Библиографическое описание:

Назарова Т. А. Анализ коммуникативной компетентности студентов–будущих социальных работников // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 829-832.



This article isdevoted to the studyandreview of the varioustheories andconcepts ofcommunication competence.

Keywords:communicative competence, professional activity, ability, behavior, the identity ofthe student, social worker.

Профессия «социальный работник» подразумевает взаимоотношения с людьми, понимание поступков, способность оказывать поддержку, располагать к себе, быть приятным человеком, координировать и контролировать своё собственное поведение в процессе общения с другими людьми.

Изучая труды авторов в теме коммуникативной компетентности, рождается следующая парадигма: в профессиях «человек-человек» наличие коммуникативных навыков и способностей предполагает создание у личности совершенно нового поведения, создание определенных коммуникативных способностей, образования объективной обратной связи о результатах своего поведения. Способность прикладывать дополнительные усилия в своей учебно-профессиональной деятельности для создания прочных и долгосрочных отношений, как с преподавателями и работодателем, так и со своими подопечными, это и подразумевается под коммуникативной компетентностью.

Обладая коммуникативными способностями, новоиспеченные специалисты становятся более компетентными в своей учебно-профессиональной деятельности. Они всегда найдут общий язык с людьми, будут востребованы на рынке труда и обеспечены работой в пространстве нашей страны. В соответствие с вышесказанным и страна получит высококомпетентных специалистов еще и с точки зрения коммуникативной компетентности, как одной из ключевых компетенций в профессии “социальный работник”.

Коммуникативная компетентность является компонентом психологической культуры человека, которую Е. А. Климов определяет как «часть общей культуры человека, как члена семьи, гражданина, специалиста, предполагающая освоение им системы знаний в области основ научной психологии, основных способностей в деле, понимания особенностей психики (своей и окружающих людей), и использования этих знаний в обыденной жизни, самообразовании и профессиональной деятельности» [1; 278 с].

Коммуникативная компетентность–это важнейшая характеристика современного специалиста (И. Ф. Исаев, В. Л. Кан Калик, A. M. Логвинов, К. А. Маркова, Д. Равен, Л. А. Эррера и др.). Коммуникативная компетентность является одной из приоритетных составляющих профессиональной пригодности специалистов, чья профессия относится к типу «человек-человек».

Подтверждая теоретические положения авторов внедрение нового поведения и способностей в своей учебно-профессиональной деятельности студентов крайне важны.

Следует отметить, что исследований, посвященных изучению коммуникативной компетентности специалистов непедагогической сферы деятельности крайне мало. При этом проблема подготовки квалифицированных специалистов, обладающих достаточно высокой культурой профессиональной деятельности, требует более глубокого изучения данного вопроса.

Выявленное противоречие актуализировало в исследовании проблему: каковы психологические факторы, способствующие развитию коммуникативной компетентности студентов–будущих социальных работников в их учебно-профессиональной деятельности.

С учетом сформулированного противоречия цель данной статьи: исследовать уровень сформированности коммуникативной компетентности студентов.

Студенты нуждаются в совершенствовании навыков коммуникативной компетентности ввиду особенностей их будущей профессии. Развитие их коммуникативной компетентности определяется целостным подходом к подготовке специалистов и является обязательной ее составляющей.

В качестве базы исследования был выбран Красноярский Государственный техникум сферы услуг и предпринимательства. Обследовано 52 студента 1 и 2 курсов на базе 9 и 11 классов из трех групп специальности социальный работник. Возраст респондентов колеблется от 16 до 26 лет. Средний возраст испытуемых: 18 лет. Что касается половой принадлежности испытуемых, то 4 % составили мужчины, соответственно 96 %–женщины.

Для проведения первого подготовительно-диагностического этапа исследования, нами были отобраны следующие методики, направленные на измерение коммуникативной компетентности студентов:

– Тест «Коммуникативные умения» Л. Михельсона. Определение уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений;

– Тест «Техника общения» Н. Д. Творогова. Измерение уровня развития операционального и эмоционально–волевого компонентов коммуникативной компетентности;

Результаты теста на определение коммуникативных умений по методике Михельсона показывают, что у 45 % испытуемых преобладает компетентный способ коммуникации, у 12 % студентов зависимый способ, 31 % студентов имеют зависимо-компетентный способ коммуникации, 3 % студентов обладают агрессивным способом коммуникации. Обладателей зависимо-агрессивного способа коммуникации не нашлось вообще. И 6 % испытуемых имеют компетентно-агрессивный способ общения. В блоке “Умение оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) от сверстника” 77 % студентов имеют компетентный способ коммуникации, у 6 % студентов зависимый способ,17 % испытуемых имеют зависимо-компетентный способ коммуникации со своими сверстниками. Студентов с агрессивным, зависимо-агрессивным и компетентно-агрессивным способами коммуникации в этом блоке умений не нашлось. В блоке “Реагирование на справедливую критику” 44 % студентов имеют компетентный способ коммуникации, у 10 % студентов зависимый способ, 35 % испытуемых имеют зависимо-компетентный способ коммуникации со своими сверстниками. 12 % испытуемых имеют компетентно-агрессивный способ коммуникации. Студентов с агрессивным и зависимо-агрессивным способами коммуникации в этом блоке умений нет. В блоке “Реагирование на несправедливую критику” 20 % студентов имеют компетентный способ коммуникации, у 4 % студентов зависимый способ, 51 % испытуемых имеют зависимо-компетентный способ коммуникации со своими сверстниками. 4 % испытуемых имеют агрессивный способ коммуникации. 20 % испытуемых имеют компетентно-агрессивный способ общения. Студентов с зависимо-агрессивным способом коммуникации в этом блоке умений не выявлено. В блоке “Реагирование на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника” 56 % студентов имеют компетентный способ коммуникации, у 18 % студентов зависимый способ, 6 % испытуемых имеют зависимо-компетентный способ коммуникации со своими сверстниками. 10 % испытуемых имеют агрессивный способ коммуникации. 10 % испытуемых имеют компетентно-агрессивный способ общения. Студентов с зависимо-агрессивным способом коммуникации в этом блоке умений нет. В блоке “Умение обратиться к сверстнику с просьбой” 37 % студентов имеют компетентный способ коммуникации, у 15 % студентов преобладает зависимый способ коммуникации, 44 % испытуемых имеют зависимо-компетентный способ коммуникации со своими сверстниками. 10 % испытуемых имеют компетентно-агрессивный способ общения. Студентов с агрессивным и зависимо-агрессивным способами коммуникации в этом блоке умений не нашлось. В блоке “Умение ответить отказом на чужую просьбу, сказать «нет»” 88 % студентов имеют компетентный способ коммуникации, у 6 % студентов преобладает зависимый способ. 6 % испытуемых имеют агрессивный способ коммуникации. 10 % испытуемых имеют компетентно-агрессивный способ общения. Студентов с зависимо-агрессивным, зависимо-компетентным и компетентно-агрессивным способами коммуникации в этом блоке умений не выявлено. В блоке “Умение самому оказать сочувствие, поддержку” 73 % студентов имеют компетентный способ коммуникации, у 2 % студентов зависимый способ, 24 % испытуемых имеют зависимо-компетентный способ коммуникации со своими сверстниками. 2 % испытуемых имеют компетентно-агрессивный способ общения. Студентов с агрессивным и зависимо-агрессивным способами коммуникации в этом блоке умений нет. В блоке “Умение самому принимать сочувствие и поддержку со стороны сверстников” 28 % студентов имеют компетентный способ коммуникации, у 2 % студентов преобладает зависимый способ, 60 % испытуемых имеют зависимо-компетентный способ коммуникации со своими сверстниками. 4 % испытуемых имеют агрессивный способ коммуникации. 6 % испытуемых имеют компетентно-агрессивный способ общения. Студентов с зависимо-агрессивным способом коммуникации в этом блоке умений не нашлось. В блоке “Умение вступить в контакт с другим человеком, контактность” 24 % студентов имеют компетентный способ коммуникации, у 37 % студентов зависимый способ, 37 % испытуемых имеют зависимо-компетентный способ коммуникации со своими сверстниками. 2 % испытуемых имеют агрессивный способ коммуникации. Студентов с зависимо-агрессивным и компетентно-агрессивным способами коммуникации в этом блоке умений не нашлось. В блоке “Реагирование на попытку вступить с тобой в контакт” 25 % студентов имеют компетентный способ коммуникации, у 20 % студентов зависимый способ, 49 % испытуемых имеют зависимо-компетентный способ коммуникации со своими сверстниками. Выявлено 6 % студентов с компетентно-агрессивным способом в общении. Студентов с агрессивным и зависимо-агрессивным способами коммуникации в этом блоке умений вообще не нашлось.

Уровень развития операционального и эмоционально-волевого компонентов коммуникативной компетентности был измерен с помощью теста «Техника общения» Н. Д. Творогова. Респонденты оценили себя и друг друга по следующим коммуникативным умениям: 1. Умение начать разговор, найти общую тему; 2. Способность длительное время поддерживать разговор; 3. Понимание чувств и намерений другого человека; 4. Умение воздерживаться от категорических суждений при оценке других; 5. Умение выслушать собеседника; 6. Умение выйти из общения, не обижая других; 7. Приветливость; 8. Хорошие манеры в общении; 9. Тактичность; 10. Умение точно и ясно высказывать свои мысли; 11. Мимическая подвижность лица; 12. Соответствие жестов ситуации; 13. Соответствие мимики ситуации; 14. Умение одеваться в соответствии с ситуацией; 15. Соответствие интонации речи ее смыслу; 16. Умение при желании включиться в начатую другими работу.

Респонденты оценивали себя и своих одногруппников по шкале от 0 до 5 баллов. Данные исследования были сведены и получены средние значения. По результатам полученных данных средний уровень самооценки в коммуникативных умениях составляет 4,23 балла. Средний уровень оценки друг друга равен 3,74 баллам. Среднее отклонение: 0,49 балла.

Подводя итоги результатов первичного среза исследования, тестирование на коммуникативные умения Михельсона выявило следующие закономерности: у большинства респондентов преобладает компетентный способ коммуникации, на втором группа студентов с зависимым способом коммуникации. Бесспорно, компетентный способ общения является наиболее предпочтительным в профессии “социальный работник». Мы наблюдаем большой размах в результатах по каждой из шкал (от 1 до 25 баллов): зависимый, компетентный, агрессивный. Это свидетельствует о неоднородности уровня развития коммуникативных способностей студентов в группах.

Исследование показывает, что лишь треть студентов умеют принимать сочувствие и поддержку со стороны сверстников. В то же время они умеют сами оказать сочувствие, поддержку другим людям. Большинство студентов не умеют вступать в контакт с другими. Они не умеют грамотно и корректно реагировать на несправедливую критику людей, в то время как способны компетентно реагировать на справедливую критику. Практически все студенты умеют ответить отказом на чужую просьбу, сказать «нет». Студенты умеют оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) от сверстников.

Было выявлено, что студенты осознают и допускают, что могут быть неприятными в общении, и признают этот факт своей зоной роста. Данное обстоятельство говорит о готовности студентов приобретать новые способности в общении и совершенствовать свою коммуникативную компетентность.

Существенное расхождение между самооценкой и оценкой студентов одногруппниками в тесте Творогова, подтверждает тезис о том, что большинство респондентов свою коммуникативную компетентность оценивают неадекватно, завышая самооценку (отклонение–0,49 баллов).

Полученные результаты свидетельствуют о недостаточной подготовленности студентов в части развития коммуникативной компетентности, что является пробелом в их учебно-профессиональной деятельности. В связи с тем, что коммуникативная компетентность является одной из приоритетных составляющих профессиональной пригодности специалистов, чья профессия относится к типу «человек-человек», и профессия «социальный работник» подразумевает взаимоотношения с людьми, мы предлагаем программу, целью которой является развитие коммуникативных способностей у студентов. Ставится следующая задача: обучение компетентному способу общения нуждающихся в этом студентов. Планируются еженедельные мероприятия, результативность которых мы осветим в нашей следующей статье.

Литература:

  1. Климов Е. А. Основы психологии: учебник для вузов. Е. А. Климов.–М.: 1997.–295с.
  2. Коблянская Е. В. Психологические аспекты социальной компетентности.–Автореф. дис. канд.психол. наук.–СПб,1995. — 22с.
  3. Куницына В. Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение // В кн. Теоретические и прикладные вопросы психологии. Ч. 1. Теоретические проблемы психологии / Под ред. А. А. Крылова. — СПб., 1995. — 158с.
  4. Равен Д. Компетентность в современном обществе. Д. Равен. — Москва: 2002. — 224c.
  5. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. — Минск: 1999.–384 с.
  6. Социально-психологическая компетентность // Психология. Словарь. / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — Москва: 1990.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle