Библиографическое описание:

Сарсембенова Г. Д., Абилхаева А. Д. Особенности организации внеурочной работы в начальной школе // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 916-919.



Согласно концепции модернизации казахстанского среднего образования, которая определяет цели общего образования на современном этапе, важной задачей воспитания в начальной школе является формирование у младших школьников инициативности, самостоятельности, толерантности. В Плане нации «100 конкретных шагов», который выдвинул Глава государства Республики Казахстан для реализации пяти институциональных реформ, обозначены консолидирующие ценности на базе идеи «Мәңгілік Ел». Это, прежде всего патриотизм, верность идеалам добра и дружбы, трудолюбие, честность, образованность [1]. На наш взгляд, развитию интереса к учебным предметам, творческих способностей, повышению качества подготовки младших школьников способствует внеурочная работа (факультативы, предметные кружки).

Внеурочная работа — это форма организации социального воспитания, осуществляемая за пределами классно-урочной организации жизнедеятельности воспитательных организаций. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы, но в первую очередь — это достижение личностных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающие формируют готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции [2].

При рассмотрении состояния внеурочной деятельности в Республике Казахстан было выявлено, что основное внимание уделяется на организации внешкольного образования, которое осуществляется по следующим основным направлениям:

  1. художественно-эстетическое дополнительное образование — через искусство, художественное творчество происходит передача духовного опыта человечества, способствующего восстановлению связей между поколениями;
  2. эколого-биологическое дополнительное образование детей — развитие интереса ребенка к изучению экологии родного края, охране природы, является основной частью непрерывного экологического образования;
  3. физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа — физическое совершенствование ребенка, формирование здорового образа жизни [3].

Следует отметить, что правильноорганизованная занятость младших школьников во внеурочное времяуглубляет и расширяет их знания, полученные на уроках, повышает их интерес к учебным предметам. Если учащиеся начальной школы не вовлечены в активную познавательную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, ознакомившись на занятии кружка, конференции или вечере с тем или иным понятием или явлением, ученик постарается глубже понять его суть, захочет получить дополнительную информацию.

К внеклассной работе в начальной школе предъявляются следующие требования:

− внеклассные занятия, углубляя и расширяя знания учащихся, не должны отвлекать их внимание от основного содержания учебной программы;

− необходима тесная связь учебно-воспитательной работы на уроках и на внеклассных занятиях, однако внеклассная работа не должна быть простым продолжением учебной работы;

− предлагаемый учащимся для изучения материал должен быть доступен им, соответствовать их возрасту, уровню развития;

− содержание внеклассных занятий и формы их организации должны быть всегда интересны учащимся;

− должна осуществляться глубокая связь индивидуальной, групповой и коллективной работы;

− необходимо сочетание добровольности работы с обязательностью ее выполнения.

Для развития личности ученика начальной школы, готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни, для решения практических задач, для повышения компьютерной грамотности должна быть организована систематическая кружковая работа по предметам школьного цикла. Посещая кружки и секции, младшие школьники прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе, проводимой педагогом, глубже изучается материал. Эмоциональная насыщенность занятий внеурочной деятельностью должна дополнять строгость учебного процесса. Кроме того, внеурочная деятельность решает еще одну важную задачу — расширяет культурное пространство начальной школы. В этой сфере знакомство младшего школьника с ценностями культуры происходит с учетом его личных интересов, его микросоциума.

К настоящему времени в казахстанской системе начального образования выработались и сложились общие принципы организации внеклассной и внешкольной работы, хотя каждый из этих видов организации деятельности учащихся за пределами учебных занятий имеет свои особенности.На наш взгляд, наиболее общим принципом, определяющим специфику занятий с учащимися младшего школьного возраста во внеурочное время, является добровольность в выборе форм и направления этих занятий. Для достижения поставленных целей, педагогам начальной школы необходимо строить внеурочную деятельность в соответствии со следующимипринципами:

  1. Принцип гуманистической направленности.При организации внеурочной деятельности в начальной школе в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности младших школьников.
  2. Принцип системности.Создается система внеурочной деятельности школьников, в которой устанавливаются взаимосвязи междувсеми участниками внеурочной деятельности — учащимися, педагогами, родителями, социальными партнерами; основными компонентами организуемой деятельности — целевым, содержательно-деятельностным и оценочно-результативным и др.
  3. Принцип вариативности.В организации образования культивируется широкий спектр видов, форм и способов организации внеурочной деятельности, представляющий для детей реальные возможности свободного выбора и добровольного участия в ней, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности.
  4. Принцип креативности.Во внеурочной деятельности педагоги поддерживают развитие творческой активности детей.
  5. Принцип успешности и социальной значимости.Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих.

Организация внеурочной деятельности младших школьников, по выбору педагогов и учащихся, может осуществляться:

− в различных организационных формах: факультативы, кружки познавательной направленности, предметные кружки, метапредметные кружки, научно-исследовательское общество учащихся и т. п.;

− с разным количественным составом учащихся: индивидуально, в микрогруппе, группе, коллективе, массово;

− в формах проблемно-ценностного общения: этические беседы, тематические диспуты, проблемно-ценностные дискуссии и др.;

− в различных формах социального творчества и социальных практик младших школьников: трудовой, патриотической, экологической и др. направленности [5].

В период каникул так же следует использовать возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных школ.

Можно рекомендовать нижеприведенные направления развития личности младшего школьника через внеурочную деятельность (Таблица 1).

Таблица 1

Направления внеурочнойдеятельности вначальной школе

Направления развития личности

Направления внеурочной деятельности

Виды внеурочной деятельности

Формы организации внеурочной деятельности

Спортивно- оздоровительное

Спортивно-оздоровительное

Игровая деятельность

Спортивно-оздоровительная деятельность

Туристско-краеведческая

деятельность

Художественное творчество Познавательная деятельность

Досугово-развлекательная деятельность

Игровая деятельность

Кружки

Соревнования

Клубы

Секции

Соревнования

Клубы

Экскурсии

Соревнования

Олимпиады

Военно-спортивные игры

Военно-патриотическое

Духовно-нравственное

Научно-познавательное

Художественно-эстетическое

Кружок

Творческое объединение

Концерты, спектакли, выставки

Интеллектуальные игры

Круглый стол

Дискуссии

Конференции Социальное проектирование

Социальные пробы

Гражданские акции

Трудовой десант

Военно-патриотическое

Проблемно-ценностное общение

Туристско-краеведческая деятельность

Общественно-полезная деятельность

Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность)

Проектная деятельность

Трудовая деятельность

Социальное

Общественно-полезная деятельность

Проектная деятельность

Игровая деятельность

Проблемно-ценностное общение

Социальное творчество

Трудовая деятельность

Детские общественные объединения

Детские общественные организации

Акции

Социально значимые проекты

Обще-интеллектуальное

Научно-познавательное

Познавательная деятельность

Туристско-краеведческая деятельность

Школьные научные общества

Соревнования, Клуб

Экспедиции

Поисковые операции

Исследовательские проекты

Проблемно-ценностное общение

Школьные научные общества

Олимпиады

Индивидуально- групповые занятия

Общекультурное

Художественно-эстетическое

Досугово — развлекательная деятельность (досуговое общение)

Клубы

Кружки

Студии

Художественное творчество

Организации образования самостоятельно выбирают направления внеурочной деятельности, определяют временные рамки (количество часов на определенный вид деятельности), формы и способы организации внеурочной деятельности.

Таким образом, вся система внеурочной деятельности призвана объединить в единый процесс воспитание, образование, развитие и здоровьесбережение, а также обеспечить структурную и содержательную преемственность предметов, отражать специфику целей и задач начальной школы, служить созданию гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности младшего школьника.

Литература:

  1. Қазақстан Республикасының Президенті, «Нұр Отан» партиясының Төрағасы Н.Ә. Назарбаевтың партияның XVI съезінде сөйлеген сөзі «Баршаға бірдей осы заманғы мемлекет: Бес институционалдық реформа» — Астана. — 2015. — 11 наурыз.
  2. Бурганова Р. И., Оспанова Я. Н., Абдрашитова Т. А., Радионова К. В. Модель региональной программы развития досуговой деятельности школьников. — Астана. — 2009. — 87 с.
  3. Бутенко Л. П. Свободное время: за и против подростков// Семья и школа. — 2004. — № 2. — С.9–12.
  4. Майорова Н. В., Ковалев В. П. Развитие творческой активности младших школьников: учебно-методическое пособие для организации внеклассной работы с младшими школьниками. — Чебоксары: Чуваш.гос. пед. ун-т, 2013. — 84 с.
  5. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. — М.: «Просвещение», 2010. — 31 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle