Библиографическое описание:

Гольцова Т. Ю. Педагогика народных промыслов в дизайне одежды // Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 342-345.



Культура России в сегодняшнее время представляет собой сложное представление о духовных и эстетических ценностей, которая включает в себя многообразие видов искусств.

Дизайн — это проектная система или явление, носящая передачу информации, а также эстетическую и функциональную особенность. Дизайн — это некий проект, некий замысел, который воплощается в реальность.

Дизайн является проектной деятельностью и связан с культурной деятельностью нового времени — проектной культурой, объединившей научно-техническую и гуманитарные науки на высоком уровне, когда на сегодняшний день современное мышление стала проектность, связанная с творческою деятельностью человека, его взаимоотношение с окружающей средой.

Дизайн — это искусство гармонии несовместимого. Дизайн — означал замысел, чертеж или узор, а также процесс проектирования и конструирования.

Одежда и ее элементы являются так же частью дизайна, как мебель посуда, автомобиль. Костюм является важнейшей частью предметной среды, которая тесно связана с человеком и его зеркальное изменение в жизни.

Творческими источниками в дизайне одежды, создаваемая в рамках развития моды может послужить приобщение народных ремесел (орнамент, кружевоплетение, росписи по ткани). В дизайне, для украшение одежды можно использовать народное творчество.

В России на сегодняшний день идет возрождение и переда из поколение в поколение народных художественных промыслов. Народные промыслы — это художественное изобретение мастера на основе фантазии и смекалки, создаются неповторимые, авторские произведения искусства. Следовательно, художественные изделия — это творческая работа ремесленника. Мастерство развивалось благодаря усилию, трудолюбии, усваивание опыта других мастеров. Высокий общественный интерес к народному творчеству связана с идеями национального возрождения.

Традиции вышивального искусства в России постоянно развивалось. И уже в XIV веке умелыми рукодельницами создаются первые орнаменты выполненные гладью. Слово «Орнамент» в переводе с лат. означает украшение, узор, основанный на ритмическом чередовании рисунка

Уже в глубокой древности люди стремились украшать свои жилища, головные уборы и одежду. В культуре многих народов на первых этапах исторического развития можно встретить примитивные виды орнаментов.

В более поздние времена орнамент стал широко применяться в различных видах искусства. Его использовали при изготовлении мебели и утвари, для украшения фасадов и интерьеров зданий, для отделки тканей и непосредственно одежды.

При создании орнамента в любом произведении искусства дизайнер не может обойтись без опыта и знаний предыдущих поколений. Каждый новый стиль орнамента рождается на основе мотивов прошлого, куда органично вплетаются веяния современного искусства.

Орнамент с момента своего возникновения был и остается одним из важнейших элементов художественного оформления многих произведений декоративно-прикладного искусства. Среди таковых можно назвать изделия из дерева, глины металла, а также многочисленные текстильные изделия.

В современном мире элементы орнамента являются для людей просто красивым узором. Они не видят в кругах и ромбах никакого смысла. Значение каждой отдельной фигуры уже утрачено, и теперь немногие могут расшифровать или прочитать орнамент [1].

Вышивание можно по праву назвать одним из самых древних видов народного ремесла. Украшенные вышивкой изделия славились еще в эпоху существования таких древних государств, как Римская империя, Греция и Византия. Стоит заметить, что именно византийская вышивка послужила основой для развития этого искусства во многих европейских странах.

В русской культуре вышивка занимает особое место. Издавна данный вид творчества был одним из самых популярных. Женщины, хранительницы домашнего очага, всегда стремились к тому, чтобы сделать свой дом уютным, а наряды — красивыми и неповторимыми. В этом им помогала вышивка.

Очень ярко, процесс новаторства характеризуется в кружевоплетении на коклюшках. Кружевоплетение одно из красивейших видов творчества. Кружево — это историческое, главное явление народного творчества. Кружево создает неповторимое ощущение воздушности и ажурности. В кружевоплетении присутствует небольшие наборы элементов (полотнянка, сетка, плетешки и решетки), благодаря этим элемента в изделии создается впечатление необычной сказочной красоты, изяществом и бесконечностью узоров. Кружевницы создавая изделия, вкладывает не только умении работать руками, но и всю теплоту и красоту русской души. Первоначально кружево было только мерным — представляли собой тонкие полоски ажурного узора.

Для изготовления кружева необходимы определенные инструменты: деревянные палочки — коклюшки, на которые наматываются определенный цвет и состав ниток, заранее намеченный рисунок — сколок, который крепится на специальную подушку — валик и подставка под нее.

По способу плетения различают следующие виды коклюшечного кружева: сцепное, парное, численное кружево. Процесс создание кружевоплетение на коклюшках за последние года не изменился.

– Сцепное. Используются в кружеве для соединения линий орнамента и его сцепляют. Из сцепного кружева плетутся мелкие и крупные штучные вещи, которые могут различается по мотивом орнамента. Для сцепления между собой применяется крючок.

– Парное (многопарное, может быть мерным). Мерное кружево состоит из повторяющихся мотивов (решетка, полотнянка, сетка, паучки, наосновки). Орнамент мерного кружева носит геометрический характер: ромбы, треугольники, сложные геометрические формы. Количество пар зависит от ширины кружева и может доходить до нескольких десятков. Процесс плетения в многопарной технике самый трудоемкий (в работе используется несколько сотен пар).

– Численное кружево. Это несложное, красивое кружево, выплетаемое небольшим количеством пар. Численное кружево обычно создавалось без рисунка (сколка), путем перекладывания нитей по памяти. Узоры передавались «из рук в руки». С 60-х годов 20-го века в технике численного кружева стали применяться сколки с целью сохранения узоров и передачи мастерства большому количеству учениц.

В наши дни искусство кружевоплетение не перестает развиваться. С каждым годом оно обогащает новыми композиционными приемами, мотивами и современными материалами.

В современном кружеве присутствует тесная взаимосвязь стилей, узоров, сочетание в одном изделии ниток и бисера. Это не только вид рукоделия, но и способ выражения индивидуальности, возможность раскрыть задуманный образ с помощью фактуры и цвета, необычного оформления, причудливого переплетения нитей и необычного фасона изделия [2].

Традиции старинного ремесла — кружевоплетение на коклюшках — живы и по сей день.

Таким образом, одежда в которой используется элементы народного творчества, эксклюзивна и своеобразна.

Известно, что народное творчество является уникальным многовековым средством воспитания, и благодаря этому становится важным фактором формирование личности человека. Следовательно, народные промыслы могут служить не только в целях воспитания, но и для обновления содержания учебного процесса. С этой целью рекомендуется обучить студентов в области местных ремесел, промыслов.

При создании кружева, вышивки в любом произведении искусства художник не может обойтись без опыта и знаний предыдущих поколений. Каждый новый стиль кружева, вышивки рождается на основе мотивов прошлого, куда органично вплетаются веяния современного искусства.

Цель педагога заключается в том, чтобы развить у студентов творческое мышление. Для этого нужно, грамотно выстроить педагогическое общение, необходимо знать важнейшие понятия народных ремеслах и надо не только выстроить специальное учебное познание студентов о художественных ремеслах, но и развить у студентов субъективное отношение к происходящему, но при этом обеспечивать их росту общего интеллектуального уровня.

Ученные подчеркивают, что красота показа изделий традиционного народного искусства, подчеркивается следующими важными причинами: разные промыслы искусства позволяют воспитывать восприятие культуры на материальный мир,, помогают изучить художественно- выразительные образы других ремесел. Наряду с становлением эстетического восприятия, дает преимущество вооружать студентов техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, способствуют психологической и практической подготовке к труду и выбору деятельности» [3].

Студенты, наряду с народным творчеством, должны знать следующее:

– В народном искусстве нужно знать традиции и умение прошлых поколений;

– Книги о народном искусстве, которая способствует воспитанию художественного вкуса, эстетического идеала;

Основными системами развития художественного восприятия в проектной деятельности будущих дизайнеров являются:

– Накопление опыта;

– Передача знаний общих и по специальности;

– Ценностного отношения студентов к материальному миру;

– Систему, объединяющую информационное, учебно-методическое обеспечение, неразрывно связанную с образованием.

Для того чтобы дать студенту определенные знания в профессиональном образовании преподаватель должен быть готов к решению следующих типовых задач по видам профессиональной деятельности (учебно-воспитательной):

– Процесс осуществление обучения в соответствии с образовательной программой;

– Перспективная планировка и провидений занятий по предмету с определенной темой и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

– Становление и воспитание общей культуры студента;

– Использование новейших научных приемов, методов обучение предмету, в том числе обучение с помощью компьютерных технологий;

– Воспитание у студентов любви к родине, его нравственные идеалы;

– Применение в учебных заведениях средств современной оценки результатов обучения;

– осуществление развития у студентов уникальные личностные качества с подходом к образованию, с целью создания мотивации к обучению.

Центральным методом в формировании народных промыслов является композиция. Композиция рассматривает «образ — художественный образ в народном искусстве». Композиция составляет художественное содержание народного искусства, следовательно, можно выделить три аспекта:

– тенденций смены композиционных построений и развитие их структурных составных;

– результат конструктивно — технологических закономерностей, которые взаимодействуют с композицией имеющий декоративную основу происхождения;

– принцип взаимодействия декора и формы.

Главной художественной выразительностью считается декоративность, которая считается формой художественного мышления.

В высших учебных заведениях, надо развивать народное творчество. Ввести в учебную программу изучение техник народных промыслов. Так как, народное творчество является необходимой частью созданий новых моделей в одежде.

Таким образом, предоставление воспитания студентов, средствами народных промыслов на прямую зависит от оптимальности организации педагогических условий, что в свою очередь влияет на уровень совершенствования личности и эстетической образованности будущего специалиста. Следовательно, что народные промыслы могут стать мощным средством развития художественно-творческого мышления, эстетической культуры подрастающего поколения и должно присутствовать в общей системе образования.

Народные художественные промыслы являются неоспоримо важными компонентами общей системы художественно-эстетического образования, способствующими эффективному приобщению учащихся к национальной художественной культуре.

Литература:

  1. Ермакова С. О. Большая коллекция орнаментов. Москва, 2006;
  2. Григорьева А. Золотая книга рукоделия Москва, 2008;
  3. Шпикалова Т. Я. Русское народное искусство XVII-XIX веков. Москва, 1986.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle