Библиографическое описание:

Марченко Н. Л. Изменение в самодержавной структуре власти по инициативе самодержцев - Екатерины Великой и Александра I // Молодой ученый. — 2016. — №16. — С. 286-288.



 

Статья говорит о вынужденных попытках государственной власти проведение реформ государственного аппарата, направленных на некоторое ограничение безграничной власти абсолютизма. Данное показывается на периодах правления Екатерины Великой и её внука Александра I. Кратко дается информация о таких понятиях как власть, самодержавие, абсолютизм. Делается вывод, что данные реформы были очень важны для Российский империи, но фактически имели свое воплощение лишь в Польском царстве. Фактически не проведение данных преобразований тормозило дальнейшее развитие Российский империи и в последствие сказалось на экономическом развитии, а в конечном счете и на судьбе Российский монархии.

Ключевые слова: самодержавие, абсолютизм, власть, реформы, вертикаль власти, законы, «просвещенный абсолютизм»

 

Перед тем, как рассматривать данные изменения приведем трактовку термина власть.

Власть — влияние на основе закона или традиций, то есть не физическое воздействие, оказываемое на других людей в рамках закона или обычая; возможность навязывать свою волю или решения других людей независимо от их желания. При самодержавии данная власть доведена до апогее, в руках, как правило одного человека. Как же при таких обстоятельствах люди обладавшие абсолютной властью, решили отказаться от хотя бы малейшей её части? Дело в том, что власть только кажется не зыблемой и непоколебимой, но если мы будем говорить о вертикали власти, то изменению увы к счастью, власть не так не подвержена. Мудрый власти держатель понимает, что управляемая им масса, как река, и он, как сила контролирующая, что бы эта река не вышла из берегов.

Давайте рассмотрим инициативу Екатерины Великой по самоограничению власти в России. Екатерина Великая, при бесспорном незаконном приходе к власти, делает попытки, в переломный мировой период от феодализма к капитализму использовать идеи «просвещенного абсолютизма», которые были разработаны в сочинениях Вольтера, Монтескье, Дидро, Руссо.

Главная идея «просвещенного абсолютизма» в том, что человек рождается свободным, и устанавливается «общественный договор»: между народом и правителем «Философом на троне». Екатерина Великая, используя данные идеи разработала «Наказы», в которых изложила свое видение политики «просвещенного абсолютизма»: неограниченный монарх «философ на троне», разрабатывает идеальную систему законов. Помощь в управлении государством «просвещенному монарху» должны были оказывать дворяне, таким образом, часть власти возлагалось на социальную базу самодержавия, так как. Именно часть дворян обеспечила властью Екатерину. Просвещенный монарх должен заботиться о просвещении народа, и создании фактически условий для нарождающегося строя: школьная реформа, вольные типографии, открытие предприятий. Главным препятствием на пути данного стояло крепостничество. Для изменения в своде законов- Соборного уложения от 1649 года была собрана Уложенная комиссия, однако она не выработала ни каких решений и была распущена в связи с связи начавшейся русско-турецкой войной. В политике Екатерины Великой, после выступления Степана Разина, а так же революционных событий во Франции происходит отказ от нововведений и ужесточении внутренней политики.

Следующей попыткой реформирования является деятельность Негласного комитета во главе с М. М. Сперанским в период правления Александра I. Проект «Введения к уложению государственных законов», включал в себя управление государством на основе разделения властей: законодательная принадлежит новому выборному учреждению: Государственной думе. Руководит Государственной думой должен был канцлер, назначаемый царем. Выборы в Государственную думу должны быть четырех ступенчатыми (сначала в волостную думу, затем депутаты этих органов избирали членов окружных дум, те в свою очередь- депутатов губернских дум, а депутаты губернских дум выбирали депутатов Государственной думы.). Исполнительную власть осуществляли министерства, судебная власть принадлежит Сенату. Государственный совет -должен был стать совещательным органом.

1 января 1810 года был обнародован манифест о создании Государственного совета.

В 1811 году М. М. Сперанский подготовил проект «Уложение Правительствующего Сената»

Проводимые в 1810–1811 гг. преобразования, а так же стремление предоставить крепостным гражданские права вызвали такую бурю негодования, среди высших чиновников большинства дворян, что Александр I был вынужден прекратить осуществление реформ: слишком свежа была в памяти судьба отца.

К попытки реформировать можно отнести, дарование конституции Польше. Разработанная в 1818 году конституция гарантировала неприкосновенность личности, свободу печати, уничтожения так же формы наказания, как лишение имущества и ссылки без решения суда, обязывала использовать польский язык во всех правительственных учреждениях, назначать на все государственные посты только подданных Царства Польского. Главой польского государства, объявлялся российский император, который должен был приносить присягу на верность, принимаемой конституции, можно говорить о воплощения принципа федерализма в Российский империи. Законодательная власть принадлежала состоящему из двух палат Сейму и царю. Нижняя палата избиралась от городов и от дворянства. Избирательное право было ограничено возрастным и имущественным цензом. Не обладал правом принимать законы, сейм мог лишь представлять обращения о предложении об их принятии на имя императора. Законопроекты должны были обсуждаться в Государственном совете.

Польская конституция стала первым подобным документом на территории Российский империи. Она сняла на время напряженность в отношениях между властью и польским населением.

Реформирование продолжалось и менее чем через год, после польской конституции, на стол Александра лег проект конституции составленный Н, Н. Новосильцевым. В 1820 году проект был полностью готов и назван «Уставная грамота Российский империи». Главным пунктом данной конституции в отличии от мировых конституций было верховенство императорской власти, а суверенитета народа. Согласно проекта законодательная власть находилась в руках двухпалатного парламента, без согласия которого царь не мог издать не одного закона, существенное ограничение самодержавия. При этом, правом законодательной инициативы обладал только царь. Император возглавлял так же исполнительную власть. При этом по опыту польской конституции, предполагалось предоставить гражданам Российский империи свободу слова, вероисповедания, провозглашалось равенство всех перед законом, неприкосновенность личности, право на личную собственность. Увы в отношении крепостных термин граждане не применялся, они продолжали быть так же бесправными. О самом крепостном состоянии основной массы населения Российский империи, а так же крепостном праве в проекте не говорилось. «Уставная грамота» предполагала федеративное устройство Российский империи, разделенной на наместничества. В каждом из наместничеств предполагалось создать двухпалатные парламенты. Таким образом проект предполагал ограничить безграничную власть самодержца. Вместе с грамотой предполагалось подписать и проекты манифестов, вводивших в действие основные положения «Уставной грамоты». Однако подписаны они так и не были.

К концу царствования император Александра I столкнулся с тем, что не его преобразования вызывали не только не приятие, но и открытое противодействие социальной базы- большинства дворян. Печальный опыт отца и деда показывал возможные последствия преобразований.

Одновременно в Европе нарастало революционное движение, которое влияло на российские общество. Император Александра I испытывал с одной стороны давление дворянства, которое опасается за свои привилегии, а с другой стороны — страх перед народными выступлениями, вызванных необходимостью преобразований. Необходимость преобразований, так же понимали, члены тайных обществ. Однако вместо конструктивных принятых решений император Александра I пошел на запрет в 1822 году тайных организаций и начал преследовать их членов. При этом император Александра I нуждался в умных и способных людях для воплощения своих планов преобразований. Он признавал, что сам все не сделаешь, а увы помощников найти не мог. Очень небольшим было число последовательных сторонников реформ. О том, что бы использовать силу тайных организации, речи не могло быть, хотя действия царя- реформатора и представителей тайных обществ были направлены на фактическое реформирование, вопрос был лишь в том, на сколько каждое из них было готово продвинуть в реформах. В реформах инициатором, которых выступал император Александра I наблюдалась противоречивость общих замыслов преобразований- сочетать либеральные реформы с сохранением основ существующего строя: конституция с самодержавием, освобождение крестьян с интересами большинства дворян, которые не хотели терять свои привилегий. Секретность разработки их роднило с заговорщиками. Однако при этом действия «заговорщиков- реформаторов», очень легко было отменить, фактически отказавшись от уже готовых проектов

При этом сказались личные черты характера императора Александра неустойчивость его настроения и мистицизм, в этот период стал для него преобладающим фактором, это было вызвано рядом обстоятельств жизни императора Александра I — гибель отца, не вольным виновником, которой он стал, смерти в короткий срок дочерей, сестры, пожаром Москвы 1812 года, страшным наводнением в Петербурге в 1824 году.

Что роднит Екатерину Великую и её внука Александра I, попытки реформации, понимание необходимости преобразований, но увы не воплощениях планов, вызванных революционными выступлениями в Европе и народными выступлениями в стране, а как же неготовности социальной базы самодержавия — дворянства к преобразованиям и понимания необходимости этих преобразований. К тому приход к власти обоих был обагрен кровь бывшего правителя. При этом Екатерина Великая фактически не обладала правом на престол. Мы с вами начали разговор о преобразованиях, с вертикале власти, характеризовали самодержавие неограниченностью власти, но увы, человек находящийся на троне, должен, учитывать интересы, а так же пожелания социальной базы- дворянства. Тем не менее попытки преобразования, начатые Екатериной Великой и продолженные императором Александром I готовили почву для масштабного экономического и политического реформирования Российской империи в будущем.

 

Литература:

 

  1.              Всемирная история — Этот день в истории. [Электронный ресурс] —http://www.world-history.ru/
  2.              Государственный Исторический Музей. [Электронный ресурс] —http://www.shm.ru/
  3.              Историк. Ру. Рефераты по истории, карты, коллекция исторических источников, каталог сайтов по истории. [Электронный ресурс]—http://www.istorik.ru/
  4.              История. РУ. История России. Всемирная, мировая история — Об истории. Сайт представляет собой статьи биографий великих людей, которые оставили свой след в истории человечества. так же предъявлены карты, династии, хронологии, статьи, аудио лекции, рефераты, экзамены. [Электронный ресурс] —http://www.istorya.ru/
  5.              ХРОНОС — всемирная история в Интернете. Историческая энциклопедия. [Электронный ресурс] — http://www.hrono.ru/index.sema

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle