Библиографическое описание:

Капалбаев О. Э. Кыргызское традиционное ремесло по выделке кожи (конец XIX — начало XX века) // Молодой ученый. — 2016. — №16. — С. 279-282.



В данной статье автор попытался определить место ремесла по обработке кожи, занимавшее одно из главных мест среди других прикладных ремесел кыргызского народа в конце XIX — начале XX века. У кыргызского народа, отличавшегося кочевым и полукочевым образом жизни, из шкур домашних животных изготавливалась одежда, посуда, конские снаряжения, необходимые для повседневной жизни и ставшие неразрывной частью жизни кочевников. Автор отмечает, что с развитием общества кожаные изделия, существовавшие тысячелетиями, в настоящее время выходят из употребления и теряют свою ценность.

Ключевые слова: кыргызский народ, кочевничество, ремесло, выделка кожи, обработка кожи, кожаные вещи

Общее понятие. Один из самых древних народов Центральной Азии — кыргызский народ — вёл кочевой образ жизни, поэтому жилища, одежда, пища, конское убранство и хозяйство были приспособлены к исторически сложившимся условиям кочевого образа жизни. Следовательно, развивались только ремесла, необходимые для жизни и хозяйства.

До конца XIX — начала XX века кыргызский народ, не желавший менять свой образ жизни, сохранил и использовал в своем быту предметы, необходимые для кочевой жизни[1]. Известно, что некоторые из этих народов выращивали урожай, достаточный для себя и своей живности [2], а предметы и вещи изготавливали в основном только тогда, когда делался заказ, или для подношения в качестве дара. В традиционной культуре кыргызов считалось неприличным продавать изделия, существовал обычай дарения «тартуу», «белек». Дарились дорогие вещи, изготовленные из дерева, кожи, железа или другого материала. Они преподносились как подарок представителям знати, или стороне, скоторой имелись тесные связи. По обычаю, получатель дара отвечал взаимностью, он оценивал ценность подарка и мастерство изготовленной вещи за высокую цену (обязательно должен был дарить более весомые вещи) [3].

Кыргызский этнограф и историк Белек Солтоноев в своем труде отмечает: «Из обработанной кожи изготавливались овчинные тулупы, штаны, тебетеи, халаты, калпаки, кементаи (войлочный халат без подкладки), покрывала, войлочные сапоги, разнообразные кийизы, мешки, арканы, нитки и верёвки. Из выделанной кожи горного или домашнего козла шили нарядные замшевые штаны, расшитые узорами, низ штанины отделывался мехом соболя. Такие штаны носили богатые феодалы. О таких штанах говорили «широченные штаны — сильно расширенные к низу». И ещё было выражение «кроме кементая и тулупа все остальное заправлялось в штаны». (Это предложение сказано, скорее всего, как шутка. Так как наружные одежды заправить в штаны невозможно — К.О.). Такие штаны были очень прочными и носились 5–6 лет.

«Всё конское убранство изготавливали сами, седло вместе с подпругами, стремя из рога или изогнутой берёзы …»[4] описывается здесь же. В данном тексте нас особенно заинтересовали слова «сами изготавливали». Он особо отмечает, что в повседневной жизни, люди разных слоев могли своими руками изготавливать все: будь то одежда, посуда из кожи, или другие пожитки, необходимые для повседневной жизни. Понятно, что для человека, не умеющего работать с кожей — это очень трудная работа, а для человека того времени не составляло труда.

Другими словами, эти все вещи сделаны в юрте. Для изготовления вещей из кожи не требовалось большое количество людей. Над обработанной кожей трудились лишь 2–3 ремесленника, что служит доказательством искусства развития обработки кожи[5].

Известный русский ученый-историк А. Н. Бернштам в своей работе сказал следующее: «Кочевники работали по дереву, изготавливали войлочные изделия, в совершенстве знали ремесло выделки кожи, занимались животноводством, были воинами, торговцами» [6]. Если прислушаться к истории обработки кожи, то несомненно, что человечество с древних времен применяло изделия из кожи[7].Поэтому люди, жившие охотой, пойманную добычу, кроме мяса, использовали и изготавливали изделия из шкуры, кожи, совершенствовали свое ремесло. Значит, первый этап выделки кожи существовал еще в давние времена.

Конечно, с развитием общества некоторые способы обработки кожи улучшались и количество изделий, изготовленных из нее, постепенно увеличивалось. Причина этому — предметы, изделия, которые использовали кыргызы; например: ткань и другие вещи, которые применялись кочевниками, определенно были тесно связаны с культурой Древнего Китая и Восточного Туркестана[8].

Если бы мы, исследуя ремесло кочевников, развивали дальше эти открытия как С. М. Абрамзон пишет в своей работе: «История доказала, что в Южной Сибири, в Жети-Суу, в Тянь-Шане, в Памир-Алае запущено в широком масштабе археологическое исследование племени кыргызов, материальная культура саков, гуннов, усуней и докочевых тюрков и монголов, а их степень материальной и культурной традиции дает возможность продолжить и направлять эти исследования. Эти исследования подтверждены найденными на кладбище Кенкола предметами одежды и обуви, употреблявшимися в быту не только кыргызами, но и народами Средней Азии и в настоящее время эти предметы хранятся в музеях» [9]. Итак, можно сказать, что найденные предметы говорят о том, что кыргызы являются наследниками вышеперечисленных кочевых народов Центральной Азии.

В 1939году А. Н. Бернштам нашел шелковое женское платье, исследуя, заметил, что нижняя часть была сделана из кожи (выделенная кожа). А обувь была мягкой и без каблука и очень похожа на современную точилу (точильный станок)[10]. Б.Солтоноев в своей работе пишет, что: «Не было таких женщин, которые не носят платье с разрезом от пояса (белдемчи) и мужчин, не одевающих штаны. А невеста шила себе и носила кожаную обувь с драгоценными камнями на каблуках. Также говорили неодобрительно, что кожаная обувь женщину делает похожей на «кобылу с жеребенком» [11]. Итак, вещи принадлежавшие древним кыргызам развиваются вместе с эпохой, обществом.

Одна из причин развития ремесла обработки кожи у кыргызского народа — это то, что кыргызы в огромном количестве держали скот. Например, обрабатывали баранью шкуру. Из бараньей шкуры изготавливали одежду, одеяла, войлок (кийиз, шырдак); из кожи — тулуп, шубу (тон), матрасы (талпак, көлдөлөң), кожаные штаны; а мясоупотребляли в еде; кость была нужна для изготовления трубачек для стекания мочи в «күлтүк» (колыбельный горшок) а кости отдавали собакам; кизяк использовали для топки печей. Кыргызский народ в совершенстве овладел ремеслом обрабатывания кожи, шкур, кости и жил, потребляя плоды своего ремесла.

В работе Н. В. Кюнера про древних кыргызов (хакянсы хакас(кыргыз)) пишется: «Есть у кыргызов свои музыкальные инструменты, такие как: добулбас, флейта, дудка и др. А на сборах устраивали соревнования верблюдов, львов, играли в конные игры. А лошади у них необычайно ловкие и большие. В состязаниях первостепенную роль играет конь. У кочевников есть разные животные: верблюды, быки, бараны. Среди них особое внимание уделяют быкам. У некоторых богачей численность быков составляет 2–3 тысячи голов» [12]. Из этих источников видно, что кыргызы уделяют особое внимание скотоводству.

А. Н. Бернштам в своем труде отмечает, что выделка кожи, и связанные с ней работы, касались прежде всего женщин[13]. Разумеется,изготовление, выделка, обработка кожаных изделий из шкур мелкого рогатого скота не требовало больших усилий, поэтому они сами справлялись с этой работой. Однако для обработки шкур крупного рогатого скота (верблюдов, коров, лошадей) у них не было достаточно сил, поэтому в этом деле требовались мужская рука и дополнительные орудия труда. Так, для обработки шкур крупного рогатого скота использовался «талку» — устойчивое, раздвоенное, средней толщины орудие[14]. Две стороны этого инструмента находятся на расстоянии 1,5–3см, на которых высечены зубцы. Между стойками из крепкой древесины устанавливается валик[15]. После многократного вяления на талку шкура крупного рогатого скота приобретает следующие виды: кайыш — сырая кожа; булгаары — замша (и другие виды: чем, курум, чегирим, көөн) [16].

Теперь рассмотрим способы обработки кайыш (сырой кожи) и кол булгаары(тонкой выделанной кожи). Сначала свежую шкуру животного замачивают в специальной посуде в большом количестве воды. Через некоторое время мастер определяет на глаз готовность шкуры и вынимает ее из воды для просушки. Полуготовую шкуру затем вновь кладут в малму. Этот процесс называется «малмага салу», т. е. «дубление кожи» или «запарка».

Для изготовления замши использовались шкуры крупного рогатого скота, мелких и диких животных. Перед замачиванием в малме с внутренней поверхности шкуры соскабливается пленка(челденет). В процессе дубления кожу помешивают через день и после впитывания ашаткы, (месиво из соли, айрана и отрубей) шкуру вынимают из воды через 5–7 дней. После вынимания из чана шкуру поласкают в чистой речной воде и только после этого берут для обработки на талку.

Сейчас для выделки шкуры крупного рогатого скота используют известь. В этом случае толщина шкуры разбухает в толщину пальца. Шерсть шкуры соскабливают или сбривают ножом.

В большом чане с водой с определенным количеством соли и муки шкура замачивается на 20–30дней с периодическим помешиванием. После высушки шкуру обрабатывают на талку 1,5–2 часа, в результате получается белая выделенная кожа. Из этой кожи изготовляется конское снаряжение[17].

В настоящее время наблюдаются следующие способы выделки шкуры. Сначала шкура обрабатывается солью на 1 день; затем внутренняя поверхность заливается 1,5 литром керосина; после этого заворачивается; в результате таких процессов происходит выпадение шерсти. Такие способы выделки кожи связаны с появлением в повседневной жизни кыргызского народа современных форм обработки материалов.

Шкура должна находиться в темном, сыром месте; после этого берется на талку. После просушки из нее получается белая сырая кожа.

Таким образом, шкура становится мягкой после выделки, если ее намазать черным маслом и держать в сырости (сырая кожа будет готова через 2–3 дня).

Есть еще другой способ выделки шкуры: как только содрана шкура коровы, ее поверхность засыпают известью, затем удаляют шерсть. Качество шкуры портится, если использовать нож. После этого шкуру помещают в малму, которая закисляется и издает неприятный, жженный запах. После закваски шкура утолщается. Малма (закваска) должна стоять в теплом месте и находиться под постоянным контролем. Когда подходит время (20дней) шкуру освежают дня два (нужно избегать солнца, так как от этого шкура сжимается и твердеет). Через два дня берется на талку. Насколько кожа будет мягкой, настолько она будет удобной и легкой в использовании. Этого можно достичь в результате выделки кожи до кондиции. По этой же технологии изготовляется белая кожа.

Как отмечалось выше, народные способы обработки кожи играют значительную роль, т. к. при выделывании кожи используются методы, занимающие особое место в географических, общественно-политических, экономических и этнокультурных связях. Как показывают этногеографические, этнокультурные и другие связи, методы обработки кожи сохранились и по сей день. С древних времен и по сегодняшний день можно разделить изделия из шкуры на следующие классификации:

1)Одежда, сшитая из шкуры — тон, ичик, чапан, доолдай, малакай, тебетей, тумак, күрмө, жаргак, кандагай шым, кол кап, кур, кемер (овчинный тулуп, меховая шуба, войлочный чапан, тебетей, тумак, фуфайка, меховые штаны, руковцы, ремни).

2)Посуда — көөкөр, чака, кол чанач, чанач, сабаа, көнөк, көнөчөк, меште, моюнча, тулуп (посуда для кумыса, чанач для кумыса, ручной бурдюк, кожаное ведро);

3)Домашние предметы — талпак, көлдөлөң, бостек, көк, учук, туз баштык, жапкак;

4)Обуви — валенки, стельки, сапожки из шкуры и кожи, чокой.

5)Музыкальные инструменты (частицы) — небольшой барабан, комуз, скрипка, посох, палка;

6)Военное снаряжение (частицы) — стрелы, ножи, кинжал и колчан, меч, щит.

Использовались шкуры домашних идиких животных, которые делились на следующие виды:

1)Шкуры домашних животных (конь,корова, верблюд, баран, козел, як);

2)Шкуры горных и диких животных (козел, архар, косуля, кийик, олень, сурок, кулан);

3)Шкуры хищных животных (тигр, снежный барс, рысь, волк, лиса, дикая кошка, куница, барсук, медведь, выдра).

Следует подчеркнуть,что между шкурами домашних и диких животных большая разница. Например, из шкур хищных животных обычно делают головные уборы и верхнюю одежду. Например, шуба из барса, волчья шуба;

Головные уборы шили из шкуры лисы, сурка, выдры;

Шкура тигра была одной из самых дорогих, почитаемых у богатых людей, простые люди одевались в шкуры обычных животных[18].

В начале статьи мы говорили о том, что все представители общества сами обрабатывали шкуры. Но не все люди умели шить и кроить, — этим занимались лишь самые искусные мастера. Например, рукодельницы, которые шили одежду, назывались «уз чебер», мастера, которые изготавливали конскую сбрую, назывались уста, ремесленники, которые обрабатывали кожу, назывались «көнчү».Казахи, уйгуры, также занимавшиеся этим ремеслом, назывались «көнчү» [19].

Проф. А.Асанканов в своем научном труде «Жуңго Шинжан кыргыздары» отметил, что кыргызы Кызыл-Суйского района КНР из выделенных коровьих шкур изготавливают двухсотлитровые бурдюки для кумыса, в отличие от кыргызов Ала-Тоо, которые используют бурдюки из конских шкур (чанач)[20].

Поразительно то, что в наше время двухсотлитровые бурдюки (чанач) по-прежнемуиспользуются в Кызыл-Суйском районе (КНР). Изготовление таких предметов тесно связано с этнокультурой других народов.

Завершая,хочется отметить, что творческие изделия народных умельцев, в том числе и бытовые предметы из кожи, непосредственно связаны с бытом кыргызского народа. Искусство творчества народных мастеров развивалось и совершенствовалось, пройдя немало этапов, влияя на творчество народов Центральной Азии.

Кроме создания предметов из кожи, меха и шкур параллельно стало развиваться творчество по изготовлению вещей из кости, железа и рога.

Культурное наследие кыргызского народа, в том числе и искусства по изготовлению предметов из меха, шкур, кожи, должно глубже исследоваться и занять достойное место в истории развития человечества.

Литература:

  1. Абрамзон С. М. Кыргыз жана Кыргызстан тарыхы боюнча тандалма эмгектер / Котор. С.Мамбеталиев, Д.Сулайманкулов, С.Макенов. — Б.: «Кыргызстан — Сорос» фонду, 1999. — С.81.
  2. Солтоноев Б. Кыргыз тарыхы / Жооптуу редактору: А. Ч. Какеев. — Б.: «АРХИ», 2003. — С.10.
  3. Полевой материал автора. Нарынская обл., село Оттук. Тетрадь № 3, 2006. — С. 4.
  4. Солтоноев Б. Кыргыз тарыхы / Жооптуу редактору: А. Ч. Какеев. — Б.: «АРХИ», 2003. — С.12.
  5. Полевой материал автора. Токтогулский район, село Торкент. Тетрадь № 3, 2006. — С.4.; КНР Кызыл-Суу автономная область, район Ак Чий,село Кара Чий. Тетрадь № 1, 2014. — С.2.
  6. Бернштам А. Н. Избранные труды по археологии и истории кыргызов и Кыргызстана. Сост.: К.Ташбаева, Л.Ведутова. — Б.: «Айбек», 1997. — С.38.
  7. http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/03/03_04/978–5–88431–148–7/
  8. Бернштам А. Н. Избранные труды по археологии и истории кыргызов и Кыргызстана. Сост.: К.Ташбаева, Л.Ведутова. — Б.: «Айбек», 1997. — С.38.
  9. Абрамзон С. М. Кыргыз жана Кыргызстан тарыхы боюнча тандалма эмгектер / Котор. С.Мамбеталиев, Д.Сулайманкулов, С.Макенов. — Б.: «Кыргызстан — Сорос» фонду, 1999. — Б.81.; Бернштам А. Н. Избранные труды по археологии и истории кыргызов и Кыргызстана. Сост.: К.Ташбаева, Л.Ведутова. — Б.: «Айбек», 1997. — С.37.
  10. Бернштам А. Н. Избранные труды по археологии и истории кыргызов и Кыргызстана. Сост.: К.Ташбаева, Л.Ведутова. — Б.: «Айбек», 1997. — С.37.
  11. Солтоноев Б. Кыргыз тарыхы / Жооптуу редактору: А. Ч. Какеев. — Б.: «АРХИ», 2003. — С.12.
  12. Кюнер Н. В. Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока. — М.: «Издательство Восточной литературы», 1961. — С.59.
  13. Бернштам А. Н. Избранные труды по археологии и истории кыргызов и Кыргызстана. Сост.: К.Ташбаева, Л.Ведутова. — Б.: «Айбек», 1997. — С.38.
  14. Капалбаев О. Э. Кыргыздардын салттык жыгаччылыгы (тарыхый-этнографиялык изилдөөлөр XIX кылымдын аягы — XX кылымдын башы). — Б.: 2014. — С.204.
  15. Полевой материал автора. Жалал-Абадская обл., Кара-Кулжинский район, село Ылай-Талаа. Тетрадь № 3, 2006. — С.12.
  16. КНР Кызыл-Суу автономная область, район Ак Чий,село Кара Чий. Тетрадь № 1, 2014. — С.4.
  17. Полевой материал автора. Токтогулский район, село Торкент. Тетрадь № 3, 2006. — С.9–11; КНР Кызыл-Суу автономная область, район Ак Чий,село Кара Чий. Тетрадь № 1, 2014. — С.9,26.
  18. Полевой материал автора. Токтогулский район, село Торкент. Тетрадь № 3, 2006. — С. 7; КНР Кызыл-Суу автономная область, район Ак Чий,село Кара Чий. Тетрадь № 1, 2014. — С.9,26.
  19. Каримова Р. У. Традиционные художественные ремесла и промыслы уйгуров. — Алматы: Дайк-Пресс, 2005. — С.136.; Кулжыбаев Е. У. Өрүм өнөрү. Адистемелик окуу куралы. — Алматы: Абай ат. КазУПУ, 2004. — 56 с.
  20. Асанканов А. А. Жуңго Шинжаң кыргыздары. Артыш: «Кызыл-Суу кыргыз басмасы». — 2013. — С.261.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle