Библиографическое описание:

Протопопов А. В. Анализ безубыточности и оценка уровня операционного риска (на примере АО «Аэропорт Якутск») // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 458-461.



Актуальность темы определяется тем, что современный бизнес невозможен без риска. Риск — это оборотная сторона свободы предпринимательства. С развитием рыночных отношений в нашей стране усиливается конкуренция, расширяются возможности деятельности. Чтобы преуспеть в своем деле, нужны оригинальные решения и действия. Нужен постоянный творческий поиск, нужна мобильность и готовность к внедрению всех возможных технических и технологических новшеств, а это неизбежно связано с риском.

Основной целью предпринимательства является получение максимальных доходов при минимальных затратах капитала в условиях конкурентной борьбы. Реализация указанной цели требует соизмерения размеров, вложенного в производственно-торговую деятельность капитала с финансовыми результатами этой деятельности. Вместе с тем, при осуществлении любого вида хозяйственной деятельности объективно существует опасность (риск) потерь, объем которых обусловлен спецификой конкретного бизнеса. Риском можно управлять, т. е. использовать различные меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к снижению степени риска. При этом основным объектом исследования стали операционные риски предприятия и возможные пути снижения их воздействия. Для того чтобы компания смогла не только выжить на рынке, но и закрепить свои позиции, руководитель должен уметь своевременно выявлять и оценивать риски, а также принимать эффективные управленческие решения по их минимизации.

Для этих целей может быть использован операционный анализ. Основным достоинством операционного анализа является возможность простого и эффективного моделирования того, как влияет на размер прибыли, получаемой предприятием, изменение сразу нескольких факторов: объема выпуска, состава и величины затрат, цены на продукцию, структурных сдвигов в ассортименте продуктов. Одним из показателей, используемых в рамках операционного анализа и характеризующих изменчивость прибыли, выступает операционный леверидж.

Основными элементами себестоимости являются переменные и постоянные расходы, причем соотношение между ними может быть различным и определяется технической и технологической политикой, выбранной на предприятии.

Увеличение вложений в основные средства влечет рост постоянных расходов, в оборотные средства рост переменных. Управляя величиной этих расходов можно существенно повлиять на величину прибыли. Это влияние характеризуется категорией производственного, или операционного, левериджа, уровень которого и определяет величину ассоциируемого с компанией производственного риска. Риск проявляется в том, что предприятие с высоким операционным левереджем, т. е. с существенной долей постоянных затрат в структуре себестоимости сталкивается с большими колебаниями прибыли, нежели предприятие с низким левериджем.

Операционный рычаг или производственный леверидж — это механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж, а также определить точку безубыточной деятельности [1, с. 271]. Эффект операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к еще большему изменению прибыли [2, с. 102].

Рассчитаем точку безубыточности, запас финансовой прочности и уровень операционного леверидж АО «Аэропорт Якутск» за 2013–2014 гг. Все расчеты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Расчет уровня операционного рычага АО «Аэропорт Якутск» за 2013–2014гг.

Показатель

2013г.

2014г.

Отклонение

Темп роста,%

  1. Выручка, тыс. руб.

1 544 082

1 638 234

94 152

106,10

  1. Переменные затраты, тыс. руб.

1 141 571

1 246 675

105 104

109,21

  1. Валовая маржа, тыс. руб.

402 511

391 559

-10 952

97,28

  1. Коэф. Валовой маржи

0,26

0,24

-0,02

91,69

  1. Постоянные затраты, тыс. руб.

344 812

346 585

1 773

100,51

  1. Точка безубыточности, тыс. руб.

1 322 741

1 450 068

127 327

109,63

  1. Операционная прибыль, тыс. руб.

57 699

44 974

-12 725

77,95

  1. Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

49 916

75 497

25 581

151,25

  1. Запас финансовой прочности, %

0,14

0,11

-0,03

80,13

  1. Уровень операционного рычага

6,98

8,71

1,73

124,80

Проанализировав расчетные показатели, можно сделать определенные выводы. Для нормального функционирования предприятия необходимо, чтобы маржинального дохода хватало не только на покрытие постоянных расходов, но и на формирование прибыли. В данном случае в двух рассматриваемых периодах размер валовой маржи превосходит сумму постоянных расходов только на 17 % (2013 г.) и 13 % (2014 г.). Точка безубыточности (порог рентабельности) — такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибыли. Таким образом для покрытия всех затрат предприятию необходимо 1 322 741 тыс. руб. (2013 г.) и 1 450 068 тыс. руб. (2014 г.). В 2014 г. увеличился на 9,6 %, так как затраты выросли, валовая прибыль снизилась на 2,7 %. Запас финансовой прочности в 2014 г. меньше на 19,9 %, чем в 2013 г. Однако, несмотря на это предприятие способно выдержать 11 % снижение выручки без серьезной угрозы для своего финансового положения. Причина снижения и показателя в том, что высокий порог рентабельности. В 2013 г. сила воздействия операционного рычага равна 6,98, в 2014 г. его величина увеличилась на 24,8 % (до 8,71). Изменение выручки на 1 % приведет к изменению прибыли в 2014 г. на 8,7 %.

Определив значение операционного левериджа в целом для предприятия, вычислим запас финансовой прочности, порог рентабельности и уровень операционного рычага за 2014 г. для каждого реализуемых услуг АО «Аэропорт Якутск». Далее, используя методику операционного анализа рассчитаем все показатели для каждой группы (Таблица 2).

Таблица 2

Расчет точки безубыточности по видам услуг АО «Аэропорт Якутск» за 2014г.

Показатель

Взлет-посадка

Авиационная безопасность

Пользование аэровокзалом

Коммерческое обслуживание пассажиров

Прочая авиационная инеавиационная деятельность

  1. Выручка, тыс. руб.

492540

196959

66618

74144

807973

  1. Переменные затраты, тыс. руб.

339635

162994

116049

98587

529410

  1. Валовая маржа, тыс. руб.

152905

33965

-49431

-24443

278563

  1. Коэф. Валовой маржи (стр.3./стр.1)

0,31

0,17

-

-

0,34

  1. Постоянные затраты, тыс. руб.

94421

45313

32263

27408

147180

  1. Точка безубыточности (стр.5/стр.4), тыс. руб.

304150

262765

-

-

426896

  1. Операционная прибыль, тыс. руб.

58484

-11348

-81694

-51851

131383

  1. Запас финансовой прочности ((стр.1-стр.6) /стр.1), %

0,38

-

-

-

0,47

Анализируя полученные данные, видим, группа услуг («Пользование аэровокзалом», «Коммерческое обслуживание пассажиров») имеют отрицательный маржинальный доход, группа услуг «Авиационная безопасность» не достиг порога рентабельности тем самым имеет отрицательную операционную прибыль. «Взлет-посадка» и «Прочая авиационная и неавиационная деятельность» дали прибыль в сумме 189 867 тыс. руб., которая частично пошла на возмещение убытка от выполненных услуг (работ).

Как известно, реализация услуг (работ), не достигших критического объема продаж, представляется более выгодным, так как затраты окупаются в этом случае быстрее. В данном случае, есть пять вида услуги, два из которых приносят прибыль, а реализация трех других дает отрицательный конечный результат, так как для этих групп услуг порог рентабельности еще не достигнут.

Ошибочным будет решение снизить услуги (работы) не приносящих прибыли, так как в этом случае величина постоянных затрат, относящихся доходным группам услуг (работ) увеличится, а это повлечет за собой снижение общей прибыли. Представляется целесообразным при росте объема оказания услуг наращивать долю в объеме предоставления по пользованию аэровокзалом, коммерческим обслуживаниям пассажиров и авиационной безопасности.

Итак, предприятию необходимо уделить внимание соотношению роста затрат и выручки для уменьшения операционных рисков. Изменение переменных расходов должно соответствовать изменению объема продаж, а на данном предприятии они должны снизиться, так как автоматизация предоставления услуг предполагает снижение переменных затрат. По структуре услуг, предоставляемых АО «Аэропорт Якутск», нужно наращивать услуги, пока еще не приносящих прибыль.

Для снижения операционного риска рекомендуется осуществлять постоянный мониторинг деятельности конкурентов, включая мониторинг соответствия их деятельности требованиям законодательства, выполнение мероприятий, направленных на запуск новых и повышение конкурентоспособности существующих услуг компании и, при необходимости, реализацию контрмер.

Литература:

  1. Ковалев В. В. Учет, анализ и финансовый менеджмент: учебно-методическое пособие / В. В. Ковалев. — М.: Финансы и статистика, 2012 – 571 с.
  2. Толкачева Н. А. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Н. А. Толкачева — М. – Берлин: Директ-Медиа, 2014. — 228 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle