Библиографическое описание:

Хасанов А. А., Маматкаримов К. З. Межпредметные связи как дидактическое условие повышения эффективности учебного процесса // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 738-741.



Хасанов Абдушохид Абдурашидович, преподаватель;

Маматкаримов Камол Зиядуллаевич, преподаватель

Ташкентский государственный педагогический университет имени Низами

Ключевые слова: дидактика, знаний, знания, классификаций, межпредметные, метод, наука, обучения, оптимальной, организационные, направлено, педагогической, подходы, понятий, принцип, проблеме, профессиональное образование, реализация, связь, систематичность, современной, содержательные, средне специальное, средство, учебного процесса, учебных предметах, форме, функций, эффективность

Keywords: approaches, between subject, categorization, didactics, education, efficiency facility, fair special, form, function, knowledge, method, modern, notion, optimum, organizing is directed, pedagogical, principle, problem, profound, realization, relationship, scholastic process, scholastic subject, science, system, vocational training

Взаимосвязь наук находит адекватное отражение в учебных предметах, представляющих по существу основы соответствующих наук — в этом проявляется один из аспектов дидактической проблемы межпредметных связей. Все отрасли современной науки тесно связаны между собой, поэтому и учебные предметы не могут быть изолированы друг от друга. Межпредметные связи являются дидактическим условием и средством глубокого и всестороннего усвоения основ наук в процессе обучения, способствуют более глубокому усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебно-воспитательного процесса и оптимальной его организации, формированию научного мировоззрения. Кроме того, они способствуют повышению научного уровня знаний учащихся, развитию логического мышления и их творческих способностей. Реализация межпредметных связей устраняет дублирование в изучении материала, экономит время и создает благоприятные условия для формирования умений и навыков учащихся.

Проблеме исследования межпредметных связей посвящено большое количество работ ученых-педагогов: Зверева И. Д., Максимовой В. Н., Аликулова С., Мусурмонова О., Мамараджапова Ш., Абдуллаевой Б., Баратова М. и др.

В связи с разноплановостью в подходах к исследованию проблемы межпредметных связей, со стремлением решить разные педагогические задачи, связанные с реализацией межпредметных связей, существуют не только различные определения термина межпредметных связей, но и различные типы классификаций видов межпредметных связей.

Многие авторы отмечают, что реализация межпредметных связей способствует осуществлению всех функций обучения: образовательной, развивающей и воспитывающей. Одна из эффективных форм реализации межпредметных связей на занятиях заключается в решении прикладных задач, и отмечается, что межпредметные связи — это связи реальной действительности, они отражают объективность мира и, следовательно, должны определять содержание, методы и формы обучения. Ими были выявлены основные дидактические функции межпредметных связей, способы их осуществления на учебных занятиях, определены основные педагогические задачи для межпредметных связей.

В педагогической литературе имеется более 30 определений категории «межпредметные связи», существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации.

В нашем исследовании мы опирались на определение, данное Зверевым И. Д. и Максимовой В. Н. [1, с. 160]: «Межпредметные связи являются важнейшим фактором развития современного процесса обучения и познавательной деятельности обучаемых. Поднимая на более высокий уровень весь процесс обучения, межпредметные связи оказывают многостороннее влияние, обеспечивая единство образовательных развивающих функций учебного процесса.

Межпредметные связи — есть процесс и результат создания непрерывно связанного единого целого. В обучении они осуществляются путем слияния в одном синтезированном курсе (теме, разделе, программе) элементов разных учебных предметов, слияние научных понятий и методов разных дисциплин в общенаучные понятия и методы познания, комплексирования и суммирования основ наук в раскрытии межпредметных учебных проблем. Межпредметные связи представляют собой отражение в содержании учебных дисциплин тех диалектических взаимосвязей, которые объективно действуют в природе и познаются современными науками.

Под межпредметными связями мы понимаем единство целей, функций, содержательных элементов, учебных дисциплин, которое, будучи реализовано в учебно-воспитательном процессе, способствует обобщению, систематизации и прочности знаний, формированию обобщенных умений и навыков, в конечном итоге — формированию целостного научного мировоззрения и качеств всесторонне и гармонично развитой личности.

Как известно, система предполагает целостность, единство элементов, находящихся в отношениях взаимной субординации, иерархии — целостность, служащую достижению определенных целей. Как систему можно рассматривать средне специальное профессиональное образование. Логические связи отдельных систем знаний внутри учебных предметов находят выражение в содержании обучения. [2, с.148]

Содержание любого учебного предмета можно рассматривать как дидактическую систему, связующую функцию в которой выполняют ведущие идеи. Ведущие идеи выполняют функцию системообразующих связей в содержании предметов, вокруг которых и происходит объединение его структурных элементов в единую систему. Ведущие идеи в процессе обучения могут выполнять интегрирующую функцию. Учебный материал, изучаемый на межпредметной основе, таким образом, способствует обобщенному характеру познавательной деятельности учащихся. Межпредметные связи можно рассматривать как необходимый элемент системы предметного обучения, ибо предметы и их отношения не могут быть противопоставлены друг другу. Систематичность обучения — педагогический принцип, осуществление которого позволяет, сообразуясь с возрастными возможностями учащихся, достигать системности их знаний. Реализация этого принципа — необходимое условие успешности обучения. Объединяя учебные предметы в систему, межпредметные связи выполняют только им присущую функцию — обобщение знаний и на этой основе формирование целостного мировоззрения и целостной личности.

В своей дидактической теории межпредметных связей Максимова В. Н. [3, с.192] выделяет три основные группы:

1) содержательно-информационные — по видам знаний (научные (фактические, понятийные, теоретические), философские, идеологические);

2) операционно-деятельные —по видам умений (познавательные, практические, ценностно-ориентационные);

3) организационно-методические — по способам реализации межпредметных связей в учебном процессе (по способу усвоения: репродуктивные, поисковые, творческие; по широте осуществления: внутрицикловые, межцикловые; по хронологии реализации: преемственные, сопутствующие, перспективные; по способу установления: односторонние, двусторонние, многосторонние, прямые и обратные; по постоянству реализации: эпизодические, периодические, систематические; по форме реализации: поурочные, тематические, сквозные, комплексные).

Исходя из этого, можно отметить, что предметные связи осуществляются на разных уровнях:

‒ на уровне предметов, принадлежащих к разным циклам (общепредметные или межцикловые связи);

‒ на уровне предметов одного цикла, принадлежащих к одной группе или разным группам предметов (внутрицикловые связи);

‒ на внутрипредметном уровне.

Все эти связи подвижны, переходят одна в другую, диалектичны.

Межпредметные связи осуществляются и на уровне форм обучения («межпредметные» семинары, практикумы, экскурсии, факультативы и отдельные факультативные занятия, поисковая краеведческая работа, вечера, выставки и т. д.), и на высшем уровне (интегративные, связи между предметами в целом, между их группами, циклами, связи), совершенствование средне-специального профессионального образования в дальнейшем должно учитывать как «автономность» предметов, так и их взаимозависимость и единство на всех уровнях. Вопрос о путях осуществления межпредметных связей — это один из аспектов общей проблемы совершенствования методов обучения, которому в нашем исследовании мы отдаем ведущую роль. Межпредметные связи — явление многогранное, разнохарактерное, разнофункциональное.

Межпредметные связи характеризуются, прежде всего, своей структурой. А поскольку внутренняя структура предмета является формой, то мы можем выделить следующие формы связей, по составу: содержательные, операционные, методические, организационные; по направлению: односторонние, двухсторонние, многосторонние; по способу взаимодействия связеобразующих элементов: хронологические, хронометрические.

Межпредметные связи по составу показывают — что используется, трансформируется из других учебных дисциплин при изучении конкретной темы. Исходя из того, что состав межпредметных связей определяется содержанием учебного материала, формируемыми навыками, умениями и мыслительными операциями, то в первой их форме мы можем выделить следующие типы межпредметных связей:

1) содержательные — по содержанию изучаемого материала, по использованию знаний межпредметного характера, по единству трактовки понятий, явлений, процессов, изучаемых в различных предметах;

2) операционные — по формируемым навыкам, умениям и мыслительным операциям межпредметного характера;

3) методические — согласование методов и методических приемов учебной работы по различным предметам, применение одинаковых методов исследования при изучении материала различных предметов (графический, аналитический);

4) организационные — согласование форм организации и структуры занятий по предметам, между которыми устанавливаются связи.

Типы межпредметных связей по направлению действия показывают, является ли источником межпредметной информации для конкретно рассматриваемой учебной темы, изучаемой на широкой межпредметной основе, один (односторонние), два (двусторонние) или несколько (многосторонние) учебных предметов.

Межпредметные связи по временному фактору могут имеет типы связей:

1) хронологические — это связи по последовательности их осуществления;

2) хронометрические — это связи по продолжительности взаимодействия связеобразующих элементов.

Временной фактор показывает:

1) какие знания, привлекаемые из других дисциплин, уже получены учащимися, а какой материал еще только предстоит изучать в будущем (хронологические связи);

2) какая тема в процессе осуществления межпредметных связей является ведущей по срокам изучения, а какая ведомой (хронологические синхронные связи).

3) как долго происходит взаимодействие тем в процессе осуществления межпредметных связей.

Вышеприведенные формы межпредметных связей позволяют аналогичным образом рассмотреть внутрикурсовые связи (связи, например, между высшей математикой и физикой), а также внутрипредметные связи между темами определенного учебного предмета. Во внутрикурсовых и внутрипредметных связях из хронологических видов преобладают преемственные и перспективные виды связей. [4, c.135]

В результате изучения работ потребления межпредметных связей нами были рассмотрены все типы межпредметных связей на материале курсов «Компьютеризация места работы» в средне-специальных заведениях — экономических профессиональных колледжах.

Разработка теоретических основ межпредметных связей в учебной теме, с точки зрения раскрытия ее ведущих положений, даёт возможность применить механизм выявления и планирования межпредметных связей к конкретным темам изучаемого учебного предмета.

Таким образом, можно отметить, что средства реализации межпредметных связей в процессе обучения могут быть разнообразны: вопросы, частные задания, проблемные ситуации, познавательные задачи, задачи исследовательского и экспериментального типа, и они являются доминирующими факторами повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Литература:

  1. Зверев И. Д., Максимова В. Н., Межпредметные связи в современной школе. -М: Педагогика, — 1981, 160 с.
  2. Аликулов С. Методические основы развития общетехнических знаний и умений учащихся посредством межпредметных связей: Диссертация на соискателя ученой степени к. п.н. Ташкент Пед. Унив. имена Низами, 2008. — 148 с.
  3. Максимова В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения. — М.: Просвещение, 1988. — 192 с.
  4. Мусурмонов О. Дидактические основы межпредметных связей математики и трудового обучения в общеобразовательной школе: Диссертация на соискателя ученой степени к. п.н. –Ташкент, УзНИЙИ, 1988. -135 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle