Библиографическое описание:

Дикий Е. А., Андреев С. Ю. Совершенствование управления обращением твердых бытовых отходов в Краснодарском крае // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 291-294.



Вопросы обращения с бытовыми отходами всегда имели большое значение для общества ввиду того, что данные отношения среди экономических субъектов сочетают в себе социальные, экологические и экономические вопросы. В виду особой важности регулирования среды обитания для местного сообщества, данные отношения регулируются государственными и, прежде всего, муниципальными органами власти [1].

Для Краснодарского края проблема обращения с отходами производства и потребления считается первостепенной (согласно классификации экологических проблем края по уровню опасности для здоровья населения и сохранности экосистем). В настоящее время Реестр объектов размещения отходов производства и потребления Краснодарского края включает информацию о 841 объекте размещения отходов производства и потребления, а именно:

– 320 свалок твердых коммунальных отходов;

– 499 навозохранилищ и 29 пометохранилищ;

– 13 объектов размещения промышленных отходов.

Свалки твердых бытовых отходов Краснодарского края можно подразделить на действующие и закрытые. В частности отметим, что из учтенных 320 свалок твердых коммунальных отходов 214 — действующих, а 106 — свалок закрыто.

Общая площадь учтенных ОРО составляет 966,59 га (0,012 % от общей площади края). Количество свалок ТБО в районах изменяется от 1 до 16. Наибольшие площади, занятые свалками ТБО, расположены на территориях Тимашевского (64,8 га), Ейского (58,0 га), Новопокровского (46,7 га), Кавказского (43,8 га), Тихорецкого (35,68 га), Павловского (34,2 га), Кущевского (33,75 га), и Выселковского районов (32,93 га). Наименьшие площади, занятые свалками ТБО расположены на территории Гулькевичского района (4,33 га), города Армавир (6,2 га), города Горячий Ключ (6,9 га) и Тбилисского района (8,37 га) [4].

Инфраструктура в области обращения с отходами производства и потребления на территории края практически не развита и не имеет в своем составе производств с современными технологиями переработки отходов. Оценка влияния деятельности в сфере обращения с отходами на окружающую среду муниципальных образований Краснодарского края показала, что: «очень высокая» экологическая нагрузка отмечается на территории города Краснодар, «высокая» экологическая нагрузка отмечается на территории пяти муниципальных образований: город-курорт Анапа, город-курорт Сочи, город Новороссийск, Белореченский и Усть-Лабинский районы.

Распределение свалок твердых коммунальных отходов по муниципальным образованиям представлено в таблице 1 [4].

Таблица 1

Распределение свалок ТБО по муниципальным образованиям Краснодарского края, 2015 г.

Муниципальное образование

Количество объектов размещения ТБО, ед

Площадь, га

Накоп-

лено,

тыс т

Образо-

валось в 2015 г,

млн м3

Всего

Действует

1

2

3

4

5

6

Абинский район

6,0

5,0

15,19

2722,14

0,066

г. Анапа

1,0

1,0

25,6

4589,09

0,473

Апшеронский район

2,0

2,0

4,3

230,077

0,1275

г. Армавир

1,0

1,0

6,2

1142,9

0,5223

Белоглинский район

12,0

12,0

14,88

94,693

0,0287

Белореченский район

2,0

2,0

14,5

927,3

0,2107

Брюховецкий район

7,0

7,0

16,6

614,6

0,0248

Выселковский район

11,0

11,0

21,5

390,362

0,0836

г. Горячий Ключ

1,0

1,0

5,4

314,352

0,153

Гулькевичский район

1,0

1,0

4,3

268,1

0,1439

Динской район

4,0

4,0

14,5

195,647

0,185

Ейский район

12,0

12,0

58,1

896,852

0,243

Кавказский район

8,0

7,0

35,72

1415,6

0,171

Калининский район

12,0

12,0

19,9

176,578

0,0404

Каневской район

1,0

1,0

8,96

303,45

0,19

Кореновский район

10,0

10,0

41,13

361,026

0,019

Красноармейскийрайон

1,0

1,0

9,17

236,463

0,159

г. Краснодар

1,0

1,0

8,79

24000,0

4,30

Крыловский район

6,0

6,0

12,6

2083,1

0,0662

Крымский район

6,0

2,0

7,43

1241,075

0,2844

Курганинский район

6,0

6,0

16,78

113,115

0,053

Кущевский район

4,0

4,0

13,76

161,333

0,1029

Лабинский район

1,0

1,0

21,3

1279,275

0,1029

Ленинградский район

8,0

8,0

22,24

835,0

0,045

Мостовской район

6,0

6,0

11,0

69,031

0,0282

Новокубанский район

6,0

6,0

16,2

988,422

0,1173

Новопокровский район

9,0

9,0

46,0

323,85

0,0466

г. Новороссийск

2,0

2,0

25,0

7723,605

1,10

Отрадненский район

2,0

2,0

10,0

88,883

0,0173

Приморско-Ахтарский

район

16,0

5,0

31,7

1548,115

0,0799

Северский район

7,0

7,0

21,3

726,360

0,138

Славянский район

8,0

8,0

24,2

818,138

0,3487

Староминской район

1,0

1,0

20,0

212,75

0,051

Тбилисский район

7,0

7,0

10,4

109,198

0,057

Темрюкский район

12,0

12,0

27,3

468,885

0,1893

Тимашевский район

1,0

1,0

3,0

492,273

0,137

Тихорецкий район

13,0

13,0

33,68

489,657

0,101

Туапсинский район

2,0

2,0

8,54

6785,93

0,415

Успенский район

7,0

7,0

8,79

194,975

0,0368

Усть-Лабинский район

4,0

4,0

7,82

193,424

0,1328

Щербинский район

6,0

6,0

12,9

880,5

0,073

Итого

233,0

216,0

736,68

66706,12

10,864

Отличительной особенностью обращения с бытовыми отходами можно считать проблему постоянного накопления бытовых отходов, что также говорит о накоплении экологических проблем в нашем обществе, а сам вывоз мусора на свалки не решает проблем экологической угрозы, исходящей от ТБО для окружающей среды и среды обитания самих людей.

В целях улучшения санитарного состояния поселений, улучшения экологической ситуации, снижения загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления при непосредственном участии Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю была разработана краевая целевая программа «Обращение с твердыми бытовыми отходами на территории Краснодарского края на 2009–2013 гг». Законодательным Собранием Краснодарского края принят Закон Краснодарского края № 1649-КЗ от 29 декабря 2008 г. «Об утверждении краевой целевой программы «Обращение с твердыми бытовыми отходами на территории Краснодарского края на 2009–2013 гг» [3]. Однако, не смотря на принятый закон и краевую целевую программу, многие намеченные цели не были реализованы.

На наш взгляд, при разработке мероприятий по повышению качества организации и управления обращением твердых бытовых отходов объектами управления должны быть все источники образования бытовых отходов. В этой связи управляющее воздействие целесообразно осуществлять по следующим направлениям:

– создавать условия для снижения количества бытовых отходов;

– увеличивать количество используемого вторичного сырья;

– совершенствовать условия для повышения экологической безопасности хранения и захоронения бытовых отходов.

Считаем, что первые два направления могут рассматриваться также как критерии для оценки эффективности организации селективного сбора и дальнейшего использования вторичного сырья. На наш взгляд, совершенствование структуры по управлению твердыми бытовыми отходами должно предусматривать:

– совершенствование экономического механизма управления отходами;

– разработку основ и критериев эколого-экономической оценки отдельных муниципальных образований;

– совершенствование нормативно-правовых актов в сфере регулирования образования, использования и размещения бытовыми отходами;

– создание эффективной системы мониторинга за движением бытовых отходами;

– разработку мероприятий по эффективному и экологически безопасному использованию бытовых отходов;

– разработку предложений по совершенствованию переработки отдельных фракций твердых бытовых отходов.

Изменения в системе современного управления бытовыми отходами требуют четкого согласования и гармонизации технических, организационных и экономических мероприятий. Что особенно актуально в виду того, что изменение технологий переработки вторичного сырья неизменно приводит к изменению структуры управления, тарифной политики. Нам представляется, что существующая система управления бытовыми отходами в Краснодарском крае имеет ряд недостатков:

– многозвенность управления при обилии подрядных организаций, занятых вывозом и захоронением бытовых отходов, делает систему мало управляемой на региональном уровне, что также приводит к образованию несанкционированных свалок;

– отсутствием налаженной системы оперативного контроля за вывозом твердых бытовых отходов, децентрализация управления и финансирования, в ряде случаев приводит к увеличению стоимости услуг;

– возможность бесконтрольного открытия в регионе несанкционированных свалок, что в результате приводит к отвлечению бюджетных средств на их ликвидацию.

На наш взгляд, совершенствование системы управления обращением бытовыми отходами на региональном уровне во многом должно начинаться с лицензирования всех организаций занятых вывозом и утилизацией бытовых отходов, а также регламентации видов их деятельности, качества работ и услуг, что должно способствовать проявлению таких положительных изменений, как:

– уменьшение бюджетных расходов за счет упорядочения потоков вывоза твердых бытовых отходов на объекты инфраструктуры переработки ТБО (полигоны для захоронения мусора, мусороперерабатывающие предприятия);

– целевое финансирование захоронения и переработки отходов, что позволит более рационально и эффективно отслеживать использование бюджетных средств;

– появление возможности для создания централизованной системы регионального управления обращением бытовыми отходами;

– возможность формирования информационной системы об организациях ведущих селективный сбор и (или) переработку вторичного сырья, что может позволить накапливать и перенимать накопленный положительный опыт.

На наш взгляд, в современных условиях в Краснодарском крае также должна быть налажена и функционировать система социального надзора и санкций, которая действовала бы как обратная связь, позволяя наказывать за халатность экономических субъектов работающих с твердыми бытовыми отходами. Считаем, что местное население должно обладать информацией о том, кто отвечает за сбор и вывоз мусора на локальном уровне, на какого жаловаться в случае халатного отношения к своим обязанностям, а также кому пожаловаться, чтобы оперативно решать возникшие трудности. Нам представляется, что именно создание условий позволяющих активно и действенно взаимодействовать органам власти, населению и организациям [2], занятых в сфере сбора и переработки ТБО, являются одним из важных базовых условий, позволяющих повысить качество и эффективность управления обращением с бытовыми отходами в регионе.

Литература:

  1. Мубаракшина Ф. Д. Современные проблемы и технологии переработки мусора в России и за рубежом / Ф. Д. Мубаракшина // Известия КГЛСУ. — 2011. — № 4. — С. 91–99
  2. Роль органов власти и КГАУ в проведении эффективных антикризисных мероприятий на территории Краснодарского края / Андреев С. Ю., Тауш Л. Э. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2010. — № 55. — С. 207–213.
  3. К вопросу о повышении эффективности государственного управления национальной экономикой / Андреев С. Ю. // материалы Международной научно-практической конференции «Инновационное развитие современной науки», 2015. — С. 87–90
  4. Состояние окружающей среды в Краснодарском крае: Стат. сб. / Краснодарстат — Краснодар, 2015. — 62 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle