Библиографическое описание:

Белова С. Б. Дистанционные курсы для начальной школы, как эффективная составляющая индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с особыми возможностями здоровья // Молодой ученый. — 2016. — №19.1. — С. 16-18.



Эффективная самостоятельная образовательная деятельность обучающихся — это результат, на который нацелены все передовые технологии в образовательной среде, в частности дистанционные. Дистанционные технологии позволяют максимально эффективно реализовать организацию индивидуальных образовательных маршрутов, с учетом стратегии изучения предмета, особых возможностей и потребностей учащихся. В индивидуальную образовательную стратегию может входить темп, уровень усвоения образовательных программ, преодоление «барьеров», т. е. создание доступной среды. Для оптимального осуществления дистанционного обучения необходимо создание адекватной возможностям ребёнка охранительно-педагогической среды, системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов деятельности. Коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребёнка.

Работая за компьютером индивидуально, ученик сначала с помощью учителя, а затем самостоятельно задаёт параметры работы: выбирает подходящий темп работы, дозирует информацию в соответствии с возможностями своего восприятия, использует или не использует предлагаемую помощь и т. д.

Индивидуальный образовательный маршрут выступает как средство индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания и как форма конструктивного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса с целью их личностного развития.

Включение в индивидуальный образовательный маршрут дистанционных курсов обусловлено необходимостью:

- преодоления (устранения) пробелов предшествующего обучения;

- предупреждения отставания по программе при длительном нахождении ученика удалённо от места очного обучения;

- коррекции внимания;

- овладения навыками работы на ПК в обучающей оболочке;

- создания условий для повышения уровня самостоятельности;

- подбора индивидуального темпа прохождения отдельных предметов.

Рассмотрим пример индивидуального маршрута, спроектированного автором статьи для ученицы 4 класса с особыми возможностями здоровья.

Индивидуальный образовательный маршрут на 2015/2016 учебный год

ФИО: А. Б.

Класс: 4-й «В»

Форма обучения: надомная, с использованием дистанционных технологий.

Основные цели данного учебного года:

  1. Овладение навыками работы на ПК в обучающей оболочке.
  2. Подбор индивидуального темпа прохождения отдельных предметов.
  3. Преодоление (устранения) пробелов предшествующего обучения.
  4. Создание условий для повышения уровня самостоятельности.
  5. Коррекция речевых нарушений

Таблица 1. Расписание индивидуальных занятий

Дни недели для проведения занятий;

очно/on-line

Курсы по основному образованию:

1-я ступень

2-я ступень

3-я ступень

4-я ступень

Дополнительные курсы

Дополнительные занятия, предоставляемые школой

Понедельник: 2 ч

Вторник: 2 ч

Среда: 2 ч

Четверг: 2 ч

Пятница: 2 ч

  1. Русский язык (2 ч)
  2. Чтение (1,5 ч)
  3. Математика (2 ч)
  4. Окружающий мир + История СПб (1, 5 ч)
  5. Английский язык (1 ч)
  6. Технология (0,5 ч)
  7. Музыка + ИЗО (0,5 ч)
  8. Физическая культура (0,5 ч)
  9. ОРКиСЭ (0,5 ч)

Итого: 10 часов

Дистанционные курсы:

«Литературное чтение 4 класс»

«Русский язык 4 класс»

«Математика 3 класс»

Логопед — 1 ч/нед

Далее вы сможете познакомиться с опытом работы автора этой статьи с некоторыми модулями дистанционных курсов, размещённых на сайте дистанционного обучения (СДО) Комитета по образованию Санкт-Петербурга «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий» http://do2.rcokoit.ru/

Учебные курсы разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Литературное чтение 4 класс. Модуль 3: К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

Учащейся, обучающейся на дому по состоянию здоровья, было предложено провести этот урок в Норвегии — в стране удивительной природы и талантливых людей, в стране Эдварда Грига.

Девочка под музыку Грига посмотрела видеофрагмент с видами Норвегии. Узнала значения некоторых слов, которые встретятся ей в рассказе. Получила возможность прочитать или послушать произведение. Проверить, как поняла, о чём рассказывает Паустовский, девочка смогла, нажав на картинку, став участницей викторины. Ученица составила план рассказа и обсудила выполненное задание с учителем. Посетить дом-музей Эдварда Грига даёт возможность, размещённый в этом модуле, видеофильм.

Русский язык 4 класс. Модуль 4: Три склонения имён существительных.

Учащейся была представлена возможность самостоятельного изучения данной темы. Ученица в форме диалога, в которой построен дистанционный урок, познакомилась с тремя склонениями существительных. В рубрике «Обратимся к истории» узнала, что было в древнерусском языке критерием деления на склонения. Прослушала весёлый урок «Радионяни» о несклоняемых существительных. Получила возможность поработать с электронными толковыми словарями С. И. Ожегова, Д. Н. Ушакова, В. И. Даля.

Пройдя тест смогла потренироваться и оценить свои знания по теме.

Ученица выполнила интересные задания по материалам книги Т. Рик «Здравствуй, Имя Существительное», скачала лист выполнения заданий и представила на проверку учителю.

Математика 3 класс. Модуль 3, 4: Время. Единицы времени. Решение задач.

Эти модули из дистанционного курса 3 класса были рекомендованы учащейся 4 класса для преодоления трудностей и устранения пробелов предшествующего обучения по данной теме. Повышению мотивации способствовали рубрика «История возникновения названий месяцев года»; просмотр фильма о времени, природе и человеке; раздел «Страницы истории». Усвоению темы, преодолению трудностей и устранению пробелов способствовало выполнение предложенных заданий и обсуждение их с учителем в видео комнате, на форуме и очно. Просмотр видео урока вместе с учениками Шишкиной школы помог девочке повторить, как определять время по часам. Потренироваться и оценить свои успехи обучающаяся смогла, по представленным в этих модулях, тестам.

Итак, следует помнить, что развитие детей с особыми возможностями здоровья подчиняется общим законам формирования личности и в сложившейся ситуации необходимо использовать все доступные формы обучения и развития. Особый ребёнок в большей степени беспомощный, должен жить не только в собственном своеобразном мире, он нуждается в уважении к нему и эмоциональных контактах. Эти контакты открывают ему окружающий мир, обеспечивают необходимую связь с реальностью. Понимание того, что образовательный процесс должен расширить образовательную среду для детей с особыми возможностями здоровья и строиться такое обучение должно как система гибкого взаимодействия участников с содержанием изучаемых дисциплин и участников между собой является ключевым подходом дистанционного обучения. Дистанционное обучение должно преследовать не только образовательные цели, но и оказывать помощь ребёнку в социализации и личностном развитии.

Литература:

  1. Бойков, А.Е. Методика профилактики информационной зависимости школьников в курсе ОБЖ (5 КЛАСС) / А.Е. Бойков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 4 (110). С. 10-16.
  2. Буйнов, Л.Г. Влияние кортексина на статокинетическую устойчивость человека / Л.Г. Буйнов, Л.А. Сорокина, И.М, Воейков, П.Д, Шабанов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2014. Т. 12. № 4. С. 67-71.
  3. Сорокина, Л.А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой оценки системного мышления учащихся 5-х классов / Л.А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 2. С. 55-63.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle