Произведения Узакбая Казжанулы, написанные на биографическую тематику | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (122) сентябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 19.09.2016

Статья просмотрена: 40 раз

Библиографическое описание:

Жеткизгенова, А. Т. Произведения Узакбая Казжанулы, написанные на биографическую тематику / А. Т. Жеткизгенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 18 (122). — С. 487-489. — URL: https://moluch.ru/archive/122/33835/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье дается анализ поэм поэта-жырау, занимающего особое место в казахской литературе — Узакбая Казжанулы, написанных на биографическую тематику. Говорится об истории появления биографических поэм в общей истории искусства слова, а также упоминаются авторы биографических поэм в казахской литературе.

Ключевые слова: поэт-жырау, биографические поэмы, литературное наследие, поэтическое произведение, сочинение, произведение

В истории искусства слова особое значение придается эстетико-познавательной стороне биографических произведений. В содержании художественного развития разного времени такие произведения выполняли важную роль. «В книге французского философа-схоласта, теолога и поэта Абеляра (ХІІв.) «История моих бедствий» в форме откровений впервые появился биографический, летописный художественный метод. Позже метод откровения и биографического описания получил свое развитие в произведениях Петрарки. В его трудах «О презрении к миру», «О тайном споре забот моих» через авторское мышление дается анализ биографических периодов в форме внутреннего откровения. Основной движущей личностью диалога здесь является сам Петрарка. Здесь анализируется жизнь Петрарки, он обвиняется как грешник и защищается. Такая дилемма была и во второй половине жизни Бокаччо. Оценка периодов жизни в форме откровений существовала как в древней эпохе, так и эпохе Возрождения. Откровения с читателем и описание биографии имеет место и в дневниках Л.Толстого, А.Пушкина [1, с.68]. Ученый-литературовед М. М. Бахтин пишет: «Если спросить, что относится к так называемым биографическим периодам в произведении, они могут быть разными, как в форме откровений, так и в форме правдивого объективного делового отчета (познавательное состояние мысли, политическое, практическое и др.), в конце концов, нас могут заинтересовать особенности изображения биографических ценностей» [2, с.140].

Основное актуальное направление биографических стихов в казахской литературе — оценить с философской, гуманистической точки зрения каждый период жизни, начиная с детства и до достижения столетнего возраста, показать людям истинное содержание жизни, наполненное как муками, так и радостями. В литературном наследии поэтов в истории казахской литературы жанр биографических стихов выделяется своей особой традиционной природой.

Так, например, из биографических стихов «Ваш 25-летний возраст» Бухара Калкаманулы (1668–1781), «Эх, мои пятьдцать лет», «В год, в два года в колыбели я»), «Пятьдесят — возраст настоящего мужчины», «Двадцать пять — возраст, когда я достиг совершеннолетия» Шал (Тлеуке) Кулекеулы (1748–1819), «Где мои пятнадцать лет») Дулата Бабатайулы (1802–1871), «Взяв в руки чашу» Шернияза Жарылгасулы (1807–1867), «Эх, старость, вот и ты пришла в свое время» Суюнбая Аронулы (1822–1895), «Несправедливость жизни видел я глазами» Базара Ондасынулы (1842–1911), «Стих, написанный Нуржаном во время сильной болезни в предсмертном состоянии» Нуржана Наушабайулы (1859–1919), «Узоры жизни» Омара Шораякулы (1878–1924), «Картины старости», «Переходы жизни» Турмагамбета Изтлеуова (1881–1939) и других поэтов мы видим особенности, определяющие своеобразное место этого жанра в национальном искусстве слова.

В этих своих стихах поэты со страстным волнующим чувством влюбленности воспевают картины этого бренного мира, картины жизни, наполненные чудесными секретами, лучистой красотой с самого первого дня появления на свет и до ухода в свой последний вечный путь. Идейно-тематическое направление этих стихов — показать насколько сладок, но при этом короток, как рукоятка камчи, и быстротечен этот бренный мир. Изображается реальность сложного, но в тоже время интересного пути человеческой борьбы, переживающей самые разнообразные перепалки быта с самого появления на это свет.

Поэтическое произведение Узакбая Казжанулы, оставившего своеобразный след в истории казахской литературы, под названием «Жизнеописание» так же можно отнести к ряду самых лучших образцов этого жанра.

Особенность, которая наблюдается в композиционной структуре биографических стихов названного поэта, — это изображение личности, наполненный пламенем, неутомимой силой во все периоды жизни человека до пятидесяти лет, и в период роста, и в период развития, и в период возмужания, и в период зрелости.

При изображении младенчества персонажа, перед глазами встает картина сладкого, как мед, детства:

Как родились и до десяти лет мы были детьми,

И взор наш был обращен вперед [3, c.52].

Нескончаемые интересные моменты детства, проведенного в ауле, передаются правдивым национальным красочным языком. Такие периоды молодости, наполненные силой и мощью, как юность и взросление между 15 и 30 годами, воспеваются где-то мелодичными и романтичными, где-то печальными нотами, показывая, что молодость пролетела, словно сон:

После десяти достигли мы и пятнадцати лет,

С утра и до самого вечера проводили в играх.

С двадцати и двадцати пяти проводили весело

Мы время на праздниках и весельях.

К тридцати годам мы повзрослели, познали быт [3, c.53].

В строках стихотворения прослеживаются чувства тоски по этому периоду жизни, которое больше не вернется — по молодости.

В сорок лет мы смотрим по сторонам.

Это возраст, дающий оценку

Нашим хорошим и плохим поступкам [3, c.53].

Все чувства лирического героя по поводу всей своей жизни особенны конкретными описаниями, наполненными чувств. Вместе с тем, биографические стихи — это произведения, которые являются поучительным примером в объяснении философского восприятия противоречий в жизни. Значит, биографические стихи поэтов — это лирические переживания о событиях, периодах жизни, свидетелями которых они сами были.

В следующих строках поэт описывает печальный облик следующего периода жизни:

Вот и сорок минули.

Пред нами предстает пятьдесят.

Это период, когда человек критически оценивает свою жизнь [3, c.54].

В строках «Вот и прошла молодость, наступила старость, орел в старости не охотится, а потому и в тебе не нуждаются» мы можем заметить как чувство гордости, так и чувство тоски по возрасту, когда-то полному стремлений и мечтаний.

Перечисление ступеней жизни человечества до столетия — это содержание, являющееся общим для биографических поэм в казахской литературе.

В семдесят еще как-то перебиваешься,

А вот в восемьдесят силы тебя начинают покидать.

В девяносто ты уже без сил.

Ну а до ста лет никто прямо не доходит [3, c.54].

Стихи поэта — это литературное наследие, изображающее смысл жизни, в которой чредуются события, наполненные то радостью, то печалью с самого появления на свет и до ухода из жизни. Изображение в специальных творческих жанрах образа человека в разные возрастные периоды, который своей общественно-социальной активностью служит родному народу, — традиционное явление в природе народной литературы.

Литература:

  1. Тебегенов Т. Фольклорные и литературные традиций в творчестве народных поэтов. –Алматы: Білім. 2001. — 332 с.
  2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — Москва: Искусство, 1986. — 445 с.
  3. Менің атым — Ұзақбай. — Алматы: Бабамұра-М. 2011. — 260 б.
Основные термины (генерируются автоматически): казахская литература, период жизни, форма откровений, бренный мир, жизнь, литературное наследие, поэтическое произведение, произведение, самое появление, чувство тоски.


Ключевые слова

произведение, поэт-жырау, биографические поэмы, литературное наследие, поэтическое произведение, сочинение

Похожие статьи

Поэтические произведения (стихи), связанные с культурой...

Поэтические произведения (стихи) конаккаде — это творческое произведение, созданное по настойчивой просьбе окружающих поэта хозяев дома.

Это — реальность казахского быта. Необходимость каждого казаха быть готовым во всех случаях жизни в разной среде уметь...

Поэтическая антропософия М. Волошина | Статья в сборнике...

Штейнерианство было настоящим откровением для М. Волошина, «самой тайной его страстью», пишет А. Зорин в статье, посвященной рассмотрению жизни и творчества М. Волошина и

10. Волошин М. Из литературного наследия. — СПб.: Наука, 1991.

Золотой век испанской поэзии: основные направления и авторы

Поэтическое наследие Мигеля де Сервантеса рассредоточено по текстам прозаических произведений и пьес.

Его произведения выбирают себя весь художественный мир, складывавшийся на протяжении

Краткая характеристика литературы периода Золотой Орды.

Роль художественной литературы в воспитании молодого...

художественная литература, молодое поколение, Литература, произведение, искусство слова, писатель, жизнь, духовный мир человека, эстетическое воспитание, учащийся.

Русский символизм как литературное течение | Статья в журнале...

Кроме того, в произведениях русских символистов можно заметить отголоски философии Ницше и Шопенгауэра.

Символизм как миропонимание, мировоззрение, своеобразная философия жизни.

Поэтические течения в русской литературе конца ХIХ — начала ХХ века.

Литература и искусство художественного слова в воспитании...

А самый удобный вид познания мира другого человека ‑ это художественная литература, наука, духовность и созидание.

Эти художественные произведения на многие годы остаются популярными, и впечатления остаются на всю жизнь, что и призывает к повторному...

Тема страдания в лирике И. Ф. Анненского (на примере...)

К нему, при жизни более известному как ученому-филологу, специалисту в области античной

Таким образом, можно утверждать, что поэтический мир Иннокентия Анненского

[8]. Мотивы тоски, смерти и отчаяния тесно переплетаются в произведениях поэта, который убежден, что...

Дневниковая литература Японии как...

В средневековой Японии литературное произведение включало в себя комплекс морально-этических, эстетических, духовных и нравственных постулатов, который оформлялся в канонизированном поэтическом формате. Все жанры художественной литературы были...

Роль литературы о войне в нравственном воспитании

О войне и мире, о жизни и смерти, о боли и разлуке невозможно было писать, следуя политическим и идеологическим установкам.

Поэтому произведения о войне «оздоровили» литературу и внесли в неё общечеловеческое содержание.

Похожие статьи

Поэтические произведения (стихи), связанные с культурой...

Поэтические произведения (стихи) конаккаде — это творческое произведение, созданное по настойчивой просьбе окружающих поэта хозяев дома.

Это — реальность казахского быта. Необходимость каждого казаха быть готовым во всех случаях жизни в разной среде уметь...

Поэтическая антропософия М. Волошина | Статья в сборнике...

Штейнерианство было настоящим откровением для М. Волошина, «самой тайной его страстью», пишет А. Зорин в статье, посвященной рассмотрению жизни и творчества М. Волошина и

10. Волошин М. Из литературного наследия. — СПб.: Наука, 1991.

Золотой век испанской поэзии: основные направления и авторы

Поэтическое наследие Мигеля де Сервантеса рассредоточено по текстам прозаических произведений и пьес.

Его произведения выбирают себя весь художественный мир, складывавшийся на протяжении

Краткая характеристика литературы периода Золотой Орды.

Роль художественной литературы в воспитании молодого...

художественная литература, молодое поколение, Литература, произведение, искусство слова, писатель, жизнь, духовный мир человека, эстетическое воспитание, учащийся.

Русский символизм как литературное течение | Статья в журнале...

Кроме того, в произведениях русских символистов можно заметить отголоски философии Ницше и Шопенгауэра.

Символизм как миропонимание, мировоззрение, своеобразная философия жизни.

Поэтические течения в русской литературе конца ХIХ — начала ХХ века.

Литература и искусство художественного слова в воспитании...

А самый удобный вид познания мира другого человека ‑ это художественная литература, наука, духовность и созидание.

Эти художественные произведения на многие годы остаются популярными, и впечатления остаются на всю жизнь, что и призывает к повторному...

Тема страдания в лирике И. Ф. Анненского (на примере...)

К нему, при жизни более известному как ученому-филологу, специалисту в области античной

Таким образом, можно утверждать, что поэтический мир Иннокентия Анненского

[8]. Мотивы тоски, смерти и отчаяния тесно переплетаются в произведениях поэта, который убежден, что...

Дневниковая литература Японии как...

В средневековой Японии литературное произведение включало в себя комплекс морально-этических, эстетических, духовных и нравственных постулатов, который оформлялся в канонизированном поэтическом формате. Все жанры художественной литературы были...

Роль литературы о войне в нравственном воспитании

О войне и мире, о жизни и смерти, о боли и разлуке невозможно было писать, следуя политическим и идеологическим установкам.

Поэтому произведения о войне «оздоровили» литературу и внесли в неё общечеловеческое содержание.

Задать вопрос