Библиографическое описание:

Шалагина Т. Н. Здоровьесберегающие технологии при формировании познавательной деятельности школьников в условиях индивидуального обучения учащегося с ОВЗ // Молодой ученый. — 2016. — №19.1. — С. 40-42.



Школа – особый период в жизни человека. Он охватывает детство, отрочество и юность. Это период развития, становления и взросления человека в целом, формирования его личности. Государство заботится о каждом своем маленьком гражданине, давая ему возможность получить полное образование, включая и детей с ОВЗ (с ограниченными возможностями здоровья).

В соответствии с частью 6 статьи 11 ФЗ «Об образовании в РФ от 29.11.2012», Министерство образования и науки РФ приказом «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» №1598 от 19.12.2014 года утвердило ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ.

Это дети с ДЦП, логопедией, частичной атрофией зрительного нерва, неврозоподобными состояниями, врожденными пороками сердца и многими другими соматическими отклонениями. К примеру, сахарный диабет. Для этого заболевания характерно нарушение всех видов обмена веществ, приводящие к возникновению патологических изменений со стороны практически всех органов и тканей человеческого организма. Лечение сахарного диабета пожизненное. Дети не могут сами руководить своим режимом, питанием, лечением, и все эти функции должны взять на себя родители. Очень часто дети, больные сахарным диабетом, как и большинство учащихся с ОВЗ, вынуждены заниматься индивидуально на дому. Часто круг их общения, знакомство с миром, социализация сужаются. Особенностью течения заболевания у этих детей являются осложнения со стороны нервной и сердечно-сосудистой систем.

Они часто имеют значительные проблемы в знаниях некоторых разделов и тем учебных программ, испытывают трудности в изучении новых тем.

Это касается всех детей с ОВЗ.

У данной категории учащихся наблюдается низкий уровень учебной мотивации, отношение к образованию пассивное, уровень реальной учебной подготовки низкий, нарушена моторика в виде недостаточной координации движений (двигательная расторможенность), низкая работоспособность, ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире, у них часто низкий уровень познавательной активности.

Все это должен учитывать учитель при составлении адаптированной образовательной программы ученика, используя при этом в первую очередь здоровьесберегающие технологии.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимают систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит: оценивание данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводящегося педагогическими работниками, собственные наблюдения в процессе реализации данной технологии, коррекция в соответствии с имеющимися данными, особенностями возрастного маршрута, соответствующего особенностям памяти, мышления, работоспособности и т.д. ученика, а также благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе его обучения.

Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности. Это особенно надо учитывать при составлении расписания. Количество уроков в день не должно превышать 3-3,5 часов (в старших классах) в день. Надо учитывать состояние ребенка по утрам. Если он тяжело проводит ночь, лучше начать уроки с 10 часов, дав ему отдохнуть.

Очень большое значение имеет состояние помещения, в котором занимается ученик. Оно должно быть хорошо проветренным, светлым. Свет настольной лампы должен правильно освещать стол. Мебель надо подобрать по росту. Желательно, чтобы у ученика была постоянная удобная школьная форма. Это дисциплинирует его, создает школьную обстановку.

Для этих детей важен темп проведения урока. Он должен быть рационально быстрым, живым, чтобы ребенок не расслаблялся, не скучал. И в то же время, необходимо следить, чтобы он, успевая работать в данной теме, не переутомлялся.

В работе с учащимися, имеющими ОВЗ, важно использовать разнообразные виды их здоровьесберегающей деятельности, направленные на сохранение и повышение резервов их здоровья.

Выделяются 4 основных этапа построения урока:

  1. Использование каналов восприятия. Особенностью восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности – функциональной асимметрией мозга: перераспределением психических функций между полушариями. На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают: аудиальное восприятие, визуальное восприятие и кинетическое восприятие. Знание значений этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для них уровне, облегчив процесс его усвоения и запоминания.
  2. Расчет зоны работоспособности учащегося. Экспериментально доказано, что биоритмический оптимум работоспособности школьников имеет свои пики и спады как в течение рабочей недели, так и в течение рабочего дня и урока. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей. Учителю необходимо учитывать эти характеристики при построении урока.
  3. Распределение интенсивности умственной деятельности. При организации урока выделяют три основные этапа и точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова: 5-25 минута – 80%, 25-35 минута – 60-40%, 35-40 минут -10%. Урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащийся заканчивал его с сильными и выраженными формами утомления.
  4. Правильная организация урока. Это учет всех параметров здоровьесбережения на рациональном уровне. Главная цель учителя – научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того, что он хочет узнать, готовность и умение задавать вопросы.

Учитывая специфику детей с ОВЗ, их возрастные особенности, наиболее приемлемыми технологиями для использования в учебном процессе для формирования познавательной деятельности являются игровые технологии (для 1-6 кл.).

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса игровая деятельность используется в качестве самостоятельной технологии; как элемент педагогической технологии, в качестве формы урока или его части, во внеклассной работе. Место и роль игровой технологии, ее элементов в учебном процессе во многом зависит от понимания учителем функции игры. Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленного построения их программ, сочетания их с особыми дидактическими упражнениями. В игровую деятельность входят игры и упражнения, формирующие умение, основные характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их, т.е. познавать, а также игры, развивающие умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умения владеть собой, быстроту реакции, музыкальный слух, смекалку и др.

Деловые игры используются для решения комплексных задач усвоения нового материала, развития творческих способностей, формирование общеучебных умений. Игра позволяет учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Функции игры в учебном процессе состоят в обеспечении эмоционально-приподнятой обстановки получения, воспроизведения и закрепления знаний, облегчающим усвоение учебного материала, что в свою очередь, является здоровьесберегающим. А это очень важно в работе с детьми с ОВЗ.

Формируя познавательную деятельность школьника с ОВЗ в условиях индивидуального обучения на дому, учитель не может не пользоваться технологией личностно-ориентированного обучения.

В педагогике и педагогической психологии до настоящего момента предприняты различные попытки определить сущность личностно-ориентированного обучения. По мнению И.С. Якиманской, признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика. Для выстраивания модели личностно-ориентированного обучения она считает необходимым различать следующие понятия:

- Разноуровневый подход – ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.

- Дифференцированный подход на основе внешней дифференциации: по знаниям, способностям, интересам.

Индивидуальный подход – отношение к каждому ребенку как к уникальности, неповторимости. Для реализации этого подхода, во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения. Во-вторых, нужна особая образовательная среда в виде индивидуального адаптированного учебного плана, организация условий для проявления формирования интереса, а затем и познавательной деятельности ученика, ее устойчивости, потребности в ней, без чего невозможно говорить о познавательном стиле обучения. В-третьих, нужен специально подготовленный учитель, который принимает и разделяет цели личностно-ориентированного образования. Под личностно-ориентированным обучением необходимо понимать такой тип образовательного процесса, в котором ученик и учитель выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности ребенка, его индивидуальности, неповторимости. В процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребенка, структура его убеждений, на основе которых формируется его внутренняя модель мира. При этом процессы обучения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих особенностей ученика, его здоровья.

Личностно-ориентированный подход в обучении немыслим и невозможен без здоровьесберегающих технологий, они взаимосвязаны. Используя их в работе с детьми с ОВЗ, работая с ними индивидуально на дому, можно достичь хороших результатов.

Литература:

  1. Соловьев, А.В. Роль психофизиологической адаптации человека в профессиональном отборе лиц, подвергающихся ускорениям кориолиса / А.В. Соловьев, Л.Г. Буйнов, Л.А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 5 (72). С. 67-73.
  2. Сорокина, Л.А. Методы повышения результативности школьного естественнонаучного образования // Л.А. Сорокина, Л.Г. Буйнов // В сборнике: Глобальные проблемы современного мира и готовность к ним общества Сборник материалов X Межвузовской студенческой научно-практической конференции. 2011. С. 171-174.
  3. Сухоруков, Д.В. Профилактика зависимого поведения в контексте образовательного процесса / Д.В. Сухоруков, А.Е. Бойков // Молодой ученый. 2014. № 2. С. 730.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle