Изучение состояния общения у младших школьников с нарушением интеллекта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (125) ноябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 28.10.2016

Статья просмотрена: 792 раза

Библиографическое описание:

Мусаева, Н. С. Изучение состояния общения у младших школьников с нарушением интеллекта / Н. С. Мусаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 896-898. — URL: https://moluch.ru/archive/125/34532/ (дата обращения: 26.04.2024).



Общение — важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, общение помогает людям познать себя и оценить самого себя через взаимодействие с другими людьми.

Общение играет особую роль в психическом развитии детей. Для ребенка с нарушением интеллекта обучение общению представляет большую значимость. Если ребенок способен выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей, он сможет войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он адаптируется к окружающему его миру, научится жить в нем.

Общение является одним из самых основных видов деятельности в школьном возрасте. Дети разного возраста общаются со взрослыми и друг с другом. Потребность в общении у ребенка появляется рано. Поэтому эту потребность необходимо удовлетворять, так как дефицит общения может привести к замкнутости и дезадаптации ребенка к жизни. Общение представляет важный развивающий компонент, так как общение проявляется в различных формах.

Чтобы лучше узнать особенности общения у умственно отсталых учеников в начальных классах, мы решили провести тест анкеты среди учителей — дефектологов во вспомогательных школах № 25, 33, 36, 37, 52, 57, 66, 87, 105, 199 города Ташкента (таблица 1).

Таблица 1

Школа,№

Количество умственно отсталых учеников

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Всего

25

20

8

10

-

38

33

8

7

-

10

25

36

8

-

5

20

33

37

9

16

9

11

45

52

9

7

10

5

31

57

13

2

3

4

22

66

10

15

16

8

49

87

8

2

8

5

23

105

10

19

19

19

67

199

7

7

7

6

27

Всего:

102

83

87

88

360

Целью тест-анкеты является изучение особенности общения умственно отсталых детей начальных классах на основе ответов учителей-дефектологов.

Для реализации целей тест-анкеты необходимо решить следующие задачи:

− выявить особенности общения со сверстниками умственно отсталых учеников;

− определить потенциальные возможности умственно отсталых младших школьников в овладении навыками общения;

− выявить эффективные методики, чтобы сформировать общения у умственно отсталых учеников.

Для того чтобы реализовать цели и задачи тест-анкеты, нами было проведено обследование навыков общения учащихся начальных классов вспомогательных школ на основе ответов их учителей.

Исследование коммуникативных качеств личности проводилось с помощью метода анкетирования взрослых, принимающих активное и постоянное участие в обучении и воспитании ребенка.

Каждому оцениваемому качеству личности соответствует порядковый номер вопроса, на который необходимо ответить при заполнении анкеты.

Общительность -вопросы 1,2,3,4,5; эмоциональность — вопросы 6,7; эмпатия –вопрос 9; альтруизм –вопросы 10, 11; конфликтность –вопрос 12; вежливость –вопрос 13.

Процедура и инструкция. Педагогам предлагалось ответить на сформулированные в анкете вопросы: «Внимательно прочтите вопросы, выберите наиболее подходящий, по вашему мнению, вариант ответа и обведите соответствующий пункт, обозначенный буквой, в кружочек». Участие экспериментатора ограничивалось проведением предварительной разъяснительной беседы по содержанию и правилам заполнения бланков индивидуального анкетирования, консультированием педагогов в случае возможных затруднений в процессе заполнения.

Вопросы тест- анкеты:

Легко ли ребенок вступает в контакт со взрослыми?

  1. А) легко во всех ситуациях. Общение устойчиво. Б) преимущественно в ситуациях специально организованного общения (занятие, совместная игра). В) крайне затруднено.
  2. Проявляет ли инициативу в общении со взрослыми?

А) самостоятельно инициирует общение, часто вступает во взаимодействие. Б) чаще инициирует общение для решения каких-либо проблемных ситуаций (бытовых, игровых). В) крайне пассивен, предпочитает находиться в отдалении.

  1. Легко ли вступает в контакт с незнакомыми или малознакомыми людьми?

А) чаще не испытывает затруднений. Б) нуждается в присутствии близкого взрослого. В) избегает общения, проявляет скованность, тревожность.

  1. Общителен ли с другими детьми?

А) в большинстве случаев предпочитает играть вместе с другими детьми. Б) чаще играет рядом, но интересуется действиями других детей, наблюдает за ними. В) предпочитает находиться в одиночестве.

  1. Легко ли преодолевает возможные помехи в общении?

А) самостоятельно пытается устранить помехи, проявляет гибкость в общении. Б) требуется поддержка взрослого. В) чаще безразличен к возникновению помех в общении, не пытается их устранить.

  1. Каково эмоциональное отношение к установлению контакта со взрослыми?

А) доминируют положительные эмоции в процессе общения, желание его продолжить. Б) чаще нейтрален по отношению к собеседнику. В) эмоциональный настрой с элементами негативизма, агрессии.

  1. Какого эмоциональное отношение к общению с другими детьми?

А) эмоциональной настрой в основном положительный. Б) чаще нейтрален по отношению к собеседнику. В) эмоциональный настрой с элементами негативизма, агрессии.

  1. Какова форма поведения в игре?

А) умеет организовать совместную игру, предпочитает ведущие роли. Б) принимает предложенное взаимодействие, принимает инструкции других.

  1. Проявляет ли сочувствие к другим людям?

А) да, по отношению ко взрослым и детям. Б) избирательно, чаще по отношению к близкому взрослому. В) не проявляет; иногда неосознанно дублирует эмоциональные реакции окружающих (смех, радость, страх и др.).

  1. Как реагирует на желание другого ребенка присоединиться к его игровой, трудовой деятельности?

А) чаще охотно соглашается, делится игровыми атрибутами. Б) соглашается и отказывается с одинаковой частотой. В) чаще отказывается или игнорирует выраженное желание.

  1. Оказывает ли помощь, содействие в чем-либо окружающим?

А) часто предлагает помощь взрослым и детям. Б) выполняет поручения, но инициативы не проявляет. В) не оказывает помощи.

  1. Проявляется ли конфликтность в общении с детьми?

А) избегает конфликтных ситуаций. Б) иногда провоцирует конфликты, поддерживает конфликтную ситуацию. В) часто провоцирует конфликтные ситуации, проявляет излишнюю настойчивость, агрессивность.

  1. Соблюдает ли правила вежливого поведения?

А) чаще соблюдает. Б) чаще соблюдает по отношению ко взрослому. В) не владеет правилами вежливого поведения.

Оценка результатов:

Степень развитости каждого коммуникативного свойства личности по анкете определяется при помощи следующей шкалы, которая ставит во взаимно однозначное соответствие обозначенные буквами пункты шкалы и оценки в пятнадцати балльной системе.

Выбор для ответа пункта А-10 баллов, пункта Б-5 баллов, пункта В-1 балл (таблица 2).

Таблица 2

Шкалы

Общее количество учеников

Минимальный балл

Максимальный балл

Сумма

Среднее значение

Стандартное отклонение

Общительность

360

5

50

10080

28,000

14,725

Эмоциональность

360

2

20

4662

12,950

6,023

Организаторские способности

360

1

10

1886

5,239

3,044

Эмпатия

360

1

10

2082

5,783

3,680

Альтруизм

360

2

20

4027

11,186

6,325

Конфликтность

360

1

10

2440

6,778

3,502

Вежливость

360

1

10

2215

6,153

3,386

Проанализировав данный опросник, мы пришли к такому заключению: одной из основных задач вспомогательной школы является социальная адаптация. Успешность подготовки к самостоятельной жизни в обществе зависят не только от приобретения определенных знаний по общеобразовательным предметам и в профессионально-трудовой деятельности, но и от уровня сформированности общения и умения налаживать отношения с окружающими. В общении с окружающими людьми дети младшего школьного возраста с нарушением интеллекта не используют средства общения всех категорий, а только теми которыми смогли овладеть, в совокупности, выдвигая на передний план те или иные из них в зависимости от решаемой в данный момент задачи и своих индивидуальных особенностей.

Работа по развитию коммуникативной деятельности должна осуществляться по следующим направлениям:

− формирование у детей с нарушением интеллекта познавательных и личностных мотивов общения.

− предложение ситуативности в контактах со взрослыми

− стимулирование активности младших школьников с нарушением интеллекта при общении со взрослыми и со сверстниками.

Организованная таким образом работа по формированию у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта коммуникативных навыков позволит им, по нашему мнению, успешно овладеть ситуативным и внеситуативным общением.

Проведенное исследование убедительно доказало необходимость разработки системы психолого-педагогического сопровождения ребенка с интеллектуальными нарушениями, которая может быть создана только совместными усилиями психологов и дефектологов и должна базироваться на знании закономерностей интеллектуального, речевого и социально-личностного развития ребенка.

Проанализировав данный опросник, и побеседовав с педагогами вспомогательных школ мы пришли к такому заключению, что во вспомогательных школах всё ещё не хватает специальных методических пособий по повышению общения умственно отсталых учеников для учителей-дефектологов. Существующие пособия и материалы в полной степени не раскрывают вопроса улучшения общения у учеников с нарушениями интеллекта и не дают всех ответов на решения такой проблемы.

Наши следующие работы будут посвящены разработке методических пособий для учителей вспомогательных школ начальных классов по повышению общения умственно отсталых учеников, включая систему обучающих игр, красочных дидактических материалов.

Литература:

  1. Ахтямова Г. Р. «Особенности формирования навыков общения у умственно отсталых детей младшего школьного возраста». Дипломная работа. 2012.
  2. Выготский Л. С. «Психология развития человека». Москва «Смысл». 2005
  3. Задумова Н. П. «Логопедическая работа по формированию вербальных средств общения у детей с умеренной умственной отсталостью» дис. Санкт-Петербург.2005
  4. Леонтьев А. А. «Психология общения». Москва «Смысл». 1997
  5. Маллер А. Р. «Помощь детям с недостатками развития» Книга для родителей. АРКТИ, 2006
Основные термины (генерируются автоматически): общение, нарушение интеллекта, ребенок, чаща, взрослый, класс, ученик, вежливое поведение, младший школьный возраст, совместная игра.


Похожие статьи

Возможности развития коммуникативных навыков младших...

нарушение, нарушение интеллекта, навык, школьник, коррекционно-развивающая работа, ребенок, общение, эмоционально-волевая сфера, процесс общения, развитие. Похожие статьи. Отношение детей младшего школьного...

Особенности и пути развития коммуникативных навыков младших...

С детьми проводились игры на развитие мимики, жестов, интонации.

Диалогическая речь младших школьников с нарушением интеллекта не является полноценной, особенно затруднена при вынужденном общении с незнакомым взрослым.

Развитие коммуникативных навыков общения младших...

В статье раскрывается тема «Развитие коммуникативных навыков общения младших школьников с ОВЗ средствами игровой

В совместных играх у детей воспитывается чувство коллективизма, взаимопомощи, а так же нормы нравственного поведения.

Особенности взаимоотношений учителя и младшего школьника

Показано, что общение с учителем в этот период имеет исключительно большое значение для каждого ребёнка.

Это объясняется детским эгоцентризмом, который ярко проявляется в дошкольный период, который, часто встречается и у учеников младших классов.

Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста...

У детей с интеллектуальными нарушениями взаимодействие с социальной средой

игры (сюжетно-ролевые, игра — драматизация; подвижные игры; игры-забавы; игры-тренинги)

Развитие креативности детей младшего школьного возраста в процессе обучения.

Отношение детей младшего школьного возраста к сверстникам...

ограниченная возможность здоровья, младший школьный возраст, ребенок, класс, сверстник, отношение, Российская Федерация, совместная деятельность, эмоционально-психологический климат, обучающийся.

Возможности психолого-педагогической помощи в развитии...

Изучению проблемы межличностных отношений в младшем школьном возрасте посвятили свои труды многие

Касаткина, Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность.

Особенности межличностных отношений младших школьников с нарушениями зрения.

Психологические и возрастные особенности младшего школьника

Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и длится примерно до десяти лет.

В поведении учащегося начальных классов проявляется послушание, конформизм и подражательность [3, c. 59].

Формы работы по развитию коммуникативных умений младших...

Важнейшим умением учеников младших классов является умение задавать вопросы, в том числе то

Мы обратили внимание, что работа в малых группах менее утомительна для детей младшего школьного возраста, так как они находятся в более тесном контакте между собой.

Похожие статьи

Возможности развития коммуникативных навыков младших...

нарушение, нарушение интеллекта, навык, школьник, коррекционно-развивающая работа, ребенок, общение, эмоционально-волевая сфера, процесс общения, развитие. Похожие статьи. Отношение детей младшего школьного...

Особенности и пути развития коммуникативных навыков младших...

С детьми проводились игры на развитие мимики, жестов, интонации.

Диалогическая речь младших школьников с нарушением интеллекта не является полноценной, особенно затруднена при вынужденном общении с незнакомым взрослым.

Развитие коммуникативных навыков общения младших...

В статье раскрывается тема «Развитие коммуникативных навыков общения младших школьников с ОВЗ средствами игровой

В совместных играх у детей воспитывается чувство коллективизма, взаимопомощи, а так же нормы нравственного поведения.

Особенности взаимоотношений учителя и младшего школьника

Показано, что общение с учителем в этот период имеет исключительно большое значение для каждого ребёнка.

Это объясняется детским эгоцентризмом, который ярко проявляется в дошкольный период, который, часто встречается и у учеников младших классов.

Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста...

У детей с интеллектуальными нарушениями взаимодействие с социальной средой

игры (сюжетно-ролевые, игра — драматизация; подвижные игры; игры-забавы; игры-тренинги)

Развитие креативности детей младшего школьного возраста в процессе обучения.

Отношение детей младшего школьного возраста к сверстникам...

ограниченная возможность здоровья, младший школьный возраст, ребенок, класс, сверстник, отношение, Российская Федерация, совместная деятельность, эмоционально-психологический климат, обучающийся.

Возможности психолого-педагогической помощи в развитии...

Изучению проблемы межличностных отношений в младшем школьном возрасте посвятили свои труды многие

Касаткина, Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность.

Особенности межличностных отношений младших школьников с нарушениями зрения.

Психологические и возрастные особенности младшего школьника

Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и длится примерно до десяти лет.

В поведении учащегося начальных классов проявляется послушание, конформизм и подражательность [3, c. 59].

Формы работы по развитию коммуникативных умений младших...

Важнейшим умением учеников младших классов является умение задавать вопросы, в том числе то

Мы обратили внимание, что работа в малых группах менее утомительна для детей младшего школьного возраста, так как они находятся в более тесном контакте между собой.

Задать вопрос