Библиографическое описание:

Шевелева Е. И. Психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников // Молодой ученый. — 2016. — №18. — С. 196-198.



 

Актуальность данной работы заключается в том, что именно в этом возрасте учащиеся начинают задумываться и самостоятельно выстраивать свою перспективу будущего, выбирают, кем и каким ему быть в будущем. Поиск профессии — одна из важнейших проблема юности [1, с. 112]. Старшеклассник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни. В связи с этим меняются требования к старшему школьнику и условия, в которых происходит его формирование как личности: он должен быть подготовлен к труду, к семейной жизни, к выполнению гражданских обязанностей [2, с. 45].

Подготовка к выбору профессии необходима, так как она является неотъемлемой частью гармоничного развития личности. Ее следует рассматривать в совокупности и взаимодействии с нравственным, интеллектуальным, физическим, эстетическим становлением личности, ее совершенствованием, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса [3, с. 36].

Адекватность выбора профессии влияет на все стороны и общее качество жизни. Поэтому для старшеклассника очень важно сделать правильный выбор [4, с. 73]. Сложность возникает в том, что в настоящее время появилось множество новых профессий, о которых школьники не имеют практически никакой информации.

Проблемой профессионального самоопределения учащихся занимались такие ученые, как И. С. Кон, Е. А. Климов, И. Ю. Кулагина, Н. С. Пряжников, И. В. Шаповаленко.

Как писал И. С. Кон, профессиональное самоопределение — «это действия молодого человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентаций, действия по пониманию степени соответствия собственных особенностей требованиям выбираемой профессии и действия по саморазвитию у себя способностей и возможностей в процессе профессиональной подготовки и обучения с целью достижения более полного соответствия самого себя относительно выбранной профессии и профессии относительно собственных устремлений» [5, с. 126]. Таким образом, в самоопределение входят процессы самопознания (осознание собственных интересов, склонностей, предпочтений, особенностей своего характера и темперамента) самооценивания (сравнение результатов самопознания с имеющимся представлением о профессиональных требованиях, выдвигаемых со стороны выбираемой профессии) и саморазвития (целенаправленное самоформирование в себе тех качеств, которые необходимы для успешного выполнения будущей профессиональной деятельности).

По мнению Н. С. Пряжникова, «профессиональное самоопределение — это конкретный выбор профессии и непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности» [6]. При таком понимании профессиональное самоопределение — это процесс чередующихся выборов, каждый из которых рассматривается как важное жизненное событие, определяющее дальнейшие шаги на пути профессионального развития личности [7, с. 140]. Всё это позволяет определить сущность профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения.

В исследовании приняли участие 85 школьников, учащиеся 9-ых классов. Из них 46 юношей и 39 девушек, возрастной показатель 15–17 лет. Исследование проводилось на базе Школы-лицея № 16, г. Павлодар, Республика Казахстан.

Школьникам было предложено ответить на вопросы из ряда методик, в настоящей статье я предлагаю рассмотреть результаты двух из них: «Дифференциально-диагностический опросник» Е. А. Климов и методика А. Е. Голомштока «Карта интересов».

Первая методика направлена на выявление профессиональных предпочтений личности.Позволяет определить склонности человека к работе в различных видах профессиональной деятельности. Вторая методика выявляет способности человека в различных областях науки, делопроизводства, общения, профессиональной сфере.

Сопоставление данных, полученных по указанным методикам, позволило сделать следующие выводы с учетом гендерных особенностей:

–                    данные, полученные по методике ДДО свидетельствуют о том, что 65 % юношей склонны к профессиям типа «человек-техника», 50 % к типу профессий «человек-человек» и «человек-знаковая система», 39 % к творческим профессиям и 24 % к типу профессий «человек-природа». Таким образом, у юношей выявляется склонность к техническим профессиям и профессиям, связанным с цифровыми и буквенными знаками. В группе девушек картина несколько другая. У большинства девушек — 67 % проявляется склонность к типу профессии «человек-человек», на втором месте по выбору идут профессии типа «человек-природа» — 54 %. Также наблюдается склонность к типу профессии «человек-художественный образ» — 49 %, 26 % к типу «человек-знаковая система» и 20 % к типу профессии «человек-техника». Можно сделать вывод о том, что у девушек преобладающими являются профессии, связанные с общением, воспитанием, т. е. относящиеся к типу «человек-человек».

–                    данные, полученные в результате обработки методики «Карта интересов» говорят о следующем: среди наиболее предпочитаемых учебных предметов у юношей являются: физика (56 %), физкультура и спорт (50 %), математика (45 %). У девушек любимыми школьными предметами являются биология (74 %), литература (42 %), иностранный язык (38 %). Таким образом, можно сделать вывод о том, что юноши более интересуются точными науками и предметами естественнонаучного цикла, девушке же отдают предпочтение гуманитарным наукам. Юношам больше всего нравятся профессии программиста (52 %), инженера-конструктора (48 %), архитектора (36 %); девушкам нравятся профессии врача (40 %), учителя (38 %), психолога (32 %). Можно сделать выводы о том, что в будущей профессии в большей степени юношей привлекает материальная обеспеченность (45 %), процесс трудовой деятельности (37 %) и перспективность деятельности (30 %); девушек — контакты с людьми (35 %), материальная обеспеченность (30 %), условия труда (28 %), возможность получения новых впечатлений (20 %).

Таким образом, результаты, полученные в ходе диагностического исследования профессионального самоопределения юношей и девушек, говорят о различиях между юношами и девушками в профессиональных интересах, склонностях, мотивации достижения, в обосновании привлекательности профессий.

Выводы по результатам исследования:

Проведенное исследование позволило выделить психологические особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте. Можно отметить, что большинство лиц юношеского возраста предпочитают профессии типа «человек-техника» (42 %), следующим по популярности является тип профессии «человек-человек» (30 %), менее популярен в юношеском возрасте тип профессии «человек-знак» (18 %), а наименее популярны профессии типа «человек-природа» и «человек-художественный образ» (по 5 % соответственно).

 

Литература:

 

  1.                Старостенкова Т. А. Психолого-педагогические проблемы выбора будущей профессии учащимися старших классов / Т. А. Старостенкова // Инновации в образовании. — 2006. — № 2. — С. 108–118.
  2.                Шаповаленко И. В. Возрастная психология / И. В. Шаповаленко. — М.: Гардарики, 2004. — 349 с.
  3.                Климов Е. А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. — М., 1983. — № 2.
  4.                Кулагина И. Ю. Возрастная психология / И. Ю. Кулагина. — М.: УРАО, 1997. — 176 с.
  5.                Кон И. С. Психология юношеского возраста. Проблемы формирования личности: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / И. С. Кон. — М.: Просвещение, 1979. — 175с.
  6.                Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. — М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. — 400 с.
  7.                Резапкина Г. В. Я и моя профессия: программа профессионального самоопределения подростков. — М.: Генезис, 2000. — 128 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle