства, работодателей и наемных работников. В связи с этим социальное страхование как форма социальных инвестиций в человеческий капитал побуждает индивидуумов и работодателей к активному поведению в экономической сфере.

В зарубежных странах в основе организации и функционирования системы социального страхования лежат:

- теория солидарности, выраженная в солидарности работников и работодателей в распределении страховой нагрузки и перераспределении накопленных средств в пользу нуждающихся;

- концепция субсидиарности, подразумевающая личную ответственность индивида за формирование условий своей жизни (наличие частной страховой инициативы).

Финансирование системы социального обеспечения и страхования осуществляется на основе страховых взносов предпринимателей и работников, а также государственных субсидий. Этот метод финансирования производится посредством перераспределения средств путем их централизации на основе принципа солидарности.

Страховые взносы работодателя и самих застрахованных выступают в качестве основного источника, обеспечивающего выплату компенсаций при утрате дохода пропорционально его величине (ограниченной определенным уровнем), а средства государства предназначаются для выплат общего характера и обеспечения минимального уровня страховых пособий, если для этого не достает поступающих страховых взносов. При этом мы можем констатировать, что в различных странах распределение долей каждого из этих источников финансирования систем социального страхования складывается по-разному, поскольку формировалось оно под влиянием экономических возможностей, конкретной практики, национальных традиций и соотношения общественных сил.

Одной из необходимых предпосылок эффективного функционирования социального страхования как формы инвестиций в воспроизводство человеческого капитала в современных условиях являются паритетные начала взаимодействия его основных субъектов (государства, работодателей и работающих). Для работающих это означает активное участие в формировании собственной доли в совокупном общественном страховом фонде, что выражается в готовности к уплате страховых взносов и обеспечивается, в немалой степени, высоким уровнем гражданской (в том числе социально-экономической) ответственности. Это обуславливает приоритетность фактора — социально-экономической ответственности граждан.

Меры социальной защиты оказались наиболее подходящим инструментом, позволяющим улучшить характер воспроизводства рабочей силы в соответствии с потребностями экономики. Так, пенсии, наряду с иными социальными выплатами оказывают стимулирующую роль и, тем самым, увеличивают производительность труда, поскольку у работников возникает уверенность в своей экономической обеспеченности после окончания трудовой деятельности. Вместе с тем, устанавливая основания для выхода на пенсию, государство может в определенной степени регулировать рынок труда.

Наиболее важным фактором, определяющим условия расширенного воспроизводства, является соотношение между потреблением и накоплением. В принципе, чем выше доля валового накопления, тем выше темпы роста экономики. Немаловажное значение имеют показатели покупательной способности населения, условия труда, занятости и безработица. Попытка обобщить некоторые наиболее важные из этих показателей является индекс человеческого развития, который вбирает в себя индексы продолжительности жизни, охвата населения образованием, уровня жизни (объема ВВП на душу населения по паритету покупательной способности).

В макроэкономическом анализе центральным показателем системы национальных счетов является ВВП. Это совокупная стоимость продукции сфер материального производства и услуг независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данной страны. Объем реального ВВП характеризует главным образом экономический потенциал страны. Таким образом, макроэкономическим показателем развития системы социальной защиты является доля социальных расходов в ВВП.

Другим существенным показателем является денежные доходы населения. При рассмотрении доходов населения используются понятия номинальные и реальные денежные доходы населения. Номинальные денежные доходы населения включают выплаченную заработную плату наемных работников (начисленную заработную плату, скорректированную на изменение просроченной задолженности), доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты, доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы. Реальные денежные доходы — номинальные денежные доходы текущего периода, скорректированные на индекс потребительских цен.

В связи с тем, что пенсии являются частью доходов населения, для оценки уровня пенсионного обеспечения так же применяются понятия номинальной и реальной пенсии. Но при исчислении реального размера назначенной пенсии номинальный размер пенсии корректируют на инфляцию.

Распределение доходов в любом обществе не бывает строго равномерным: одни социальные группы (предприниматели, высококлассные специалисты) получают высокие доходы, другие (работники невысокой квалификации, пенсионеры) — имеют сравнительно низкие доходы, третьи — средний класс получают доходы, обеспечивающие достаточное качество жизни, сложившийся в обществе жизненный стандарт.

Первичное распределение не всегда справедливо с социальной точки зрения и недостаточно эффективно с экономической. Поэтому оно дополняется вторичным распределением (перераспределением) через систему налогов, субсидий, страховых взносов, последующих выплат из государственного бюджета, общественных фондов. Первичное распределение осуществляется посредством рыночного механизма, процесс перераспределения протекает при активном участии государства.

Размер пенсии определяется в зависимости или независимо от продолжительности страхования и представляет либо определенную сумму, либо процент от заработной платы, принимаемой во внимание в целях страхования, либо же меняется в зависимости от суммы выплаченных взносов[1]. Поскольку, как отмечалось выше, пенсия является компенсацией заработка (дохода) и отложенной заработной платой, важнейшим показателем, определяющим уровень пенсионного обеспечения, является коэффициент замещения заработной платы. В соответствии с рекомендациями Международной организации труда размер пенсии должен устанавливаться, по крайней мере, достаточным для покрытия основных нужд пенсионера и составлять 40 % от заработной платы[2]. В связи с этим было введено понятие прожиточный минимум пенсионера.

В силу своей масштабности пенсионная система играет большую роль в социально-экономической, общественно-политической жизни страны и в финансово-бюджетной сфере государства. Как было показано выше, она органически связана с системой заработной платы, налоговой системой, состоянием на рынке труда, а, кроме того, с демографическим положением в настоящем и его прогнозном положении в будущем.

Пенсионная система — это такая сфера, в которой переплетены экономические и социальные отношения. Ее функционирование зависит от «внешних» и «внутренних» факторов, в то же время сама пенсионная система оказывает весьма разностороннее влияние на различные процессы жизни общества, в т.ч. на процессы воспроизводства рабочей силы.

Пенсионная система Узбекистана — это совокупность создаваемых в нашей стране правовых и организационных институтов и норм, имеющих цель предоставления гражданам материального обеспечения, гарантированного Конституцией Республики Узбекистан. Поэтому важной составной частью системы социальной защиты в нашей стране служит пенсионное обеспечение, предусматривающее осуществление комплекса мер экономического, правового, социального и организационного характера, направленного на обеспечение и поддержание жизненного уровня нетрудоспособного населения и малоимущих граждан.

Граждане Республики Узбекистан имеют право на государственное пенсионное обеспечение в порядке, определяемом Законом «О государственном пенсионном обеспечении граждан». Согласно пенсионному законодательству, пенсия — ежемесячная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными законом, и которая предоставляется лицам в связи с наступлением пенсионного возраста, инвалидности или потери кормильца.

Принятый в 1993 году Закон Республики Узбекистан «О государственном пенсионном обеспечении граждан» позволил значительно усовершенствовать систему пенсионного обеспечения и способствовал защите интересов пенсионеров, повышению их материального благосостояния, укреплению принципа социальной справедливости, усилению мотивации к высокооплачиваемому производительному труду в процессе поэтапного перехода к рыночной экономике.

В последнее время в целях создания действенного механизма государственной пенсионной системы и дальнейшего ее совершенствования был утвержден ряд новых нормативно-правовых документов, внесены изменения и дополнения в пенсионное законодательство.

К примеру, в области совершенствования пенсионного законодательства разработаны и утверждены ряд постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан, регулирующих вопросы назначения и выплаты пенсий и социальных пособий, а также порядок проведения освидетельствования граждан врачебно-трудовыми экспертными комиссиями. В частности, с постановлениями Кабинета Министров Республики Узбекистан от 8 сентября 2011 года утверждены положения «О порядке назначения и выплаты государственных пенсий» и «О порядке перерасчета фактического заработка, принимаемого для исчисления пенсии, с применением индивидуальных коэффициентов заработка». Разработаны и утверждены в порядке, установленном законодательством, положения «О порядке выплаты пенсий работающим пенсионерам» и «О порядке распределения единого социального платежа, а также уплаты сумм по возмещению расходов и осуществления выплат юридическими лицами расходов на государственное социальное страхование».

Кроме того, в целях эффективной организации деятельности служб врачебно-трудовых экспертных комиссий принят ряд правительственных решений. В частности от 23 декабря 2010 года утверждено Положение «Об индивидуальной программе реабилитации инвалида)», а также новая форма «Индивидуальной программы реабилитации инвалида»; от 7 апреля 2011 года утверждены положения «О порядке назначения и выплаты пособий инвалидам с детства», «О порядке назначения и выплаты пособий престарелым и нетрудоспособным гражданам, не имеющим стажа работы, необходимого для назначения пенсии»; от 1 июля 2011 года утверждены положения «О порядке освидетельствования граждан во врачебно-трудовых экспертных комиссиях» и «О порядке установления степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, получивших трудовое увечье или профессиональное заболеваний», также одобрен перечень основных инвалидизирующих заболеваний и критериев установления инвалидности при данных заболеваниях.

Говоря о пенсионном обеспечении Республики Узбекистан, следует подчеркнуть, что основным преимуществом пенсионной системы Узбекистана являются стабильность ее доходов при устойчивом и умеренном развитии экономики, надежная защищенность от негативных финансовых случаях, а также своевременная выплата пенсий, гарантированная государством. Поскольку пенсионная система Узбекистана носит смешанный характер, шанса остаться совсем без пенсии у наших граждан нет. В этом преимущество отечественной системы перед другими.

Впервые элементы негосударственного пенсионного фонда в нашей стране появились в связи с принятием в 2004 году Закона Республики Узбекистан «О накопительном пенсионном обеспечении граждан» и ряда постановлений Президента и правительства Республики Узбекистан. Так, с 1 января 2005 года работающим гражданином ежемесячно производятся взносы в размере 1 процента от заработной платы на индивидуальные накопительные пенсионные счета (ИНПС) с уменьшением суммы начисленного в соответствии с законодательством налога на доходы физических лиц, зачисляемого в бюджет.

Право на накопительное пенсионное обеспечение имеют граждане, проживающие в нашей стране, а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Узбекистан.

Граждане, участвующие в накопительной пенсионной системе в качестве получателей, имеют право на получение накопительных пенсионных выплат при возникновении права на государственную пенсию в соответствии с законодательством.

Открытие индивидуального накопительного пенсионного счета, а также выдача и оформление индивидуальной накопительной пенсионной книжки осуществляется «Халк банки» на бесплатной основе.

По состоянию на 2014 г. индивидуальные накопительные пенсионные счета (ИНПС) граждан, открытые в Народном банке Республики Узбекистан, составили 8,205 млн. ед.[3,с.17].

В целях обеспечения доходности средств, находящихся на ИНПС, остатки средств приоритетно размещаются в кредитование модернизации отраслей реального сектора экономики.

Доходность, начисляемая по ИНПС граждан в Народном банке Республики Узбекистан, составляет выше официального уровня инфляции. В Узбекистане доходность в 2014 году составляла 9,1 % при инфляции 6,1 %[4,с.17].

Следует отметить, в Узбекистане роль накопительного уровня пенсионной системы пока очень незначительна по сравнению с ролью и значением солидарной системы.

Для успешного функционирования накопительного уровня пенсионной системы необходимо формирование системы конкурирующих финансовых институтов, привлекающих средства населения, инвестирующих их с целью защиты от обесценивания и приумножения, обеспечивающих выплату пенсий (сверх минимальной) по достижении пенсионного возраста. Обычно эти функции выполняют частные, ведомственные и государственные пенсионные фонды. При этом будущие пенсионеры имеют возможность выбрать тот фонд, который для них более привлекателен или вкладывать свои сбережения в несколько фондов, а государство регулирует деятельность фондов, обеспечивая стабильность системы пенсионного обеспечения.

Литература:

  1. Конвенция МОТ № 35 «Конвенция об обязательном страховании по старости работников промышленных и торговых предприятий, лиц свободных профессий, а также надомных работников и домашней прислуги».
  2. Конвенция МОТ № 102 «Конвенция о минимальных нормах социального обеспечения».
  3. Вахабов А. В., Закирходжаева Ш. А. Ўзбекистонда пенсия таъминотини молиявий барқарорлигини таъминлашнинг устувор йўналишлари. Материалы конференции «Финансирование пенсионной системы: зарубежный опыт и перспективы её совершенствование». — Ташкент, 2015. С. 14–21.
  4. Вахабов А. В., Закирходжаева Ш. А. Ўзбекистонда пенсия таъминотини молиявий барқарорлигини таъминлашнинг устувор йўналишлари. Материалы конференции «Финансирование пенсионной системы: зарубежный опыт и перспективы её совершенствование». — Ташкент, 2015. С. 14–21.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle