Библиографическое описание:

Шапиро К. В. Сетевые технологии для организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий // Молодой ученый. — 2016. — №19.1. — С. 42-45.



Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения построены на идеях системного и деятельностного подходов. Переход от воспитания человека знающего к воспитанию человека компетентного в различных сферах жизнедеятельности сложен и достаточно длителен. Это связано с тем, что компетенция не формируется одномоментно, а развивается на протяжении всей жизни в соответствии с образовательными способностями и возможностями обучающегося. По сути дела, сегодня образовательный процесс вобрал в себя все декларируемые ранее подходы. Сочетание урочной, внеурочной деятельности и самообразования позволило создать основу для проектирования индивидуальных образовательных траекторий учащихся. На уроках происходит передача когнитивной составляющей, одинаковой для всех, и знакомство с общепринятыми наиболее доступными практиками. Внеурочная деятельность в группах обеспечивает формирование универсальных учебных действий обучающегося в соответствии с его образовательными возможностями и потребностями и применение полученных знаний для решения практических задач в выбранной области предметной деятельности. Таким образом внеурочная деятельность, при правильной организации, позволяет в значительной степени индивидуализировать процесс обучения, не утратив при этом достоинств присущих коллективным способам обучения. Самообразование в этой триаде выполняет роль этапа рефлексии и удовлетворения сугубо индивидуальных образовательных потребностей. Самообразование может быть успешным только в составе только что представленной триады: коллективное обучение для всех - обучение в группах - самообразование. Это связано с тем, что в состав необходимых организационно-педагогических условий его реализации входит высокий уровень мотивации. Обеспечить его можно только если ребенок осознает необходимость к изучению материала или освоению практик, лежащих вне границ изученного в ходе урочной и внеурочной деятельности.

Существенно меняется роль педагога при организации процесса обучения в новых условиях. Педагогу, более недостаточно уметь талантливо интерпретировать имеющиеся в его распоряжении источники знаний. Цель обучения сегодня: научить ребёнка искать источники информации, анализировать их на полноту, достоверность и актуальность, и на основе этого анализа синтезировать приблизительное знание о предмете, позволяющие на практике получать однозначные результаты решения задач.

Организовать образовательный процесс в соответствии с современными требованиями без использования сетевых технологий практически невозможно.

Обучение с помощью сетевых технологий становится популярным способом приобретения как раз универсальных знаний и навыков. За счёт использования информационно-телекоммуникационных технологий (ИТК) происходит отбор знаний, значимых для субъекта образовательного процесса в соответствии с его целями и задачами, поставленными именно сейчас, а не когда-то в далёком будущем, в соответствии с представлениями об их значимости для процессов саморазвития и самосовершенствования. В этом огромный гуманистический потенциал информационно-образовательной среды – удовлетворение индивидуальных запросов за счёт активного использования информационных технологий в учебном процессе.

Распространение виртуальных форм обучения – это естественный этап развития системы образования. Сегодня требования к организации образовательного процесса средствами дистанционных образовательных технологий (далее по тексту - ДОТ) закреплены в положениях профессионального стандарта педагога. Но готов ли педагогический работник сегодня использовать их? Как показывает практика внедрение ДОТ требует длительного времени, необходимости “привыкания” педагога к их систематическому использованию. Сетевых технологий сегодня существует огромное количество, начиная от самых простых и заканчивая комплексными системами: электронная почта, совместное редактирование документов средствами облачных технологий, онлайн-тест и другие виды КИМ, веб-квест, блог, глог, сайт, Classroom от Google, Moodle и др. Оставим в стороне наиболее простые для самостоятельного освоения педагогом технологии и технологии требующие организации деятельности на уровне школы и рассмотрим возможности веб-квеста, блога, глога и сайта.

Образовательный веб-квест – это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Веб-квест может быть технологически реализован различными средствами: группа в социальной сети, доска объявлений, конференция, сайт. В силу доступности использования сайтов, последнее время наибольшее распространение получила организация веб-квестов в формате самостоятельного сайта, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. В качестве платформы для создания такого учебного сайта служат различные конструкторы сайтов: Jimdo (http://ru.jimdo.com/), сайт Google и другие.

Структура организации веб-квеста достаточна проста для понимания каждым педагогом, а знания ИЕТ, необходимые для его реализации могут быть получены в ходе самообразования.

В качестве примера учебного веб-квеста можно рассмотреть квест “Royal London” (http://royallondon.jimdo.com/ ), созданный педагогом гимназии 528 Невскго района Санкт-Петербурга Хасиной М.М.

Блог является достаточно простым инструментом для реализации различных педагогических функций. Блог по своей сути является лентой сообщений, которая отражает текущее состояние вопроса. Блог прежде всего предназначен для управления деятельностью целевых групп. Идеально подходит для управления: ученическими проектами, деятельностью малых групп, классным коллективом, деятельностью профессиональной группы (методобъединение).

Блог позволяет интегрировать различные сервисы, позволяющие упростить работу по управлению. Например, облачный сервис Bloger позволяет встраивать интерактивные календари, формы и карты, разработанные в гугл. В сообщения блога можно встраивать также ссылки на интернет-ресурсы, фотографии и видеофрагменты.

Блог как инструмент вполне может подойти учителю для организации дистанционного обучения малочисленной целевой группы. Например, спортсменов или часто болеющих детей. Важной особенностью блога является простота управления.

Перед созданием блога педагог должен себе ответить на четыре вопроса:

- Что? Что я хочу поведать миру. Каково будет содержание моего блога. О чём именно из всего многообразия моей личности и педагогических функций я хочу поведать именно с помощью блога.

- Кому? Надо чётко определить целевую аудиторию. Нельзя создавать блог для всех вообще. Блог "Учителя литературы Таджихлюповой" не предназначен ни для кого. Можно сделать блог про литературное чтение вне школьной программы, а можно сделать блог методической поддержки внешкольного чтения. Первый - для учащихся интересующихся литературой, второй - для педагогов, организующих эту работу. И это будут два разных блога.

- Как? Язык блога отличается и от разговорного и от литературного языка. Язык блога должен быть максимально приближен к языку присущему большинству представителей целевой аудитории.

- Зачем? Какова конечная цель создания вашего блога? Вы хотите управлять текущей деятельностью? Или вы хотите координировать использование интернет ресурсов? А может быть вы хотите перенести туда часть образовательного процесса? Нужно чётко определить цели блога. И в случае дистанционного обучения тоже. Так как блог может выполнять роль системы адресной доставки заданий, а может быть средством управления деятельностью малой группы и т. п.

На странице "Полезно" сайта "Информатизатор" (www.informatizator.su) приведены ссылки на страницу блога Культиасовой Г. М. "Использование Веб 2.0-сервисов в педагогической деятельности", посвященную управлению блогами и блог "blogohelp", также рассказывающий о различных аспектах управления блогами.

Глог – сочетание слов «графический» и «блог». Глог можно определить как мульмедийную веб-страницу или мультимедийный постер, на которых могут быть представлены тексты, фото, видео, звуковые файлы, графика, ссылки и др.

Под глогом понимают и интерактивный плакат, т.е. средство предоставления информации, способное активно и разнообразно реагировать на действия пользователя. Он должен обеспечивать взаимодействие содержания плаката с пользователем за счет использования различных интерактивных элементов: ссылок, кнопок перехода, областей текстового или цифрового ввода.

В отличии от блога, глог может быть реализован только средствами специального сервиса Glogster (http://edu.glogster.com). Сервис устроен таким образом, что учитель имеет право создать свою группу, класс, зарегистрировать и пригласить учащихся. Обучение и работа над проектами являются приватными, а вот возможность публикации окончательного проекта - определяется решением учителя. Интерактивный плакат может быть создан для личного пользования или для учебных целей.

Интерактивный плакат, созданный с использованием данного сервиса, позволяет учителю организовать самостоятельную работу школьника интересно, эффективно и безопасно.

К сожалению, сервис не имеет русскоязычного интерфейса, но русские шрифты в текстах можно включать. Интерфейс интуитивно понятен и прост, что делает сервис доступным для любого педагогического работника.

С помощью глога учитель может виртуализировать следующие процессы:

- собирать качественные информационные ресурсы по заданной теме,

- организовывать виртуальные классы,

- организовывать связь учеников не только внутри одного класса, но и ученического гетерогенного сообщества,

- комментировать и оценивать работу участников образовательного процесса.

Для обучающегося технология глога тоже предоставляет широкий круг возможностей организовать работу в индивидуальном режиме в соответствии со своими образовательными возможностями и потребностями.

Сегодня технология создания глогов получила широкое распространение в силу своей доступности и наглядности, технология его использования в новых условиях достаточно подробно описана. В качестве примера использования глогов в Петербурге можно выделить произведения учеников и учителей школы № 500 Пушкинского района Санкт-Петербурга (http://www.xn--500-5cd3cgu2f.xn--p1ai/index.php/innovatsionnaya- deyatelnost/glogi).

Сайт стал доступным средством для организации дистанционного обучения с появлением, доступных для пользователей, конструкторов, позволяющих в режиме текстового редактора создавать сайты. Таких платформ сейчас достаточно много. Но мы бы рекомендовали использовать сервис для создания сайтов от Google.

Google-сайты входят в систему Google, которая включает в себя большое количество различных служб: электронная почта Gmail, Google-документы, календари Google, служба обмена мгновенными сообщениями и др. Система Google — это мощный современный облачный интернет-сервис, который работает в рамках веб-браузера без инсталляции на компьютер пользователя. Доступ к данным может осуществляться с любого компьютера, подключенного к интернету (при этом доступ защищён паролем).

Это очень просто - создать свой собственный сайт и использовать его как инструмент для организации, например, проектной деятельности, для создания веб-квестов. Можно собрать различную информацию в одном месте и предоставить возможность просмотра и/или редактирования этой информации небольшой группе учеников или всему классу.

В каких случаях следует использовать именно сайт? Сайт, отличие от блога необходим там, где возникает необходимость организации хранения и управления ресурсами. Сайт идеально подходит для организации сопровождения реализации основной образовательной программы. В этом случае нет необходимости организовывать полноценные дистанционные курсы, но есть необходимость предоставить обучающимся доступ к структурированным в соответствии с ООП электронными образовательными ресурсами. Сайт может быть использован для организации нелинейных форм внеурочной деятельности в формате исследования или проекта. Наличие в составе конструктора четырех шаблонов страниц (веб-страница, файловый менеджер, объявления и список) позволяют педагогу реализовать различные режимы взаимодействия с учащимися:

- оперативное информирование о событиях проекта,

- доступ к ЭОР в индивидуальном режиме,

- организация индивидуальных образовательных траекторий,

- организация коллективного взаимодействия,

- организация интеллектуального поиска.

Использование представленных сервисов позволит педагогу расширить арсенал инструментальных средств личной информационно-коммуникационной среды, развить ИКТ-компетентность до уровня, определяемого профессиональным стандартом и принять участие в формировании системы дистанционного обучения в своей образовательной организации.

Литература:

  1. Бахтин, Ю.К. Распространённость употребления алкоголя и курения табака среди студентов педагогического университета / Ю.К. Бахтин, Д.В. Сухоруков, Л.А. Сорокина // Молодой ученый. 2014. № 14. С. 267-270.
  2. Пазыркина, М.В. Гигиена питания школьников как педагогическая проблема / М.В. Пазыркина, Н.Н. Плахов // Воспитание школьников, 2014. - № 7.-С. 70 – 76.
  3. Плахов, Н.Н. Борьба с алкоголизмом и табакокурением – проблема педагогики / Н.Н. Плахов // Профилактическая и клиническая медицина, 2011. - № 3. - С. 476.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle