Библиографическое описание:

Здуновский А. В. Проблемы преподавания физики в условиях надомного обучения детей ОВЗ // Молодой ученый. — 2016. — №19.1. — С. 26-28.



В наше время проблемы детей с ОВЗ привлекают внимание все большего количества различных специалистов. Право на образование является важнейшим социально-культурным правом человека, поскольку образование – это сфера жизни общества, которая в наибольшей степени может повлиять на развитие человека. Получение качественного образования сопряжено с рядом проблем. Даже здоровому человеку необходимо прикладывать значительные усилия во время учебных занятий, а также во внеурочное время для выполнения домашних заданий, осмысления пройденного на уроке материала, самостоятельного поиска и обработки информации.

ФГОС ставит перед всеми участниками образовательного процесса новые задачи. Главная задача – развитие и возрастание личности обучающегося. В современных условиях учащиеся получают полезную информацию по различным каналам: общаясь с преподавателем, работая с учебной, научно-популярной, художественной литературой, через СМИ и интернет.

Информации очень много, и одна из задач преподавателя- научить работать с потоком информации, отделять главное от информационного шума.

Не менее важная роль отводится осознанию и пониманию полученной информации. Согласитесь, что при обучении детей с ОВЗ возникают еще и другие проблемы, связанные с особенностями здоровья обучающихся и регламентом работы учебного заведения, в котором происходит процесс обучения детей.

Нестандартная школа.

В школе № 355 Московского района Санкт-Петербурга существует отделение надомного обучения детей с ОВЗ. В данной структуре я работаю учителем физики 14 лет и хочу поделиться опытом своей работы.

Для учащихся надомного отделения предусмотрен особый учебный план, содержащий меньшее количество учебных часов в неделю. Так вместо двух уроков физики в массовой школе, учащиеся надомного отделения изучают физику 1 час в неделю. Однако рабочая программа предусматривает изучение школьного курса физики в полном объеме. Таким образом, перед преподавателем стоит задача изучить с детьми весь учебный материал за вдвое меньшее время. Особое внимание нужно уделить проведению демонстрационного эксперимента в домашних условиях. Следует отметить, что некоторые учащиеся очень медленно пишут и воспринимают информацию из-за особенностей здоровья. Но, используя следующие приемы в работе, можно достичь положительного результата в обучении.

Прием первый. Подробные опорные конспекты.

Во время урока большую часть времени учитель может потратить на объяснение нового материала, используя обратную связь с обучаемым, пребывая с ним в диалоге. При этом записей в тетради ученик почти не производит, а позже, уже дома составляет подробный конспект по методической разработке учителя, используя учебник и интернет-ресурсы.

Этот прием позволяет более рационально использовать время урока. При этом есть уверенность в том, что материал урока прочитан.

Прием второй. Опрос - метод проверки усвоения знаний.

В условиях индивидуального обучения можно применять такой способ

проверки домашнего задания, как опрос. При этом ученик получает список конкретных вопросов (как правило 5-10), на которые он должен найти ответ в конспекте, методической разработке учителя, учебнике, интернете,

справочной литературе и т. д. На следующем уроке школьник дает устный ответ на каждый заранее поставленный вопрос. Такая форма работы с учащимися позволяет развивать монологическую речь, память, достигается глубокое знание материала, отрабатываются навыки самостоятельного поиска и анализа информации, что полностью соответствует ФГОС. Также школьник учится отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее.

Прием третий. Метод математического моделирования и прогнозирования.

Математика – язык, на котором говорят физики. Очень многие проблемы в изучении физики восходят к непониманию многими учащимися математики.

Не владея математическим аппаратом, трудно понять взаимосвязь физических величин друг с другом, производить те или иные вычисления, комбинировать формулы, преобразовывать их, выражая нужные величины. К старшим классам ученик должен овладеть такими понятиями как синус, косинус, логарифм, показательная функция и т. д. И чем сложнее математический аппарат, тем труднее многим учащимся наглядно представить себе те или иные закономерности. Таким образом, в изучении физики появляется некий формализм, приводящий к тому, что ученики фотографически запоминают формулы, но связей между физическими величинами не видят, т. е. глубокого понимания процессов не происходит. В такой ситуации и рекомендуется пользоваться методом математического моделирования и прогнозирования. Суть этого метода состоит в том, что с помощью программы построения графиков ученик вместе с учителем может наглядно увидеть ход процесса, и оценить значимость параметров этого уравнения. Например, при изучении уравнения переменного тока, можно, изменяя такие параметры как амплитуда, циклическая частота и т. д., наглядно показать влияние этих параметров на вид графика. Из личного опыта могу сказать, что этот метод отлично работает даже с очень слабыми детьми. Сложные уравнения становятся для них простыми и понятными. В ходе такой совместной работы ученик начинает давать правильные прогнозы того, как повлияют те или иные изменения параметров уравнения на внешний вид графика.

Итог.

Наша жизнь эволюционирует. Уроки, которые проводят современные учителя, могут очень сильно отличаться по методическому наполнению от уроков проводимых десятилетия назад. Ход времени невозможно остановить, но использовать новые ресурсы для повышения качества знаний можно и нужно. Говоря об использовании Интернет-ресурсов в условиях надомного обучения, можно отметить, что они могут способствовать повышению наглядности в преподавании физики. Так во время урока учитель может организовать просмотр демонстрационного эксперимента, требующего громоздкого оборудования, его длительной сборки и по этой причине не используемого в условиях надомного обучения. Также можно показать во время урока внешний вид и внутреннее устройство электродвигателя, генератора переменного тока, вакуумного диода, ядерного реактора и т.д.

Можно отметить еще одну важную возможность – видеоуроки. В течение урока я использовал фрагменты видеоуроков, размещенных в сети. Поэтому у учеников была возможность послушать объяснения одной и той же темы разными учителями. И в качестве домашнего задания, помимо традиционных элементов, я стал использовать просмотр видеоуроков по определенным темам.

Результат: ученики посмотрели на физику по-иному. И физика для многих школьников стала понятным и любимым предметом. Некоторые школьники почувствовали в себе способности для многогранного и самостоятельного изучения физики.

Эти методы и приемы многократно мной отрабатывались и проверялись.

Они зарекомендовали себя с положительной стороны и постоянно используются в моей педагогической деятельности. Буду очень рад, если опыт моей работы покажется полезным всем, кто преподает физику и другие науки.

Литература:

  1. Благинин А.А. Способы оптимизации функционального состояния и работоспособности человека в экстремальных и субэкстремальных условиях: учебно-методическое пособие / А.А. Благинин, В.В. Торчило // Военно-мед. акад.. Санкт-Петербург, 2009.
  2. Сорокина, Л.А. Влияние сочетанного применения электротранквилизации центральной нервной системы и фармакологического комплекса "БАОК" на психофизиологические показатели человека после выполнения пробы НКУК / Л.А. Сорокина, Л.Г. Буйнов, Г.В. Бузник, П.Д. Шабанов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2015. Т. 13. № S1. С. 156-159.
  3. Сыроежкин, Ф.А. Современные средства вестибулярной реабилитации и повышение статокинетической устойчивости / Ф.А. Сыроежкин, В.В. Дворянчиков, А.А. Благинин, Л.Г. Буйнов // Военно-медицинский журнал. 2016. Т. 337. № 4. С. 36-42.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle