Инновационные технологии в системе начального школьного образования
Авторы: Антонова Белла Валерьевна, Нескребова Наталия Сергеевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 21.03.2018
Статья просмотрена: 1344 раза
Библиографическое описание:
Антонова, Б. В. Инновационные технологии в системе начального школьного образования / Б. В. Антонова, Н. С. Нескребова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/13980/ (дата обращения: 05.10.2024).
Задача сегодняшней школы помочь каждому ребенку добиться успеха в жизни воспитать обучить компетентного человека, который мог бы оригинально мыслить самостоятельно находить информацию анализировать, и его главное человек быстро меняющий мира принимать верные решения самореализоваться. В начальных классах важнейшим условием заинтересованного отношения ребенка к учебе к предмету является личность учителя его увлеченность своим делом, а также умение поддерживать веру в силу и возможности каждого ребенка, общение с детьми в форме обнадёживающего сочувствия, умение переживать беду ученика как свою собственную, умение сотрудничать с учащимися при выполнении того или иного задания. Творческая атмосфера в классе возможна только в том случае, если ученик не боится ошибиться, не боится допустить оплошность. Поэтому, учителя младших классов должны сделать всё возможное, чтобы труд детей был радостным, а уроки — интересными. Для этого нужно использовать в работе наиболее эффективные приемы и средства обучения. Инновационные технологии помогут развить личностные качества. Возникла потребность и необходимость не только в объёме получаемой информации, но в развитии творческих способностей оперативно находить, усваивать и пользоваться ею. Лишь в этом случае можно говорить с реальной социальной адаптации человека, о воспитании свободной, творческой, адаптивной личности.
В условиях современной школы творческий учитель должен уметь использовать разнообразные педагогические технологии.
Технология, предполагающая построение учебного процесса на опережающей основе способствует эффективной подготовке учащихся к восприятию нового материала, активизирует их познавательную деятельность, повышает мотивацию учения. Урок, построенный на опережающей основе, включает как изучаемый и пройденный, так и будущий материал.
Технология, предполагающая построение учебного процесса на проблемной основе Проблемная технология предполагает раскрытие того способа, который приведет к проблемному знанию. Следовательно, ученик должен уходить с урока с проблемой. Если в начале урока, предположим, поставлена проблема, а последующий ход урока будет направлен на разрешение проблемы, то учителю и учащимся периодически придется возвращаться к началу урока, к тому, как была поставлена проблема.
Технология, предполагающая построение учебного материала на личностно- смысловой и эмоционально-психологической основе. Личностно-смысловая организация учебного процесса предполагает создание эмоционально-психологических установок. Прежде чем изучать, например, теоретический материал, учитель посредством яркого образа воздействует на эмоции детей, создавая у них отношение к тому, о чем пойдет речь Учебный процесс оказывается личностно-ориентированным. Данная технология направленна создание эмоционально-психологических установок посредством ярких образов. Именно учащиеся младших классов в большей степени склонны фантазировать, представлять воображаемые реальные и нереальные предметы, объекты, ситуации. Технология предполагает создание эмоционально-психологического фона, на котором развертывается основное содержание урока: в ряде точек она пересекается с известными методами внушения, погружения, мозговой атаки. В качестве педагогического фактора используются интеллектуальные и нравственные эмоции.
Наиболее эффективна в работе учителя начальных классов технология предполагающая построение учебного процесса на ситуативной, прежде всего, на игровой основе. В процессе практической деятельности учащихся имитируют реальную действительность, которая помогает вписать учебный процесс в контексте реальной жизнедеятельности детей. Игра — сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их в становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу так и спонтанные процессы, влияющие на формирование личности. Игры, используемые на уроках, могут выполнять различные функции, что помогает учителю применять их по назначенью. Игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны. Такие игры выполняют функцию меж национальной коммуникации. Одна из основных функций игры — самореализация детей в игре. Именно в этом плане учащимся важен сам процесс игра, а не её результат, конкретность или достижение какой-либо цели.
Большое применение в учебном процессе в современной школе находят технологии, предполагающие построение учебного процесса на взаимной основе. Это коллективные способы обучения, специфика которых состоит в соблюдении следующих принципов:
– наличие сменных пар учащихся;
– их взаимообучение;
– взаимоконтроль;
– взаимоуправление.
В ученическом коллективе все учат каждого, и каждый учит всех.
Групповые технологии также помогают учителю осуществлять творческий, продуктивный способ преодоления трудностей в педагогическом взаимодействии. В условиях групповой работы происходит преобразование, перестройка позиций личности, изменяются ценностные установки, смысловые ориентиры, цели обучения и самого взаимодействия каждого из участников учебного процесса. В условиях совместной работы наиболее полно и отчетливо раскрывается система отношений школьника к миру, одноклассникам, к самому себе. Эта форма работы не позволяет ему оставаться пассивным в учебном процессе, безразличным к другим членам группы, к выполняемому заданию, стимулирует такие важные способы взаимодействия, как групповая дискуссия, сотрудничество, взаимопомощь, преодоление замкнутости учеников.
Принципиально важным моментом для понимания сущности педагогической технологии является определение позиции ребенка в образовательном процессе, отношение ребенка со стороны взрослых. Здесь можно выделить такой тип технологии, как личностно- ориентированная технология.
Данная педагогическая технология ставит в центр всей системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природных потенциалов.
Личностно-ориентированная технология характеризуется:
– гуманистической сущностью;
– психотерапевтической направленностью;
– ставят цель разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.
В центре внимания педагога — уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанных и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Таким образом, особенностью образовательного процесса становится ориентация на личностно-ориентированное обучение, становление и развитие духовно-нравственной сферы человека. Иными становятся задачи учителя «Не поучать, а побудить, не оценить, а проанализировать». Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.
В условиях современной школы большое применение в среде учителей начальных классов нашла такая педагогическая технология, как развивающее обучение.
В основе методики развивающего обучения Л. В. Занкова лежит научное убеждение, высказанное Л. С. Выготским, о том, что «...обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования».
Хорошо известные принципы обучения (гармонического развития личности, научности, наглядности, доступности, сознательности, систематичности, последовательности, прочности и др.) дополняются принципом проблельности; объяснительно-репродуктивный и информационно-поисковый методы — исследовательским методом обучения. В поурочном планировании к обучающей цели урока добавляются развивающая» и «воспитывающая».
Особая роль при изучении общего психического развития школьников отводится таким его формам, как: анализирующее наблюдение, отвлеченное мышление и практические действия. Кроме того, «к общему развитию ребенка, конечно, относится и то, что входит в содержание понятия «развитие» в его всеобъемлющем значении: движение от простого к сложному, от низшего к высшему, движение по восходящей линии, от старого качественного состояния к новому, более высокому качественному состоянию, процесс обновления, рождения нового, отмирание старого».
Заслуживает внимания и гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили. Целевые ориентации технологии Ш. А. Амонашвили определяются следующим образом:
– способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;
– облагораживание души и сердца ребенка;
– развитие и становление познавательных сил ребенка;
– обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений;
– идеал воспитания — самовоспитание.
Особую роль в технологии Ш. А. Амонашвили играет оценивание деятельности ребенка. Использование отметки очень ограничено, ибо отметки — это «костыли хромой педагогики»; вместо количественной оценки — качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.
Урок — ведущая форма жизни детей (а не только процесс обучения), вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей (урок — творчество, урок — игра).
Настоящий педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников. Как он работает, и как понимают его ученики.
И здесь на первый план выдвигаются профессиональное мастерство учителя, его методики обучения и используемые педагогические технологии. Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, актуализируют личность ребенка, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и самое главное — приносят радость.
Дайте же ребенку возможность на уроке осознать свою социальную значимость, духовную красоту и благородство поступков, и школьная «обязаловка», как в сказке, превратится в процесс коллективного поиска, коллективного творчества и становления личности ребенка.