Михаил Михайлович Сперанский — звезда отечественной юриспруденции | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Наумова Н. В., Кириллова Т. А. Михаил Михайлович Сперанский — звезда отечественной юриспруденции [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 9-12. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/282/13454/ (дата обращения: 20.10.2018).



В статье рассматривается деятельность М. М. Сперанского в процессе подготовки и проведения реформ в России. Раскрывается значение деятельности российского реформатора в деле укрепления отечественной государственности и права, развития российского конституционализма, правозаконности и правосознания.

Ключевые слова: наследие Сперанского, реформа, проект, законодательство, Россия.

The article examines the activities of M. M. Speransky in the process of preparing and carrying out reforms in Russia. The significance of the activity of the Russian reformer in strengthening the national statehood and law, the development of Russian constitutionalism, the rule of law and sense of justice are revealed.

Keywords: heritage Speransky, reform, project, legislation, Russia.

Михаил Михайлович Сперанский (1772–1839), член Государственного совета, действительный тайный советник, полный кавалер высших российских орденов — один из самых выдающихся государственных деятелей России. Реформатор, непревзойденный основатель российской правовой науки и «законоведческого» образования, создатель русской юридической терминологии. [1, с. 47]

Михаил Михайлович внёс неоценимый вклад в процесс развития политической и правовой науки России. Полное Собрание Законов и Свод законов Российской Империи венчают его жизнь, отмеченную и почестями, и преследованиями. Внушительное интеллектуальное наследие Сперанского, его безустанная и добросовестная деятельность в государственной сфере не входят только в границы позапрошлого века.

Вместе с тем, надо констатировать, что кодификационная работа Сперанского содержала пробы многих правлений систематизировать национальное законодательство.

Благодаря М. М. Сперанскому законы были приведены в действие. Русские юристы получили возможность зафиксировать в Собрании законов последовательный исторический прогресс той или иной правовой формы, а в Своде законов получить руководство для практической деятельности. Конечно же, это дало шанс и толчок совершенствованию юридического образования, так как появился объект практического изучения — русское право. Вместе с тем, систематизирование законодательства послужило и усовершенствованию юридической науки в России как предмета научного исследования.

Высшей формой кодификации М. М. Сперанский полагал создание «уложений». Понятие уложения не оставалось у Сперанского постоянным в течение всей жизни, оно развивалось вместе с изменением общих понятий его правового видения. Во время деятельности в Комиссии составления законов для кодификационной политики Сперанскому было свойственно увлечение априорно-рациональными приемами упорядочения законодательства, что нашло свое отражение в его представлении уложения. Впоследствии во второй период своей кодификационной деятельности Михаил Михайлович уже не связывал с понятием уложения политического значения как первой «деятельной силы конституции» и в представляемых Сперанским способах составления уложения заметно уже больше предусмотрительности и меньше оторванности. [2, с. 86]

Задачей любого государства, отмечал М. М. Сперанский, является гарантия безопасности личности, собственности и чести каждого гражданина. Изначально имелись только тиранический труд правительства, воле и усмотрению которых народ предоставил правила достижения этой цели. После чего инициировались эксперименты народа признать коренные законы, что назвали «конституция». Однако же, конституция остаётся пустой теорией, если у законодательной власти не хватит сил вынудить исполнительную власть смириться с конституцией. Суть дела состоит в том, как предположил Сперанский, что всякое правительство стремится к самодержавию и для достижения этой цели ослабляет народ, делит его на борющиеся между собой классы по принципу «разделяй и властвуй». В этих условиях тщетно писать конституции, не обеспечив их выполнение действенной государственной силой.

Служба в Негласном комитете подготовила Михаила Михайловича к работе по введению государственно-правовых и общественных преобразований в стране. В 1803 году Сперанский изложил своё видение судебной системы в специальном документе. «Записка об устройстве правительственных и судебных учреждений в России» отражала поэтапное ограничение самодержавия, переход России к Конституционной монархии, усиление роли среднего класса. Так, реформатор призывал принимать во внимание угрозу повторение в России французской революции. Не допустить построения силовых сценариев в России и ослабить самодержавие в стране — в этом заключалось реформаторская инициатива М. М. Сперанского.

В политических новациях реформаторская деятельность М. М. Сперанского сходилась к нескольким пунктам, дающим стране возможность стать правовым государством. Александр I в целом одобрил «Записку…». Созданный им совет принялся вырабатывать детальный план новых модификаций, положивший началу реформаторской деятельности М. М. Сперанского. Замыслы первоначального проекта неоднократно осуждались и подвергались корректировки.

Общий план был выстроен в 1809 году и его ключевые концепции включали в себя следующие аспекты:

Во-первых, управлять Российской Империей должны три ветви государственной власти: законодательная власть должна находиться в руках новосозданного выборного учреждения; движущие силы исполнительной власти относятся к профильным министерствам, а судебная власть находится под контролем Сената.

Во-вторых, преобразовательная работа М. М. Сперанского положила начало экзистенции еще одного органа государственной власти. Он должен был иметь название Совещательного совета и его формирование должно быть вне основных ветвей власти. Служащие данного учреждения в соответствии с этим должны обсуждать различные законопроекты, учитывать их основательность и вменяемость. Если Совещательный совет будет ЗА — исключительное решение будет принято в Думе.

В-третьих, целью преобразовательной деятельности Сперанского было разделение всех жителей Российской империи на три больших сословия — дворянство, средний класс и рабочие люди.

Тогда в управлении страной принимали участие только представители высших и средних слоёв. Класс имущих наделялся правом голосования, избрания в различные органы власти. Рабочий люд обладал только общими гражданскими правами. При накоплении крестьянами и рабочими личной собственности они могли перейти в имущественные классы — для начала в купечество, а затем, возможно, и во дворянство.

И главное, Дума являлась законодательной властью в стране. Новый механизм выборов возник как результат реформаторской деятельности М. Сперанского. Выборы депутатов проходили в четыре ступени: сначала избирались представители волостей, а уже они устанавливали состав окружных дум. Третьим этапом проходили выборы в законодательный совет губерний. Но право принимать участие в выборах в Государственную Думу наделялись только депутаты губернских дум. Руководитель Государственной Думы мог быть лишь назначенный монархом канцлер.

Данные краткие положения — основные результаты кропотливой работы, которая пробудила к жизни преобразовательную деятельность М. М. Сперанского. Краткое содержание его записки переросло в многолетний, поэтапно разработанный план преобразования страны в современную державу.

Император Александр I, боясь революционных движений, принял решение о выполнении поэтапного плана, чтобы не было стальных волнений в российском обществе. Работы по усовершенствованию государственной машины предлагалось осуществлять на протяжении определенного периода. Окончательным этапом должна была стать отмена крепостного права и становление в России конституционной монархии. [3, с. 124]

Первым шагом на пути преобразования было обнародование манифеста о создании Государственного совета, нового органа государственной власти. Краткое содержание Манифеста сводилось к следующему:

‒ все проекты, направленные на принятие новых законов, должны быть рассмотрены представителями Государственного совета;

‒ совет оценивал содержание и разумность новых законов оценивал возможность их принятия и реализации;

‒ члены Государственного совета должны были принимать участие в работы профильных министерств и вносить предложения по рациональному использованию денежных средств.

В 1811 году инновационная деятельность Михаила Михайловича привела к появлению проекта Уложения Правительствующего Сената. Данный пакет документов должен был стать следующим этапом политических реформ в стране. Разделение ветвей власти предусматривало, что весь Сенат разделится на Правительствующую и Судебную ветвь. Однако этому не суждено было свершиться.

По поручению Александра I Михаил Михайлович Сперанский разрабатывал новые проекты финансовых и экономических реформ, которые предусматривали ограничение расходов казны и увлечение налогов для дворянства. Данные проекты и сам новатор подверглись серьезной критике сенаторов, министров и других высших сановников.

Желание предоставить крестьянам равные гражданские права с остальным народом, спровоцировало в стране множество возмущений, поэтому Александр I был вынужден свернуть проект реформ и отправить Сперанского в отставку. Михаил Михайлович был отправлен на поселение в Пермь и прожил там остаток жизни на скромную пенсию бывшего чиновника.

Это был «удар властью», «властью самодержавия».

Нельзя отрицать значимость проектов, которым дала начало реформаторская деятельность М. М. Сперанского, результаты работы которого стали основой для коренных изменений в структуре российского общества в середине XIX века.

Государственная деятельность Сперанского постоянно привлекла внимание отечественных исследователей — как юристов, так и историков, особенно дореволюционных. Тем не менее, её оценки во многом предопределялись собственными политико-правовыми воззрениями критиков. Неоднозначно освещаются взгляды Сперанского и сейчас.

Изучение и реализация наследия М. М. Сперанского приобретает сегодня новый вектор, особенно в вопросе возрождения Российской государственности на конституционных принципах, реформированию всей системы законодательства, развитию правосознания.

Во время вручения Всероссийской правовой премии имени Михаила Сперанского состоявшейся во Владимирской области 9 ноября 2015 года в рамках традиционных «Сперанских чтений», губернатор области Светлана Юрьевна Орлова отметила, что «нынешнее государственное устройство России — результат воплощения в жизнь наследия великих правоведов Отечества, в том числе и Сперанского: разделение властей двухпалатный парламент всеобщее избирательное право, развитие института суда присяжных и многое другое. Сегодня актуальная основная идея Сперанского — верховенство закона в государстве. Он отмечал, что только законы дают качественный толчок развитию общества. Только законность и правопорядок могут по-настоящему сплотить народ в единое общество и стать идеальным фундаментом прогрессивного и гуманного государственного слоя в нашей стране».

Во Владимирской области идет активное развитие фонда некоммерческих программ имени М. М. Сперанского, разработка программ и конкурсов, направленных на пропаганду личности и его непосредственной деятельности. Изучение его личности активно занимаются правоведы не только нашей области. Как пример, улица Сперанского открывается не только в г. Владимир, но и в г. Санкт-Петербург.

Наследие Михаил Михайловича Сперанского в сфере юриспруденции — это великое достояние России, которое необходимо тщательно изучать и претворять в жизнь.

Михаил Михайлович по праву является ЗВЕЗДОЙ отечественной юриспруденции.

Литература:

  1. Дмитриев О. Сперанский и его государственная деятельность (1772–1839 гг.) // Юность. 1996.- № 7. — С. 70–80.
  2. Корф М. А. О воспоминаниях г. Булгарина касательно гр. М. М. Сперанского // Русский инвалид. 1848. — № 138.
  3. Макеева Г. Д. Сперанский и другие: Роман о первой русской перестройке. //Г. Макеева. — М.: Моск. рабочий, 1990. — 206 с.
  4. Чибиряев, С. А. Великий русский реформатор. Жизнь, деятельность, политические взгляды М. М. Сперанского / С. А. Чибиряев. — Москва: Воскресенье, 1993. — 238 с.
  5. Сперанский, М. М. Избранное / Михаил Михайлович Сперанский; сост., авт. вступ. ст. и коммент. В. С. Парсамов; Ин-т обществ. мысли. — Москва: РОССПЭН, 2010. — 776 с. — (Библиотека отечественной общественной мысли с древнейших времен до начала XX века).
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Государственный совет, реформаторская деятельность, государственная власть, законодательная власть, Российская империя, Владимирская область, исполнительная власть, Государственная Дума, Совещательный совет.

Ключевые слова

Россия, законодательство, проект, реформа, наследие Сперанского

Похожие статьи

Создание Государственной Думы Российской империи как...

власть, Государственная дума, польская конституция, империя, Государственный совет, законодательная власть, Европа, исполнительная власть, социальная база, социальная база самодержавия.

Изменение в самодержавной структуре власти по инициативе...

Россия, Государственный совет, реформаторская деятельность, государственная власть, законодательная власть, Российская империя, Владимирская область, исполнительная власть...

Деятельность владимирских депутатов в Государственной...

Государственная дума, Государственный совет, Дума, Россия, выбор, законодательный орган, Российская Империя... Опыт взаимодействия III Государственной Думы и Госсовета...

Шаги к демократии: была ли возможность у Российской Империи...

Россия, Государственный совет, реформаторская деятельность, государственная власть, законодательная власть, Российская империя, Владимирская область, исполнительная власть, Государственная Дума...

Законопроектная деятельность Государственного Совета...

Законопроектная деятельность Государственного Совета Российской Империи в период работы Государственной Думы.

Основные термины (генерируются автоматически): Государственный Совет, Государственная Дума, Российская Империя, законодательная...

К вопросу об истории и организации деятельности Федерального...

Помимо этого в Верховном Совете присутствовал совещательный орган — Совет Старейшин, представлявший собой больше традиционно сложившуюся систему организацию государственного управления, чем исполнявший реальные функции.

Теория разделения властей в учениях отечественных авторов

власть, Государственная дума, польская конституция, империя, Государственный совет, законодательная власть, Европа, исполнительная власть, социальная база, социальная база самодержавия.

Опыт взаимодействия III Государственной Думы и Госсовета...

Библиографическое описание: Морев М. П. Опыт взаимодействия III Государственной Думы и Госсовета в России

Эти три направления получили развитие в последующих законодательных актах по отдельным направлениям реформой политической системы.

Государственная Дума, Государственный Совет, III...

Основные термины (генерируются автоматически): III, Государственный Совет, Российская империя, быль, Сибирь, Россия, революционный

Опыт взаимодействия III Государственной Думы и Госсовета... Государственная Дума, Государственный Совет, III, согласительная...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Создание Государственной Думы Российской империи как...

власть, Государственная дума, польская конституция, империя, Государственный совет, законодательная власть, Европа, исполнительная власть, социальная база, социальная база самодержавия.

Изменение в самодержавной структуре власти по инициативе...

Россия, Государственный совет, реформаторская деятельность, государственная власть, законодательная власть, Российская империя, Владимирская область, исполнительная власть...

Деятельность владимирских депутатов в Государственной...

Государственная дума, Государственный совет, Дума, Россия, выбор, законодательный орган, Российская Империя... Опыт взаимодействия III Государственной Думы и Госсовета...

Шаги к демократии: была ли возможность у Российской Империи...

Россия, Государственный совет, реформаторская деятельность, государственная власть, законодательная власть, Российская империя, Владимирская область, исполнительная власть, Государственная Дума...

Законопроектная деятельность Государственного Совета...

Законопроектная деятельность Государственного Совета Российской Империи в период работы Государственной Думы.

Основные термины (генерируются автоматически): Государственный Совет, Государственная Дума, Российская Империя, законодательная...

К вопросу об истории и организации деятельности Федерального...

Помимо этого в Верховном Совете присутствовал совещательный орган — Совет Старейшин, представлявший собой больше традиционно сложившуюся систему организацию государственного управления, чем исполнявший реальные функции.

Теория разделения властей в учениях отечественных авторов

власть, Государственная дума, польская конституция, империя, Государственный совет, законодательная власть, Европа, исполнительная власть, социальная база, социальная база самодержавия.

Опыт взаимодействия III Государственной Думы и Госсовета...

Библиографическое описание: Морев М. П. Опыт взаимодействия III Государственной Думы и Госсовета в России

Эти три направления получили развитие в последующих законодательных актах по отдельным направлениям реформой политической системы.

Государственная Дума, Государственный Совет, III...

Основные термины (генерируются автоматически): III, Государственный Совет, Российская империя, быль, Сибирь, Россия, революционный

Опыт взаимодействия III Государственной Думы и Госсовета... Государственная Дума, Государственный Совет, III, согласительная...

Задать вопрос