Библиографическое описание:

Тинникова О. А., Хакимова М. Е. Использование песочной терапии в коррекционном образовании дошкольников // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 172-174.



Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю.

Конфуций

Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным. Но на самом деле это удивительный и таинственный материал. И дети, и взрослые могут часами возиться в песке, строить песчаные замки или просто наблюдать, как он пересыпается с ладони на ладонь. Песок может быть таким разным: сухим и мокрым, легким и тяжелым, липким и рассыпчатым. Он с легкостью принимает любые формы, а через несколько секунд может рассыпаться. Все эти замечательные свойства песка, дающие широкий простор для творчества и фантазии, как оказалось, можно успешно использовать в терапевтических целях.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма взаимодействия и преобразования мира. Что же происходит с ребенком, когда он играет с песком?

Зачастую ребенок не может словами выразить свои переживания, эмоции, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая из песка свой собственный мир, ребенок освобождается от переживаний, от эмоционального напряжения. А самое главное- ребенок приобретает собственный бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций.

Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Если ребенок в игре становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками — это может стать поводом для размышления о собственной системе воспитания, для обращения за помощью к специалисту.

Использование естественных материалов позволяет ощутить связь с природой. Наблюдения и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей. Происходит «заземление» негативных эмоций, которые словно «уходя в песок» – тем самым успокаивают состояние ребенка, делают его более уверенным в себе, гармоничным. Особенно в холодный период времени удачно происходят сеансы песочной терапии в индивидуальной и подгрупповой работе.

Развивающие занятия с песком эффективнее, чем стандартные приемы:

− во-первых, существенно усиливают желание ребенка узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;

− во-вторых, мощно развивают тактильную чувствительность как основу «ручного интеллекта»;

− в-третьих, более гармонично, интенсивно развивают все высшие психические функции(память, мышление, восприятие, внимание), а также речь и моторику;

− в-четвертых, совершенствуют развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

Многие дети, начиная говорить, не выговаривают некоторые звуки, могут страдать и более глубокими речевыми нарушениями: ОНР, дислалия, алалия, дизартрия, заикание и т. д.; они требуют к себе особого внимания. Сложность различных речевых нарушений ведут за собой и нарушения эмоционально-волевой, коммуникативной сфер, также проявляются и следующие симптомы: нарушение координации движений, низкое развитие мелкой моторики рук, неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития вербальной памяти, внимания, восприятия, более позднее формирование словесно-логического мышления. Поэтому игры — занятия с песком так необходимо детям с нарушением речи. Они приносят радость открытий и удовольствие от игры, существенно повышают мотивацию к логопедическим занятиям, снимают напряжение.

Для работы используем:

− модуль для песка,

− индивидуальные модули меньше размеров,

− разнообразные миниатюрные фигурки,

− природный материал, бросовый материал,

− ситечки, совочки, формочки и т. д.

Работать с песком мы начинаем сразу: сначала строим сказочные города, придумываем, что произойдет с жителями. Такие занятия проводятся с целью диагностики и психопрофилактики. Здесь можно определить лидера, выявить некоторые черты характера ребенка: застенчивость, самостоятельность, нерешительность и т. д.

Затем включаются игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Тактильные ощущения мы получаем через кожу (горячее-холодное, сухое- мокрое, твердое- мягкое и т. д.), кинестетические ощущения — во время движения. Обычно используют игры, которые предлагают Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и Т. М. Грабенко в «Практикуме по креативной терапии»:

− поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и т. д.);

− выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

− создать отпечатками ладоней — кулачков, костяшек ладоней, кистей рук, ребрами ладоней, всевозможные причудливые узоры на песке;

− «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой рук поочередно (сначала только указательными, затем — средними, безымянными, большими, мизинцами);

− «поиграть на поверхности песка, как на пианино и т. д.

Очень интересно детям играть в игры «Найди клад», ребенок находит закопанные предметы, произносит название предмета, описывает его, называет первый звук названия предмета, последний звук названия предмета, составляет с ним предложение. Игра «Отпечатки» или «Следы»: ребенок смотрит на отпечаток, называет предмет, который оставил такой отпечаток, находит его среди других предметов, описывает его. Игра «Следы» хорошо развивает фантазию и воображение ребенка: как ты думаешь, кто оставил эти следы; опиши, кто оставил эти следы, как его зовут, какой он, что любит делать и т. д. Все эти игры развивают речевую активность ребенка, фонематический слух, воображение, творческие способности. В старших группах усложняются.

Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики можно научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это в свою очередь способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но самое важное — ребенок получает первый опыт рефлексии (самопознания), учится понимать себя и других. На первом этапе коррекционной работы при восстановлении пробелов в развитии звуковой стороны речи мы используем игры на развитие фонематического слуха:

− выбрать фигурки, в названиях которых есть звук (а) или другой гласный;

− выбрать фигурки, в названиях которых есть автоматизируемый звук (с) или (ш) и т. д.

Затем задание можно конкретизировать:

− составить предложения, в которых встречаются слова с гласным звуком;

− составить предложения, в которых встречаются слова с конкретным согласным звуком, с дифференцированными звуками;

− составить устно предложения, в которых слова с определенным звуком находятся в начале, в середине, конце слова и т. д.

Все эти игры помогают нам решить немало коррекционных задач:

− закрепить навыки правильного произношения автоматизируемого звука;

− развить умения слышать и вычленять отдельные звуки и звукосочетания в слове;

− развить фонематический слух и т. д.

Дети очень любят лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней. Им нравится превращать буквы «Л» в «А», букву «Ч» в «Т» и т. д. Слова на песке пишем печатными буквами — сначала пальчиком, потом палочкой, держа её как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка, повышает мотивацию к письму.

Такую тему как «Деление слов на слоги» можно изучить с помощью игры «Построй домики». Дети из песка насыпают возвышенности в виде домиков: с 1 окошком, с 2 окошками, с 3 окошками. Сколько в песочном домике окон – столько и слогов. Дети должны расположить возле домиков карточки с предметными картинками, объясняя воспитателю, где 1 слог, 2 слога, 3 слога в слове.

Для развития навыка дифференциации звуков можно использовать игру «Кто быстрее?», «Мой город», «Мы создаем мир», «Песочный детский сад» Эти игры имеют огромное значение для развития и расширения представления ребенка об окружающем мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека, стабилизирует эмоциональное состояние, учат детей самостоятельно действовать, достигать цели через экспериментальную деятельность, развивают мыслительную активность, умения сравнивать, выдвигать гипотезы, делать выводы.

Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

− удается наладить эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми;

− удается достичь положительного эмоционального благополучия, т. к. затрагивает чувства, эмоции ребенка;

− помогает выстроить индивидуальную траекторию развития ребенка;

− оказывает положительное влияние на развитие речи, мышление, познавательные процессы, творческие способности ребенка;

− вызывает положительные эмоции (радость, удивление), снижает негативные проявления(страх, агрессия, тревожность), уменьшает проявления отрицательных эмоций (злость, гнев, обида);

− ребенок учится понимать себя, других людей, окружающий мир.

Следует отметить, что достижение оптимальных результатов невозможно без тесного, доверительного и партнерского взаимоотношения с родителями. Игры с песком — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому родители могут использовать песочницу в развивающих и обучающих играх. Строя картины из песка, придумывая различные истории, взрослые в наиболее органичной для ребенка форме передают ему свои знания и жизненный опыт, знакомят с событиями и законами окружающего мира.

Литература:

  1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптационные игры. СПб.: «Детство-Пресс», 2002.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. СПб.: «Речь», 2005.
  3. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб.: «Речь», 2006.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle