Библиографическое описание:

Манаенкова А. В. Общественный контроль при проведении муниципальных выборов: теория и практика // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 541-544.



Выборы на всех уровнях имеют крайне важное значение, представляя собой узаконенную форму прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Через них граждане оказывают воздействие на формирование органов публичной власти, реализуют свое право на участие в управлении государственными делами.

В современных условиях роль и значение общественного контроля увеличиваются в связи с потребностями модернизации государственного управления, повышения качества реализации государственных функций и оказания государственных услуг.

О важности контроля за должностными лицами и правителями государства со стороны народа в своих работах упоминает еще Аристотель, считая его одним из условий политической стабильности и процветания государства. Эти выводы остаются актуальными и по сей день. Функционирование государства в современных условиях демократии требует общественного контроля, но контроль должен иметь свои установленные правовые рамки, не парализующие функционирование властных институтов [5].

Особенная роль в системе контроля принадлежит контролю в органах местного самоуправления. Муниципальные выборы обладают значительным своеобразием по сравнению с выборами в органы государственной власти, что обусловлено юридической природой и характером муниципальной власти, ее максимальной приближенностью к населению. Спецификой отличаются все важнейшие составляющие муниципального избирательного процесса, включая правовой статус субъектов муниципального избирательного процесса и порядок организации и проведения муниципальных выборов.

По действующему законодательству муниципальные выборы проходят в установленный единый день голосования, в который также проводятся федеральные и региональные выборы.

Так, в единый день голосования 18 сентября 2016 года на территории Краснодарского края слаженная работа органов государственной власти, местного самоуправления и системы избирательных комиссий позволила состояться региональным выборам — дополнительным выборам депутата Законодательного Собрания Краснодарского края пятого созыва по Олимпийскому одномандатному избирательному округу № 50, муниципальным выборам — выборам глав 42 поселений Краснодарского края. На должности глав поселений избраны: 41 представитель политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» и 1 кандидат-самовыдвиженец. Состоялись дополнительные выборы депутатов представительных органов 28 муниципальных образований Краснодарского края разного уровня. Замещению подлежало 50 депутатских мандатов. По итогам голосования депутатские мандаты распределились следующим образом: 41 мандат — представители политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», 5 мандатов — кандидаты-самовыдвиженцы, по 1 мандату — представители политических партий: «ПАРТИЯ ВЕЛИКОЕ ОТЕЧЕСТВО», «КПРФ», «ЛДПР» и «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ».

Помимо региональных и муниципальных выборов состоялись федеральные — выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва. В целом по Краснодарскому краю приняли участие 51,23 % избирателей от общего числа включенных в списки для голосования. Явка избирателей в голосовании по Российской Федерации составила 47,84 %.

По итогам голосования депутатские мандаты были распределены между региональными группами кандидатов, включающими территорию Краснодарского края, следующих партий: «ЕДИНАЯ РОССИЯ» — 6, «ЛДПР» — 2, «КПРФ» — 1. Депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по мажоритарным избирательным округам, образованным на территории Краснодарского края, избраны 7 представителей «ЕДИНОЙ РОССИИ» и 1 представитель «КПРФ».

В процессе подготовки и проведения выборов на территории Краснодарского края проводились обучающие семинары, заседания «круглых столов», посвященных различным аспектам организации выборов, а также заседания Общественного экспертного Совета при избирательной комиссии Краснодарского края.

Значительное внимание уделялось вопросам повышения эффективности взаимодействия системы избирательных комиссий, органов государственной власти и институтов гражданского общества.

За две недели до дня голосования дополнительно к «горячей линии» избирательной комиссии Краснодарского края, действующей с начала выборов, были открыты «горячая линия» связи с избирателями Общественной палаты Краснодарского края и «горячая линия» связи с избирателями Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае, информация о работе которых была размещена в средствах массовой информации. Это позволило наиболее полно, быстро и профессионально рассматривать поступающие обращения, доходить до каждого обратившегося избирателя. В общей сложности на «горячие линии» поступило более 500 обращений избирателей.

Особую важность для общественного контроля имеет реализация полномочий субъектов, непосредственно вовлеченных в организацию и проведение выборов, которые имеют возможность наблюдать за избирательными действиями участников избирательного процесса и компетентно информировать о них гражданское общество.

В целях реализации принципа открытости и гласности при проведении голосования политические партии, участвующие в выборах, и кандидаты воспользовались правом назначения в избирательные комиссии своих наблюдателей и членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса.

По информации участковых избирательных комиссий наблюдение за ходом голосования и подсчетом голосов избирателей на выборах осуществляли более 18 тыс. наблюдателей (18 446 чел.) от политических партий и кандидатов, и более 8 тыс. (8 274 чел.) членов комиссий с правом совещательного голоса, которые следили за ходом голосования и установлением итогов голосования.

Особое внимание уделялось вопросам взаимодействия со средствами массовой информации, которые выполняют очень важную роль — способствуют обеспечению реализации прав граждан на получение максимально полной информации об избирательных кампаниях и участниках избирательного процесса.

Для средств массовой информации избирательная комиссия Краснодарского края провела обучающие семинары, пресс-конференции с участием информагентств; вышли более 20 интервью в эфире краевых телекомпаний и на страницах периодических печатных изданий.

На избирательных участках находилось 267 журналистов, представляющих 54 средства массовой информации, получивших аккредитацию в избирательной комиссии Краснодарского края. Помимо этого, проводились опросы проголосовавших избирателей на выходе с избирательных участков представителями различных организаций.

Для повышения объективности оценок организации процесса голосования и подведения его итогов избирательной комиссией Краснодарского края было инициировано создание Объединенного штаба общественного наблюдения за выборами на территории Краснодарского края, который осуществлял общественный контроль.

В состав штаба вошли:

− Уполномоченный по правам человека в Краснодарском крае;

− Общественная палата Краснодарского края;

− Совет при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека;

− Ассоциация по защите избирательных прав граждан «Гражданский контроль»;

− Краснодарское региональное отделение Ассоциации юристов России;

− Краснодарская общественная организация «Центр прикладной социологии и политологии».

Кроме того, в осуществлении контроля принимали участие:

− 2 международных наблюдателя;

− представители рабочей мониторинговой группы Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека;

− представители Ассоциации по защите прав избирателей «Гражданский контроль».

Работа представителей Объединенного штаба общественного наблюдения за выборами позволила в день голосования снять ряд острых вопросов, возникающих на избирательных участках Краснодарского края.

Общественный контроль нацелен на признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина, иных охраняемых Конституцией Российской Федерации ценностей. Общественный контроль на выборах является одним из направлений контроля над властью со стороны общества, обеспечивающего баланс интересов в демократическом обществе.

Итак, цель общественного контроля на выборах выражается через двуединую задачу как со стороны государства, так и со стороны общества. Именно благодаря совместным усилиям органов государственной власти, местного самоуправления и системы избирательных комиссий можно провести свободные, прозрачные, легитимные выборы.

Контроль над властью при всей его важности является не панацеей, а частью единой политической модели с ее законодательной и судебной системами, партийными и представительными органами, общественными институтами и средствами коммуникации. Общественный контроль на выборах занимает свое место в сложной модели организации современного демократического общества. Отсутствие или его неэффективность подвергает сомнению установившийся в обществе порядок и подрывает авторитет не только власти, но и Конституции в целом [1, с. 29–30].

Литература:

  1. Общественный контроль на выборах. Учебное пособие / Под общей редакцией В. В. Полянского и И. Б. Борисова. — М.: Издательский Дом «Бахрах-М», 2015. — 183 с.
  2. Миронов Н. М., Рауткина Н. И., Фадеев В. И. Муниципальные выборы в Российской Федерации. — М.: Норма, 2006. — 365 с.
  3. Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право РФ. Учебник, 2-е изд., перераб. и доп. М: Юристъ, 2000–552 с.
  4. Материалы «круглого стола», проводимого избирательной комиссией Краснодарского края, на тему: «Об основных итогах общественного контроля на выборах, состоявшихся на территории Краснодарского края в единый день голосования 18 сентября 2016 года» (официально не опубликованные).
  5. Общественный контроль и легитимность власти // РЦОИТ при ЦИК России. URL: http://www.rcoit.ru/actual/detail.php?ID=16327 (дата обращения: 12.10.2016).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle