Библиографическое описание:

Дустова C. Вдохновившись великим творчеством // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 806-808.



Традиции тазкирного творчества в узбекской литературе имеют давнюю историю. В произведении Алишера Навои «Мажолис ул нафоис» (1491) являющимся одним из ярких примеров данного жанра даются очень ценные сведения о степени таланта, мировоззрении и характере более 450 литераторов, живших в 15 веке в Хорасане. Благодаря этой особенности тазкира Навои служила высоким стандартом, то есть литературно-эстетическим эталоном в тазкирном творчестве. В частности, после произведения «Мажолис ул нафоис» Алишера Навои увидело свет множество тазкир посвященных жизни и творчеству поэтов, учёных, людей литературы и искусства. Авторами таких тазкир являлись, к примеру, Хасанхожа Нисоний, Мутрибий, Малихо Самаркандий, Содикий Китобдор, Фахрий Хиротий, Сом Мирзо Сафавий, Мир Алишер Конеъ Таттавий, Возех, Атауллох Хусайний, Фазлий Намангоний и ещё не один десяток представителей пера.

Вдохновленный творчеством и продолжая традиции Навои, Хасанмурод Лаффаси в своём произведении «Тазкираи шуаро» приводит сведения об около шестидесяти поэтов из литературной среды Хивы. «Тазкира Лаффаси дополняет многие сведения приведенные в произведении Баёни «Шажараи Хоразмшох» и эти два произведения дают собой цельное представление о литературной среде Хорезма в 19 веке, о видных поэтов и писателей того времени» [1, 46].

Тазкира, вместе с важными сведениями о жизни и творчестве поэтов, приводит и примеры из произведений Муниса, Огахи, Хисрави, Рожи, Равнаки, Гози, Зийраки, Холиса, Феруза, Муроди, Содики, Хакири, Баёни, Султони, Фарруха, Шиноси, Гуломи, Аваза Утара, Табиби, Комли, Девони, Ходими, Комёба, Умиди, Хаёли, Чокара, Мутриби, Ожизи, Хабиби, Факири и других.

В тазкире Лаффаси прежде всего даются сведения о том, кем был и откуда родом тот или иной поэт, чьими учениками они являлись, каким характером и степенью таланта обладали каждый из них:

Мунис — “Шермуҳаммадмиробким, Хива, Қиётқишлоқлимиробнингёлғизўғли…”[3, 5].

Огаҳий — “…Огаҳийким, МуҳаммадРизомироб, булдағиҚиётқишлоқлиЭрниёзбекмиробўғли…” [3, 9].

Зийракий — “Зийракийким, ул Хоразм қитъасинда Гурлан қалъасидан бир ғариб деҳқоннинг ёлғиз ўғли…” [3, 17].

Надимий — “Надимийким, Болта девон Шихло қишлоқида Қурбон харротнинг ўғли…” [3, 78].

Зийракий — “Зийракийким, …шўх табиат, ҳамиша кулиб турган бир калта бўйлуғ чечак юзлик …” [3, 17].

Муродий — “Муродий қизил юзлиғ, жайрон чўққи соқол, узун бўйлиғ, салобатлиғ бўлиб…” [3, 27].

Комёб — “Саид Ҳомид Тўра узун бўйлиғ, қора соқоллиғ, бир содда, ҳар бир сўзларга ишонувчи бўлиб…” [3, 29].

Табибий — “Аҳмаджон Табибий калта бўйлиғ, кўса, қўтир, чечак таблиғ бўлиб, жигар хасталиғи бўлиб…” [3, 62].

Узнаём, в частности, о том, что многие из них были не только поэтом, но и хорошими композитором, певцом или музыкантом:

Комил Хоразмий — “… ўзи эса тамошаий маъшуқона қилиб, танбур, ғижжак, мақом сози билан маҳбубона шеърлар айтиб, ошиқ бечораларни ўзига вобаста шайдоий дил фириб қилганидан бошқа ўзига Комил тахаллус қилиб, шуурлик шеър абётлар ёзмоққа бошлаб, анча шеърлар машқ қиладур…” [3, 20].

Баёний — “…Баёний танбур, ғижжакка ҳам маърифатлиғ бўлганидек, шахматга ҳам жуда тез фаҳмлиғ уста бўладур…” [3, 41].

Мирзо — “…Мирзо отаси Паҳлавон Мирзодин мусиқийни машқ этиб, анчакли маълумотли бўлиб, танбур, ғижжак, рубоблар машқига маҳоратлиғ бўлиб, доимий танбур машқи билан бир неча шогирдлар чиқарадур…” [3, 47].

Чокар — “…Чокар танбур машқига андоқ маҳоратлиғ бўлдиким, танбур машқи билан ҳаводаги қушларни бедом сайд этиб, ваҳший даррандаларни ўзига ром қилур эди…” [3, 81].

Читая тазкиру, «узнаём также, что все люди пера, жившие в период правления Феруза, независимо от того является ли они придворным поэтом или просто бедняком, были людьми, всецело посвятившими себя творчеству, авторами деванов» [2, 30]:

Хисравий — “…Хисравий таҳаллус қилиб анча шеърлар ёзади. Анинг шеърлари аксари форсий лисонида бўлиб, туркий тилида ҳам шеърлар ёзиб Хисравий деб бир девон асар тасниф қиладур…” [3, 12].

Комёб — “…Комёб таҳаллуси билан девон ҳам ёзиб ўзидан асар қолдирадур… Комёбнинг шеърлари ажаб бир дилкам бўлиб, ҳар бир ғазали бир маъшуқона, ишқ муҳаббатдин бўлса-да, асли мақсуд ҳақиқатда бир дарёйи илм муҳитиким, илм ғаввослари ондин дурру жавоҳирлар териб олмоқлиғ учун ўз ожизлиғларин иқрор бўлур эдилар…” [3, 29].

Султоний — “… Султоний олардин дигари Ферузга дағи пайрав анча ғазаллар ёзиб турганидин Султоний исминда бир девон ҳам ёзади. Султонийнинг кўпчилик ғазаллари ошиқона ва фалсафалардан иборатдур…” [3, 32].

Надимий — “...Ферузга мақбули таб бўлиб, Надимий исминда бир девон асар тасниф қиладур…” [3, 79].

Ҳақирий — “… Муҳаммад Шариф дағи ҳушнуд бўлган ҳолида Ферузга пайрав қўшимча шеър абётлар ёзиб, Ҳақирий таҳаллус билан анчалиғ абётлар ёзиб Ҳақирий деб бир девон ҳам тасниф қиладур…” [3, 97].

Кроме вышесказанного, Лаффаси в своей тазкире приводит названия произведений поэтов, даёт сведения о том, какие поэты занимались переводами, в каких городах они были и где умерли. Наряду с этим идёт речь и о социально-экономической обстановке и важных событиях того времени, после чего приводить примеры из написанных газелей.

Как видно из вышесказанного, произведение Лаффаси «Тазкираи шуаро» создаёт возможность взглянуть к узбекской литературе 19–20 веков через материалы тазкиры, ознакомиться с жизнью и творчеством некоторых доселе неизвестных поэтов и лучше изучить некоторые особенности литературы того времени. Вдохновленный художественным миром Навои и пронизавший своё творчество идеями этого великого мастера слова, Хасанмурод Лаффаси внёс достойный вклад в развитие узбекской литературы как мастер тазкиры.

Литература:

  1. Жумахўжа И., И. Адизова. Сўздин бақолироқ ёдгор йўқдур. Тошкент.: Ўзбекистон, 1995. 46-бет.
  2. Исмоилова Г. Чақмоқли орзулар ижодкорлари. Тошкент.: Истиқлол нури, 2014. 30-бет.
  3. Лаффасий. Тазкираи шуаро. (Нашрга тайёрловчи П. Бобожонов). Урганч.: Хоразм, 1992. 5–9-12–17–20–27–29–32- 41–45–47–62–76–78–79–81–97-бетлар.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle