Библиографическое описание:

Котлярова К. В. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 421-424.



Широкоизвестный факт, что государство контролирует и вносит свои коррективы во все сферы деятельности, окружающие нас повсеместно, чему исключением не является и предпринимательская деятельность.

Основной цель регулирования предпринимательской деятельности со стороны государства является обеспечение условий, необходимых для бесперебойного функционирования внутренней экономики, а также достижения постоянного участия организаций в международном разделении труда с целью извлечения от этого выгод, оптимальных для ведения бизнеса.

Государственное регулирование деятельности организаций представляет собой воздействие государства на них путем принятия нормативно-правовых актов, правовых актов индивидуального регулирования, организации контроля за соблюдением требований законодательства предпринимателями и применения мер стимулирования и ответственности в случае нарушения этих требований.

Через государственное регулирование правительство и Центральный банк оказывают прямое воздействие на совокупный спрос и предложение, а через них уже на темпы экономического роста, занятость населения и на общий уровень цен. Основная задача государственного регулирования— ориентация воспроизводственного процесса на заранее предусмотренный вариант социально-экономического развития страны.

При осуществлении процессов в области регулирования предпринимательской деятельности государство использует систему методов и инструментов, изменяя подходы в зависимости от содержания поставленных задач, опыта решения аналогичных проблем, своих финансовых возможностей.

Существует административное, экономическое, правовое государственное регулирование. Посредством этих методов и инструментов осуществляется систематический контроль над валютным курсом, ценами, процентом и другими макроэкономическими показателями.

Административное регулирование охватывает квотирование, контингентирование, лицензирование и аккредитацию.

Правовое регулирование заключается в установлении «правил игры» для организаций, а также ответственности за нарушение этих правил. Субъектами регулирования являются орган законодательной, судебной, исполнительной властей, построенные по иерархическим принципам. Недобросовестная конкуренция на рынках, соблюдение экологической безопасности, своевременное предоставление декларации о доходах и уплату налогов в порядке и размерах, определяемых законодательством РФ, соблюдение требований стандартизации и сертификации продукции, работ и услуг и многое другое, связанное с созданием и деятельностью организаций находится под контролем правового регулирования. Нарушение этих обязанностей влечет ответственность предпринимателя, которая выражается в наступлении для него неблагоприятных имущественных последствий.

Экономическое регулирование может быть двух видов: косвенное (налоговое, амортизационное, таможенное, кредитно-денежное, валютное) и прямое (государственные субсидии, государственное предпринимательство и программирование).

Прямое регулирование государства заключается в использовании мер запрета, разрешения или принуждения. К прямым методам относятся такие, как государственные инвестиции, субсидии, кредиты, ценовое регулирование.

К административным регуляторам следует отнести такие неэкономические средства государственного регулирования, как правительственное убеждение (например, покупать преимущественно товары не импортного производства, тем самым поддерживая отечественного производителя и т. п.).

Важным инструментом прямого регулирования являются антимонопольная политика государства и государственное программирование. Последнее представляет собой механизм формирования и реализации комплекса мероприятий по решению крупной народно-хозяйственной проблемы размещения производства важнейшей продукции посредством контрактного финансирования госзаказов на предприятиях различных форм собственности на конкурсной (договорной) основе.

Под косвенными регуляторами выступают таможенные тарифы, индикативное планирование, манипулирование налоговым гнетом и др.

В мировой практике определился целый ряд концепций регулирования деятельности хозяйствующих субъектов, которые и будут рассмотрены ниже.

Концепция развития производства (со стороны предложения). Главным здесь является стимулирование развития производительных сил и структурной перестройки фирм, допускающее несбалансированность воспроизводственного процесса. Концепция сбалансированного развития воспроизводства (задача правительства — поддержание равномерного роста различных отраслей при максимально возможной его сбалансированности).

Концепция стимулирования роста производства со стороны спроса (ключевая задача — достижение устойчивого уровня превышения совокупного спроса над уровнем совокупным предложением для ускорения темпов прироста ВВП, обеспечения полной занятости при допущении умеренной инфляции).

Концепция импортозамещения — применяется в тех случаях, когда на рынке преобладают товары импортного производства, когда низкая конкурентоспособность национальной продукции на мировом рынке. Реализация данной концепции оправдывается необходимостью ослабления зависимости экономики страны от импорта. На деле чаще всего осуществление импортозамещения приводит к консервации отставания национальной экономики.

Концепция стимулирования роста со стороны экспортных отраслей.

Широкое применение данной концепции наблюдается в странах, где значительная доля продукции направляется на экспорт. Основная задача здесь — повышение эффективности производства в отраслях, ориентированных на экспорт, с целью обеспечения высокой конкурентоспособности экспортной продукции на мировом рынке и проведения внешнеэкономической экспансии.

Для создания допустимых условий для предпринимательской деятельности, государство должно проводить соответствующую экономическую политику, которая складывается из фискальной, инвестиционной, научно-технической, ценовой, кредитно-денежной, амортизационной и других видов политик, при реализации которых оно в комплексе использует как экономические, так и административные методы.

Роль фискальной политики главным образом заключается в сглаживании возникших экономических трудностей. Под фискальной политикой государства понимается постоянное вмешательство государства в экономические процессы и явления с целью регулирования их протекания. Это совокупность мероприятий в сфере налогообложения, направленных на формирование доходной части государственного бюджета; повышение эффективности функционирования всей национальной экономики; обеспечение экономического роста, занятости населения и стабильности денежного обращения. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика влияет на предпринимательскую деятельность посредством изменений государственных расходов и налогов. Налоги

и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на деятельность хозяйствующих субъектов. [1, с. 251]

Суть кредитно-денежной политики состоит в том, что государство воздействует на денежную массу и процентную ставку, а они в свою очередь — на потребительский и инвестиционный спрос. Главную роль в реализации кредитно-денежной политики играет Центральный банк. Осуществляя денежно-кредитную политику, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования предпринимательства, центральный банк достигает стабильного развития на внутреннем рынке, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов.

Валютная политика — совокупность государственных мер в области внешнеэкономических связей, направленных на достижение стратегических задач и текущих целей страны, поддержание внутреннего и внешнего равновесия. При этом валютная политика всегда определяется валютно-экономическим положением внутри страны и ее местом в системе мирового хозяйства.

Валютное регулирование осуществляется государством посредством использования определенных инструментов, которые представляют собой конкретные организационные и экономические меры, с помощью которых государство воздействует на соотношение спроса и предложения на иностранную валюту внутри страны и на состояние ее платежного баланса. Содержание инструментов и механизм их использования формируются под определенным воздействием реальной макроэкономической ситуации, целей микроэкономической политики и действующего в стране законодательства. Так, к инструментам валютного регулирования относятся применяемые правительством квоты, устанавливаемые лимиты, вводимые штрафные санкции, валютные интервенции и т. д. [2, с. 474]

Структурная политика предполагает обеспечение сбалансированного развития страны и ее регионов, решение задач повышения эффективности производства и удовлетворения потребностей общества. При этом главным ориентиром всегда являлась экономическая пропорция между накоплением и потреблением.

В реальное время структурная политика тесно взаимодействует с инвестиционной и инновационной политиками и направлена на государственную поддержку тех или иных отраслей народного хозяйства, отсталым регионам, где расположены крупные предприятия, успешно функционирующие ранее, теперь обанкротившиеся, монополиям, приносящий основной доход государству, такие как газо- и нефтедобывающие и перерабатывающие, атомные предприятия.

Из вышесказанного следует, что государственное регулирование решает различные задачи, например стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структурах, поддержки экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период. Таким образом, государственное регулирование предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Литература:

  1. Мырзалиев Б. С. Государственное регулирование экономики/ Учебник. — Алматы: «Нұр-Пресс», 2007. — 522 с.
  2. Романовский М. В. Финансы денежное обращение и кредит / М. В. Романовский, О. В. Врублевская. Учебник. — М.: Юрайт-Издат, 2006. — 543 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle