Инновационные технологии в системе начального школьного образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Антонова Б. В., Нескребова Н. С. Инновационные технологии в системе начального школьного образования [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 67-69. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/13980/ (дата обращения: 14.08.2018).



Задача сегодняшней школы помочь каждому ребенку добиться успеха в жизни воспитать обучить компетентного человека, который мог бы оригинально мыслить самостоятельно находить информацию анализировать, и его главное человек быстро меняющий мира принимать верные решения самореализоваться. В начальных классах важнейшим условием заинтересованного отношения ребенка к учебе к предмету является личность учителя его увлеченность своим делом, а также умение поддерживать веру в силу и возможности каждого ребенка, общение с детьми в форме обнадёживающего сочувствия, умение переживать беду ученика как свою собственную, умение сотрудничать с учащимися при выполнении того или иного задания. Творческая атмосфера в классе возможна только в том случае, если ученик не боится ошибиться, не боится допустить оплошность. Поэтому, учителя младших классов должны сделать всё возможное, чтобы труд детей был радостным, а уроки — интересными. Для этого нужно использовать в работе наиболее эффективные приемы и средства обучения. Инновационные технологии помогут развить личностные качества. Возникла потребность и необходимость не только в объёме получаемой информации, но в развитии творческих способностей оперативно находить, усваивать и пользоваться ею. Лишь в этом случае можно говорить с реальной социальной адаптации человека, о воспитании свободной, творческой, адаптивной личности.

В условиях современной школы творческий учитель должен уметь использовать разнообразные педагогические технологии.

Технология, предполагающая построение учебного процесса на опережающей основе способствует эффективной подготовке учащихся к восприятию нового материала, активизирует их познавательную деятельность, повышает мотивацию учения. Урок, построенный на опережающей основе, включает как изучаемый и пройденный, так и будущий материал.

Технология, предполагающая построение учебного процесса на проблемной основе Проблемная технология предполагает раскрытие того способа, который приведет к проблемному знанию. Следовательно, ученик должен уходить с урока с проблемой. Если в начале урока, предположим, поставлена проблема, а последующий ход урока будет направлен на разрешение проблемы, то учителю и учащимся периодически придется возвращаться к началу урока, к тому, как была поставлена проблема.

Технология, предполагающая построение учебного материала на личностно- смысловой и эмоционально-психологической основе. Личностно-смысловая организация учебного процесса предполагает создание эмоционально-психологических установок. Прежде чем изучать, например, теоретический материал, учитель посредством яркого образа воздействует на эмоции детей, создавая у них отношение к тому, о чем пойдет речь Учебный процесс оказывается личностно-ориентированным. Данная технология направленна создание эмоционально-психологических установок посредством ярких образов. Именно учащиеся младших классов в большей степени склонны фантазировать, представлять воображаемые реальные и нереальные предметы, объекты, ситуации. Технология предполагает создание эмоционально-психологического фона, на котором развертывается основное содержание урока: в ряде точек она пересекается с известными методами внушения, погружения, мозговой атаки. В качестве педагогического фактора используются интеллектуальные и нравственные эмоции.

Наиболее эффективна в работе учителя начальных классов технология предполагающая построение учебного процесса на ситуативной, прежде всего, на игровой основе. В процессе практической деятельности учащихся имитируют реальную действительность, которая помогает вписать учебный процесс в контексте реальной жизнедеятельности детей. Игра — сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их в становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу так и спонтанные процессы, влияющие на формирование личности. Игры, используемые на уроках, могут выполнять различные функции, что помогает учителю применять их по назначенью. Игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны. Такие игры выполняют функцию меж национальной коммуникации. Одна из основных функций игры — самореализация детей в игре. Именно в этом плане учащимся важен сам процесс игра, а не её результат, конкретность или достижение какой-либо цели.

Большое применение в учебном процессе в современной школе находят технологии, предполагающие построение учебного процесса на взаимной основе. Это коллективные способы обучения, специфика которых состоит в соблюдении следующих принципов:

– наличие сменных пар учащихся;

– их взаимообучение;

– взаимоконтроль;

– взаимоуправление.

В ученическом коллективе все учат каждого, и каждый учит всех.

Групповые технологии также помогают учителю осуществлять творческий, продуктивный способ преодоления трудностей в педагогическом взаимодействии. В условиях групповой работы происходит преобразование, перестройка позиций личности, изменяются ценностные установки, смысловые ориентиры, цели обучения и самого взаимодействия каждого из участников учебного процесса. В условиях совместной работы наиболее полно и отчетливо раскрывается система отношений школьника к миру, одноклассникам, к самому себе. Эта форма работы не позволяет ему оставаться пассивным в учебном процессе, безразличным к другим членам группы, к выполняемому заданию, стимулирует такие важные способы взаимодействия, как групповая дискуссия, сотрудничество, взаимопомощь, преодоление замкнутости учеников.

Принципиально важным моментом для понимания сущности педагогической технологии является определение позиции ребенка в образовательном процессе, отношение ребенка со стороны взрослых. Здесь можно выделить такой тип технологии, как личностно- ориентированная технология.

Данная педагогическая технология ставит в центр всей системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природных потенциалов.

Личностно-ориентированная технология характеризуется:

– гуманистической сущностью;

– психотерапевтической направленностью;

– ставят цель разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

В центре внимания педагога — уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанных и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Таким образом, особенностью образовательного процесса становится ориентация на личностно-ориентированное обучение, становление и развитие духовно-нравственной сферы человека. Иными становятся задачи учителя «Не поучать, а побудить, не оценить, а проанализировать». Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.

В условиях современной школы большое применение в среде учителей начальных классов нашла такая педагогическая технология, как развивающее обучение.

В основе методики развивающего обучения Л. В. Занкова лежит научное убеждение, высказанное Л. С. Выготским, о том, что «...обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования».

Хорошо известные принципы обучения (гармонического развития личности, научности, наглядности, доступности, сознательности, систематичности, последовательности, прочности и др.) дополняются принципом проблельности; объяснительно-репродуктивный и информационно-поисковый методы — исследовательским методом обучения. В поурочном планировании к обучающей цели урока добавляются развивающая» и «воспитывающая».

Особая роль при изучении общего психического развития школьников отводится таким его формам, как: анализирующее наблюдение, отвлеченное мышление и практические действия. Кроме того, «к общему развитию ребенка, конечно, относится и то, что входит в содержание понятия «развитие» в его всеобъемлющем значении: движение от простого к сложному, от низшего к высшему, движение по восходящей линии, от старого качественного состояния к новому, более высокому качественному состоянию, процесс обновления, рождения нового, отмирание старого».

Заслуживает внимания и гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили. Целевые ориентации технологии Ш. А. Амонашвили определяются следующим образом:

– способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;

– облагораживание души и сердца ребенка;

– развитие и становление познавательных сил ребенка;

– обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений;

– идеал воспитания — самовоспитание.

Особую роль в технологии Ш. А. Амонашвили играет оценивание деятельности ребенка. Использование отметки очень ограничено, ибо отметки — это «костыли хромой педагогики»; вместо количественной оценки — качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.

Урок — ведущая форма жизни детей (а не только процесс обучения), вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей (урок — творчество, урок — игра).

Настоящий педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников. Как он работает, и как понимают его ученики.

И здесь на первый план выдвигаются профессиональное мастерство учителя, его методики обучения и используемые педагогические технологии. Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, актуализируют личность ребенка, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и самое главное — приносят радость.

Дайте же ребенку возможность на уроке осознать свою социальную значимость, духовную красоту и благородство поступков, и школьная «обязаловка», как в сказке, превратится в процесс коллективного поиска, коллективного творчества и становления личности ребенка.

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, урок, современная школа, педагогическая технология, особая роль, опережающая основа, развивающее обучение, образовательный процесс, начало урока, личность ребенка.

Похожие статьи

Современный урок как основополагающий компонент...

Инновационные методы преподавания в начальной школе. Поэтому на современном этапе организации образовательного процесса педагог не может обойтись на уроке без информационно-коммуникационных технологий.

Современные педагогические технологии на основе...

педагогический процесс, учебный процесс, урок, знание, опережающее обучение, педагогика сотрудничества, иноязычная коммуникативная компетенция, английский язык, Педагогическая технология...

Урок как культурологический и педагогический феномен

Основой учебно-воспитательного процесса является урок. В нем отражаются все особенности, проблемы и достижения этого процесса. Некоторые исследователи полагают, что урок устарел. мы же думаем иначе.

Применение образовательных технологий в учебном процессе

Образовательная технология развития критического мышления — основа компьютерных уроков.

Основные термины (генерируются автоматически): критическое мышление, учебный процесс, Технология обучения, технология развития...

Современные образовательные технологии...

Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода.

- технологии развивающего обучения; - проблемное обучение

7. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.

Взгляд на методы обучения в начальных классах...

Инновационные методы преподавания в начальной школе. инновационная деятельность, ребенок, начальная школа, учебный процесс, процесс, учитель, тестовая технология, учебная деятельность, учебно-воспитательный процесс, развитие детей.

Личностно-ориентированное обучение на основе современных...

Данная статья освещает вопрос личностно-ориентированного обучения на основе педагогических технологий, его актуальность, цели и задачи. Также раскрывает самые используемые технологии и показывает, что даёт ученику современный урок.

Урок как основная форма организации обучения в современной...

развивающее обучение, урок, учитель, учебный процесс, ученик, учащийся, знание, групповая работа, учебная задача, игра. О некоторых особенностях организационного этапа современного...

Традиционное обучение в целостном педагогическом процессе

Педагогическая технология в учебном процессе.

Психологические теории обучения организации учебной... Процесс обучения детей не является главным предметом психологии обучения, точнее, данная

Особенности развивающего обучения на уроках русского языка...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Современный урок как основополагающий компонент...

Инновационные методы преподавания в начальной школе. Поэтому на современном этапе организации образовательного процесса педагог не может обойтись на уроке без информационно-коммуникационных технологий.

Современные педагогические технологии на основе...

педагогический процесс, учебный процесс, урок, знание, опережающее обучение, педагогика сотрудничества, иноязычная коммуникативная компетенция, английский язык, Педагогическая технология...

Урок как культурологический и педагогический феномен

Основой учебно-воспитательного процесса является урок. В нем отражаются все особенности, проблемы и достижения этого процесса. Некоторые исследователи полагают, что урок устарел. мы же думаем иначе.

Применение образовательных технологий в учебном процессе

Образовательная технология развития критического мышления — основа компьютерных уроков.

Основные термины (генерируются автоматически): критическое мышление, учебный процесс, Технология обучения, технология развития...

Современные образовательные технологии...

Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода.

- технологии развивающего обучения; - проблемное обучение

7. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.

Взгляд на методы обучения в начальных классах...

Инновационные методы преподавания в начальной школе. инновационная деятельность, ребенок, начальная школа, учебный процесс, процесс, учитель, тестовая технология, учебная деятельность, учебно-воспитательный процесс, развитие детей.

Личностно-ориентированное обучение на основе современных...

Данная статья освещает вопрос личностно-ориентированного обучения на основе педагогических технологий, его актуальность, цели и задачи. Также раскрывает самые используемые технологии и показывает, что даёт ученику современный урок.

Урок как основная форма организации обучения в современной...

развивающее обучение, урок, учитель, учебный процесс, ученик, учащийся, знание, групповая работа, учебная задача, игра. О некоторых особенностях организационного этапа современного...

Традиционное обучение в целостном педагогическом процессе

Педагогическая технология в учебном процессе.

Психологические теории обучения организации учебной... Процесс обучения детей не является главным предметом психологии обучения, точнее, данная

Особенности развивающего обучения на уроках русского языка...

Задать вопрос