Библиографическое описание:

Спирина М. В. Некоторые методические аспекты работы над пейзажем // Молодой ученый. — 2009. — №12. — С. 406-408.

Во время обучения в высшей школе будущий педагог  изобразительного искусства дол­жен ус­воить целый ряд методических положений, связанных изображением пейзажа. Также он должен изучить различные породы деревьев, рисунок ветвей, цветов и расте­ний. Все это тесно связано с преподаванием в школе тематического и декоративного рисования.

Для некоторых студентов и будущих педагогов пейзаж является из­любленным жанром  их творческой деятельности. Кроме того, изучая этот жанр изобрази­тельного искусства, студенты углубляют свои знания в области перспек­тивы, усваивают новые технические приемы работы различными материалами.

Изучая в теории и на практике основные положения пейзаж­ного рисунка, нужно строго соблюдать методическую последователь­ность в построении изображения. Приступая к рисунку пейзажа, прежде всего, необходимо выбрать сюжет и построить  композицию. Очень важно верно распределить акценты в изображении. Иногда художнику приходится ради композиционного единства и большей убедительности немного сдвинуть в сторону изображе­ние какого-либо объекта, добавить или опустить некоторые детали и т. д.  Главное в композиции выбрать нужную точку зрения и удачно расположить объекты. 

Начинают, как правило, с небольших поисковых  набросков. В них рисовальщик должен сосредоточить внимание на главном, выделить основную идею композиции, выполнить обобщенный рисунок, не прорабатывая отдельных деталей. Примером подобных набросков могут служить многие рисунки великих мастеров, например, композиционные зарисовки В.Серова. Мы видим только завязку композиционного решения, художник определяет наиболее удач­ную точку зрения, ищет линию горизонта, намечает очень обобщенно основные детали.

Решение такой задачи для начинающего рисовальщика представляет определенные сложности особенно, если в пейзаж вводится фигура человека. А. Дейнека писал: «При изображении фигуры в глубоком пространстве (скажем, на фоне архитектурного пейзажа) композиционные задачи, безусловно, ус­ложнятся, так как появятся глубинные планы — начертательные и воздушные, поэтому труднее будет выявить главное, отбросить мел­кие, ненужные детали. Здесь важно найти смысловое единство чело­века и окружающей среды. Рисуя двух людей, мы должны найти ясный пластический диалог — своего рода изобразительный рас­сказ о встрече этих персонажей»[1, С. 169].

Таким образом, как в учебном рисунке, так и в будущей самосто­ятельной работе мы будем решать композиционные задачи бо­лее сложные и трудные.

«В зависимости от характера рисунка, его целевого назначения используются те или иные средства выражения и правила компози­ции»[1, С. 170].

Нужно подчеркнуть, что для композиционного решения пейзажа особенно важно нахождение линии горизонта в картине, его рас­положение относительно зрителя.

Низкий горизонт помогает художнику подчеркнуть монументаль­ность пейзажа. А с  помощью высокого горизонта можно дать более широкую пано­раму пейзажа, полнее раскрыть местность. Примерами могут служить картины великих пейзажистов, таких как Саврасов, Юон и др.

Большая трудность при композиционном решении пейзажа состоит в том, чтобы дать верную характеристику изображаемой местности, чтобы все детали в пейзаже были хорошо скомпонованы между собой, помогали выразить общую идею.

Решая композицию рисунка пейзажа, нельзя выхватывать от­дельные, куски, нужно показать самое характерное, типичное. Также нужно помнить и об эмоциональной выразительности рисунка, он должен ярко передавать впечатления, мысли и чувства художника.

Итак, после того как найдено удачное композиционное решение пейзажа в подготови­тельном наброске, можно приступать к рисунку.

Сначала намечают об­щую схему расположения предметов, характер форм и их пропорции, размеры. Намечают линии перспективного сокращения.

Чтобы убедительнее передать в рисунке глубину (пространство), нужно правильно установить горизонт. Уровень наших глаз является линией горизонта. Точки схода на линии горизонта помогают верно передать масштаб пред­метов. Масштаб предметов  в перспективе определяют по находящемуся вблизи предмету, взятому за условную единицу, а затем по линиям схода к горизонту определяются все остальные объекты относительно первого. Но не следует превращать рисунок в чертеж, намечая перспективу пейзажа и прослеживая точность перспек­тивных сокращений.  Перспективу в пейзаже нужно передавать средствами выразительного и живого рисунка.

Чтобы облегчить задачу начинающему рисовальщику можно разбить свой рисунок на два или три перспективных плана (передний, средний и задний). Сравнивая их между собой, будет легче определить масштабность предметов и в то же время  решить тональ­ную задачу рисунка.

Воздушная перспектива в рисунке пейзажа имеет определенные законы, которые должен усвоить каждый студент.

Основные законы достаточно известны:

1. Из-за влияния световоздушной  среды четкость предметов по мере удаления от зрителя ослабевает; чем дальше от зрителя находится предмет, тем более расплывчаты его очертания.

2. Сила тональных отношений, разница между светом и тенью на поверхности предметов, по мере удаления от зрите­ля ослабевает.

3. По мере удаления предмета от зрителя тональная насыщенность и  яркость цвета ослабевает.

Леонардо да Винчи писал: «За пределами извест­ного расстояния деревья кажутся тем более светлыми, чем больше они удаляются от глаза, причем настолько, что они, в конце концов, обладают светлотою воздуха на горизонте. Это происходит от воз­духа, который располагается между этими деревьями и глазом»[2, С. 325].Отступление от этого правила возможно при изображении моря. «Волнующееся море не имеет всеобщего цвета, но кто смотрит на него с земли, тот видит его темного цвета, и тем более темным, чем оно ближе к горизонту». Рисуя предметы на первом плане, можно нажимать инструментом (будь, то перо, или карандаш) на бумагу в полную силу; на втором плане предметы прорисовывают­ся более мягко, а на дальнем  изображаются легким прикоснове­нием к бумаге. Этим художник добивается пере­дачи воздушной перспективы.

 Важным моментом в пейзаже  является освещение. Необхо­димо обратить внимание на особенности собственных и падающих  те­ней. При построении теней в перспективе прежде всего следует уста­новить характер освещения. Это может быть искусственное освещение (от лам­пы) или естественное (от солнца). Если свет искусственный, то лучи от источника света распределятся от одной точки в разные стороны, образуя подобие конуса. Соприкасаясь с поверхностью предмета каждый луч будет повторять его силуэт на горизонтальной плоскости, причем падающая тень по мере удаления от источника света увеличивается и искажается в зависимости от угла. Если свет естественный, то лучи принято считать параллельными друг другу, и от основания предмета тень будет увели­чиваться только в длину по направлению лучей света.

Если тень от предмета падает на соседний предмет, то в рисунке надо учитывать не только ее силуэт, но и поверхность того предмета, на который она ложится.

Следует помнить, что моделируя форму предметов в пейзаже, студент должен прорисовывать их не с одинаковой силой, а в зависимости от удаленности и освещенности. Предметы пер­вого плана прорисовываются более четко и детально. Предметы на втором плане рисуются более обобщенно. Леонардо да Винчи писал: «На далеких рас­стояниях деревьев от глаза, их видящего, им воспринимаются лишь главные теневые и световые массы, а те, которые не являются основ­ными, теряются вследствие своего уменьшения»[2, c.325].

Строя перспективу пейзажа, одновременно намечают «перспек­тиву» теней. Начинающему рисовальщику нужно напоминать о том, что он должен держать общую тональность рисунка, хотя передний план представляет широкое поле для наиболее сильных тоновых контрастов. В связи с этим несколько слов о педагогических  приемах. При объяснении закономерностей тональных отношений преподаватель должен не только рассказывать, но и показывать. Первое впечатление уче­ника, его ощущения, являются первой ступенью процесса познания, поэтому они могут создать неправильные представления о явлениях действитель­ности и закрепиться в сознании.

Изучение жанра пейзажа невозможно без изучения рисунка де­ревьев, цветов и растений. Этот вид учебной работы будущему пе­дагогу крайне необходим. К такой работе учителю нужно и соответ­ственно подготовиться. Он должен знать, как располагаются ветви на деревьях, как они изгибаются, как на них растут листья. При объяснении учащимся характерных особенностей формы раз­личных деревьев учителю следует напоминать о разнице в строении тех или иных видов растений. Также нужно предварительно тренироваться, делать зарисовки. Запомнить, что у березы от ство­ла ветки идут вверх, затем изгибаются вниз и разветвляются, пере­ходя в тонкие стебли, которые свисают под тяжестью листьев. У плакучей березы эти крайние ветви более тонкие и длин­ные, у обыкновенной - они короче, более толстые и узловатые. У дуба ветки стремятся вверх, резко меняя свое направление, а листья располагаются группами на конце веток. Ветки ивы от ствола также тянутся вверх, на молодых кустар­никах они так и остаются прямыми (верба), свисают только листья; а у большого дерева ветви под тяжестью листьев свисают вниз, обра­зуя характерную  струящуюся массу, из-за чего в народе ее и прозвали « ива плакучая ». У ели ветви также стремятся вверх, особенно хорошо это видно на вершине дерева (между тем многие рисуют елку с опущенными ветвями). У сос­ны ветви широко расходятся в стороны, а на концах резко подни­маются вверх,  иглы располагаются пучками.

Чтобы хорошо изучить характерные особенности разных деревь­ев, необходимо тщательно прорисовать каждое из них. В старин­ных пособиях по рисованию пейзажа рисунку веток растений, цветов и различных пород деревьев отводился специальный раздел. Например, такие пособия,  составленные  в 1874 году В. В. Пукиревым и А. К. Саврасовым, даже сейчас будут интересны и полезны каждому рисовальщику.

Для зарисовки веток растений и деревьев, помимо привычных всем графитных карандашей, можно использовать самые различные материалы, например тушь и перо.

Работа над пейзажем и выполнение пленэрных зарисовок не только увлекательный, но и крайне необ­ходимый для учителя изобразительного искусства вид деятельности, а применение на практике основных правил  и пробы различных материалов обогащает и развивает творческое начало в каждом. Навыки, полученные в ходе работы графическими материалами с натуры, помогают повысить скорость выполнения работы, что благоприятно сказывается на педагогическом рисунке, а также развивают мышление, внимание и зрительную память.

 

Литература

  1. Дейнека А. А. Учитесь рисовать.— М.. 1961
  2. Книга о живописи Леонардо да Винчи— живописца и скульптора флорентий­ского. М., 1968

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle