Развитие коммуникативных способностей подростков в условиях детского стационара | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 7. Прикладная психология

Опубликовано в

III международная научная конференция «Психология: традиции и инновации» (Самара, март 2018)

Дата публикации: 01.03.2018

Статья просмотрена: 107 раз

Библиографическое описание:

Рассоха В. С. Развитие коммуникативных способностей подростков в условиях детского стационара [Текст] // Психология: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2018 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2018. — С. 43-49. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/255/13886/ (дата обращения: 24.06.2018).



Ключевые слова: коммуникативные способности, коммуникация, коммуникативные умения, детский стационар, подростки.

В современном обществе проблема межличностного взаимодействия стоит очень остро. Человек всё время находится в поле взаимодействия с другими людьми. Для успешного взаимодействия необходимы коммуникативные способности, которые человек развивает в процессе своей жизнедеятельности. Эти способности он развивает в своей семье, затем в школе и профессиональной среде.

Коммуникативные способности обеспечивают успешную адаптацию человека в социальной среде, помогают избежать конфликтов, а в случае, если конфликты всё-таки возникают — успешно их разрешить. В эпоху развития интернета, в том числе, различных социальных сетей, человек сталкивается с проблемой успешности «живого общения». Общение в реальной жизни требует от человека совсем других способностей, нежели общение в интернете. Современные подростки, которые выросли в период активного использования интернет технологий сталкиваются с большим количеством проблем в межличностном общении.

Особенно остро проблемы коммуникации могут возникать, когда подросток попадает в непривычную среду. Примером этого может служить помещение в больничный стационар, когда подросток вынужден взаимодействовать с разными людьми (врачами, медицинским персоналом, другими пациентами). В свою очередь, для психолога медицинского учреждения важно способствовать развитию коммуникативных способностей подростка, чтобы его адаптация проходила более успешно.

Проблемой коммуникативных способностей в отечественной психологии занимались различные ученые, среди которых А. Г. Ковалев, Г. С. Васильев, К. К. Платонов, А. А. Бодалев, А. А. Кидрон, А. В. Батаршев. В зарубежной психологии проблему коммуникативного взаимодействия разрабатывали Дж. Мид, Т. Парсонс, К. Чери, К. Ясперс и другие.

Рассматривая разные подходы к пониманию коммуникативных способностей, можно сделать вывод, что успешность процесса общения в полной мере зависит от уровня их развития. В качестве наиболее ёмкого определения коммуникативных способностей можно рассматривать определение, которое дал А. А. Бодалёв. Под коммуникативными способностями он понимал «индивидуально психологические особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности» [1].

Ключевым в понимании коммуникативных способностей является умение воспроизводить понятную для окружающих речь, отвечающую внешним условиям общения, реагировать на эмоциональные связи и особенности поведения, самочувствие собеседника, умение управлять процессом общения с таким расчетом, чтобы возникающие конфликты были улажены мирным способом. Все эти способности важны особенно в подростковый период, когда общение становится ведущей деятельностью для человека.

Ведущая деятельность, которая характерна для подросткового возраста — интимно-личностное общение, направленное на познание другого человека, себя, межличностных отношений, на усвоение норм социального поведения (мотивационно-потребностная сфера). Поэтому именно в этот возрастной период наиболее остро встаёт проблема развития у человека его коммуникативных способностей, от которых напрямую завит успешность его общения и взаимодействия с другими людьми. Так как, коммуникативная деятельность является в подростковом возрасте ведущей, отсутствие коммуникативных навыков и низкий уровень развития коммуникативных способностей существенно затрудняет внутреннее раскрытие подростка и реализацию его в учебе, в среде сверстников и социуме в целом, приводит к неконструктивному общению подростка и появлению отклонений в его социализации [3].

Считается, что самый благоприятный период формирования коммуникативных способностей — это подростковый возраст. Именно в это время человек начинает активно интересоваться общением, его ведущая деятельность меняется, он переключается с учебной деятельности на общение со сверстниками [1].

Вышеперечисленные особенности подросткового возраста в некоторой степени определяют его отношение к госпитализации в стационар. Хотя у подростков, зачастую, уже имеется опыт пребывания в больнице, однако у них нет возможности заниматься своими любимыми и привычными делами, они редко видят друзей и родителей, лишены возможности вести нормальный образ жизни, в связи с этим они могут испытывать негативные эмоции. Болезненным является отрыв от своей референтной группы. Попадая в стационар, подростком овладевает чувство тревожности, злости, агрессии, разочарования, обиды и он начинает вести себя соответствующим образом [2].

Таким образом, можно сделать вывод, что процесс адаптации к условиям больницы будет проходить легче и эффективнее, если подросток будет взаимодействовать со сверстниками. Общение в такой стрессовой ситуации может стать настоящим ресурсом для хорошего самочувствия и дельнейшего выздоровления. А для более эффективного общения необходимо развитие коммуникативных способностей в достаточной мере.

Следует отметить, что существует большое количество эффективных методов развития коммуникативных способностей, такие как коммуникативный тренинг, арт-терапия (в различных её формах: изотерапия, музыкотерапия, и т. д.), отдельно стоит отметить сказкотерапию. В условиях детского стационара одной из приоритетных форм работы с подростками является групповая работа, с использованием различных арт-терапевтических техник и ролевых игр. Данные методы достаточно хорошо вписываются в условия стационара, служат не только для развития коммуникативных способностей, но и для улучшения самочувствия, нормализации психофизиологического и эмоционального состояний.

При проведении исследования была поставлена следующая цель: изучение возможностей развития коммуникативных способностей подростков в условиях детского стационара.

Гипотеза исследования: реализация программы развития коммуникативных способностей в условиях детского стационара способствует развитию уровня коммуникативных способностей подростков, находящихся на лечении.

Исследование проводилось на базе: ГАУЗ АО «Детская городская клиническая больница», г. Благовещенск.

Выборка исследования: 24 респондента, в возрасте от 13 до 15 лет. Все участники являлись пациентами Детской городской клинической больницы. Участие в исследовании проходило на добровольной основе. Исследование проходило в 2017 году.

С целью изучения уровня развития коммуникативных способностей и уровня коммуникативной компетентности были использованы две методики. «Тест коммуникативных умений», автор Л. Михельсон (перевод и адаптация Гильбух Ю. З.), предназначен для определения уровня коммуникативной компетентности и ведущего способа общения. Для определения уровня развития коммуникативных склонностей была использована методика «Коммуникативные и организаторские склонности (КОС-2)», разработанная В. В. Синявским и Б. А. Федоришиным. Для статистической обработки данных использовались U-критерий Манна-Уитни и Т-критерий Вилкоксона.

Разработанная коррекционно-развивающая программа направлена на работу с пациентами детского стационара, в возрасте от 13 до 15 лет. Цель данной программы: развитие коммуникативных способностей подростков, находящихся на лечении в стационаре. Мишенями коррекционно-развивающей программы являются: снятие эмоционального напряжения, повышение компетентности в общении.

Программа рассчитана на 10 дней (занятия проводились каждый день, за исключением выходных дней) по 2 академических часа. Общий объем программы составил 20 академических часов. Форма проведения занятий: групповая. Основные техники: ролевая игра, техники арт-терапии (изотерапия и т. д.) и пр. Отбор материала для занятий происходил с учётом возрастных особенностей выборки, с учетом поставленных целей и задач.

С целью изучения уровня развития коммуникативных склонностей подростков была использована методика «Коммуникативные и организаторские склонности–2» В. В. Синявского и Б. А. Федоришина. Полученные данные представлены на диаграмме (рисунок 1).

Рис. 1. Распределение подростков в зависимости от выраженности показателей коммуникативных склонностей (в процентах)

Как видно из рисунка 1, высокий уровень развития коммуникативных склонностей наблюдается у 21 % опрошенных, что может говорить об успешности их общения в той социальной среде, где они взаимодействуют. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким. Проявляют инициативу в общении.

У 33 % подростков отмечается средний уровень развития коммуникативных склонностей, что свидетельствует о том, что они стремятся к контактам с людьми, не ограничиваю круг своих знакомств, отстаивают своё мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью.

К группе с развитием коммуникативных склонностей ниже среднего относятся 4 % испытуемых. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе. Также они предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и при выступлении перед аудиторией.

Для 42 % испытуемых характерен низкий уровень развития коммуникативных склонностей. То есть они испытывают достаточно серьёзные сложности как в общении со сверстниками, так и с людьми разных возрастов. Коммуникативные склонности требуют развития и совершенствования.

Таким образом, полученные данные показывают, что около 80 % испытуемых испытывают затруднения в общении, развитие их коммуникативных склонностей не позволяет им достаточно эффективно взаимодействовать с людьми. Можно предположить, что полученные данные так или иначе связаны с возрастными особенностями испытуемых. Подростковый возраст является сенситивным периодом для различного рода проблем в коммуникативной сфере. В этот период подросток испытывает острую потребность в общении, но не всегда у него есть необходимые ресурсы (навыки, знания, способности) для этого. Эти данные так же можно связать с условиями в которых находятся испытуемые: детский стационар.

С целью изучения коммуникативной компетентности подростков был проведен — «Тест коммуникативных умений», (Михельсон Л.), который позволил определить уровень коммуникативной компетентности, ведущий способ общения (рисунок 2).

Рис. 2. Распределение испытуемых в зависимости от ведущего способа общения (в процентах)

Компетентный способ общения был выявлен у 28 % испытуемых. Это говорит о том, что они способны адекватно реагировать на внешние стимулы при социальном взаимодействии, в общения действовать соответственно ситуации (рисунок 2).

У 40 % испытуемых был выявлен зависимый способ реагирования в общении, т. е. они склонны не отстаивать свою точку зрения, а скорее действовать в соответствии с мнением большинства, стремятся получить помощь и поддержку от других. Хотя они представляют себя и позиционируют другим как беспомощные и нежизнеспособные, в них есть сила и способность действовать самостоятельно.

У 32 % испытуемых отмечается агрессивный способ общения. Такие люди достаточно легко вступаю в конфликт и не всегда умеют выйти из него без «потерь».

Таким образом, около 75 % испытуемых используют не компетентные способы общения, и соответственно, испытывают трудности в коммуникации. Можно предположить, что это также может быть связанно с возрастными особенностями испытуемых и с теми условиями, в которых они вынуждены находиться (стационар).

На основе результатов исследования, в зависимости от уровня развития коммуникативных способностей, испытуемые были распределены в две группы: по 12 человек (экспериментальная и контрольная группы).

Принципы формирования групп:

1) принцип стратометрического отбора (в обе группы вошли испытуемые, имеющие низкий, средний и высокий показатели, выявленные с помощью методик);

2) принцип добровольности: в экспериментальную группу отбирались те испытуемые, которые хотели участвовать в тренинге.

Различия между эмпирической и контрольной группами по уровню развития коммуникативных способностей до проведения коррекционно-развивающей программы статистически не значимы (UЭмп = 66,5, при UКр(p≤0.01) = 31, UКр(p≤0.05) = 42). Экспериментальная группа не превосходит контрольную группу по развитию коммуникативных склонностей.

При сравнении показателей «Теста коммуникативных умений» (Михельсона Л.) экспериментальной и контрольной групп по U-критерию Манна-Уитни значимые различия не выявлены (таблица 1).

Таблица 1

Достоверность различий между показателями экспериментальной иконтрольной групп до проведения коррекционно-развивающей программы

Компетентный способ общения

Зависимый способ общения

Агрессивный способ общения

UЭмп

66

51

65,5

UКр (p≤0.05)

42

42

42

В дальнейшем экспериментальная группа приняла участие в реализации коррекционно-развивающей программы. После проведения коррекционно-развивающей программы с испытуемыми, находящимися на лечении в стационаре, которые входили в экспериментальную группу, результаты исследования несколько изменить (рисунок 3).

Рис. 3. Показатели уровня развития коммуникативных склонностей в контрольной и экспериментальной группах после проведения коррекционной работы (в процентах)

Показатели среднего уровня развития коммуникативных склонностей у обеих групп равны (33,3 %), однако значительно изменилось распределение испытуемых относящихся к низкому и высокому уровням. Высокий уровень в экспериментальной группе составил 41,7 % (вместо 16,6 %) испытуемых, в то время как в контрольной группе количество испытуемых с данным уровнем даже снизилось до 8,3 %. В экспериментальной группе также снизилось количество испытуемых с низким уровнем 25 % (вместо 41,7 %), в то время как в контрольной группе их число даже несколько увеличилось 50 % (рисунок 3).

Различия между эмпирической и контрольной группами по уровню развития коммуникативных способностей после проведения коррекционно-развивающей программы статистически значимы (UЭмп = 31, при UКр(p≤0.01) = 31, UКр(p≤0.05) = 42). Экспериментальная группа превосходит контрольную группу по развитию коммуникативных склонностей.

Данные полученные с помощью тестовой методики «Тест коммуникативных умений» (Михельсона Л.) изменились (рисунок 4).

Рис. 4. Распределение испытуемых в зависимости от ведущего способа общения (Тест коммуникативных умений, Михельсона Л.) после коррекционно-развивающей работы (в процентах)

В экспериментальной группе значительно увеличилось число испытуемых с компетентным способом общения — 58,3 % (рисунок 4). В то время как число испытуемых с зависимым и агрессивным способами общения заметно снизилось.

При сравнении показателей «Теста коммуникативных умений» (Михельсона Л.) экспериментальной и контрольной групп по U-критерию Манна-Уитни значимые различия были выявлены по шкале коммуникативный способ общения (таблица 2).

Таблица 2

Достоверность различий между показателями экспериментальной иконтрольной групп после проведения коррекционно-развивающей программы

Компетентный способ общения

Зависимый способ общения

Агрессивный способ общения

UЭмп

25,5

47,5

47,5

UКр (p≤0.05)

42

42

42

После проведения коррекционно-развивающей программы по данным методики КОС-2 (Синявский В. В. и Федоришин Б. А.) различия между экспериментальной и контрольной группами является достоверными. Экспериментальная группа превосходит контрольную группу по развитию коммуникативных склонностей. А по данным тестовой методики «Тест коммуникативных умений» (Михельсона Л.) различия между экспериментальной и контрольной группами не является достоверными по всем шкалам, кроме шкалы «компетентный способ общения» — экспериментальная группа превосходит контрольную группу по показателям компетентного способа общения.

С помощью Т-критерия Вилкоксона, были достоверно доказаны различия в экспериментальной группе до и после проведения коррекционно-развивающей работы таблица 3).

Таблица 3

Достоверность различий показателей, измеренных до ипосле проведения коррекционно-развивающей программы вэкспериментальной группе

Ком. склонности

Компетентный способ общения

Зависимый способ общения

Агрессивный способ общения

ТЭмп

0

0

33,5

21

ТКр (p≤0.01)

9

9

9

9

Наблюдается положительная динамика коммуникативных способностей в экспериментальной группе. После проведения коррекционно-развивающей программы у испытуемых повысился уровень коммуникативной компетентности — повысился уровень развития коммуникативных склонностей, а значит повысилась эффективность их общения. Это может быть связанно с тем, что подростки, входившие в экспериментальную группу, получили новые знания о процессе коммуникации, отработали некоторые коммуникативные умения и т. д. Однако с помощью данной коррекционно-развивающей программы не удалось добиться положительной динамики по некомпетентным способам общения (зависимый и агрессивный).

Таким образом, можно сделать вывод, что благодаря коррекционно-развивающей программе была достигнута положительная динамика. У испытуемых вырос уровень коммуникативной компетентности, повысился уровень развития коммуникативных склонностей. Гипотеза, поставленная перед началом исследования, подтвердилась — реализация программы развития коммуникативных способностей в условиях детского стационара способствует развитию уровня коммуникативных способностей подростков, находящихся на лечении.

Литература:

  1. Белобородов, А. М. Развитие коммуникативных способностей подростков в процессе тренингового воздействия // Научный диалог. — 2013. — № 9. — С. 6–20.
  2. Исаев, Д. Н. Детская медицинская психология. Психологическая педиатрия. — СПб.: Речь, 2004. — 384 с.
  3. Светлова, А. А. Возрастные особенности взаимодействия как фактор социализации подростка // Психологическая наука и образование. — 2014. — № 3. — С. 181–187.
Основные термины (генерируются автоматически): экспериментальная группа, контрольная группа, коррекционно-развивающая программа, уровень развития, способность, детский стационар, компетентный способ общения, склонность, испытуемый, общение.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос