Библиографическое описание:

Пихлецкая Е. Д. Творческий путь Н. А. Тархова и периодизация его искусства // Молодой ученый. — 2009. — №12. — С. 272-275.

Жизнь русского художника Николая Александровича Тархова (1871-1930), по большей части прошедшая во Франции, протекала в постоянном поиске соответствующего его мировосприятию стиля, решении новых художественных задач, непрерывном формировании особых свойств его живописи. Оставаясь всегда самим собой, художник никогда не успокаивался на достигнутом. Импрессионизм, пуантилизм, постимпрессионизм, фовизм, и даже экспрессионизм – вот те направления, которых коснулось его искусство, будучи всегда личным, самобытным миром, отражающим не только смену приемов и методов, но и полученный от пережитого и познанного опыт.

Живопись была для него основным способом познания, поэтому в ней отразилось все, что его окружало – город, природа, дети и жена, животные и цветы. В этих «нехитрых» темах он старался, прежде всего, передать силу и красоту жизни вокруг, идя своим собственным путем, а не слепо следуя принципам какого-либо течения.

Сегодня становится особенно актуальным исследование судьбы и творчества Тархова, являющегося неординарным, самобытным художником, по праву заслуживающим пристального внимания благодаря качеству собственной живописи, соперничающей в 1900-1910 годы с полотнами передовых французских мастеров на Осеннем салоне и салоне Независимых.

Творчество каждого мастера всегда неразрывно с его судьбой. Для более широкого понимания сути проделанного Тарховым пути необходимо проследить за ходом его жизни.

По сведениям, которые мы находим у его первого биографа Сергея Маковского [1;], художник родился в Москве в 1871 году в купеческой семье. Образование получил в Набилковском казенном училище, по окончании которого стал служащим по коммерческой части на Брестской железной дороге.

Служба продлилась не долго. В 1894 году, двадцатитрехлетний Тархов  решил поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, чтобы посвятить себя искусству. К сожалению, попытка оказалась неудачной.

Но художник не отчаивался, не отказался от живописи. В 1897 году произошло знаменательное для него событие, обнаружившее существование пластических возможностей для самовыражения -  встреча  с Константином Коровиным.

Тархов стал приходить в московскую мастерскую мастера, где познакомился с  Кузнецовым, Уткиным, Срединым, Н.Д. Милиоти и другими. Вместе с ними в тот же год он принял свое первое участие в XVII, а на следующий год и в XVIII Периодической выставке Московского общества любителей художеств.

В 1897 Тархов совершил поездку по Волге, на Кавказ и в Самарканд – быть может именно яркие краски и свет южного солнца проявились во всей его дальнейшей живописи и обусловили насыщенность и смелость колорита парижских пейзажей.

 В 1898 году вместе  со своим товарищем, художником Николаем Милиоти, Тархов ненадолго поехал в Париж. Город настолько очаровал его блеском и новизной, что уже в следующем 1899 году Тархов, после кратковременного пребывания в Мюнхене, поселился в Париже, на улице Беллони, 7. Он приехал туда, чтобы увидеть Всемирную выставку 1900 [2;с.284], оказавшую на него большое влияние, но не планировал остаться. Женитьба на Мари Ивонн Дельтей (1880-1945) в 1904 стала основной причиной, по которой художник остался во Франции навсегда. Вскоре, у  него родилось двое сыновей - Иван (1905), Борис (1906), позднее - дочь Гортензия (1912) (кроме того, с ними жил первенец Ивонн от первого брака).

Шумный и изменчивый, яркий, движущийся и прогрессивный Париж увлек Тархова в модные тогда Школу изящных искусств у  Л.О. Мерсона и в Академию Жюльен у Ж.П. Лоранса. Однако, по прошествии полугода, он понял тщетность подобных занятий, имеющих мало общего с той живописью, которая была ему близка. С этого момента можно считать законченным официальное обучение Тархова. Позднее, его «учителями» стали великие художники, произведения которых он видел в музеях и на выставках, с которых брал пример: Каррьер, Ван Гог, Моне и другие.  Несомненно,  они  сыграли немалую роль в формировании молодого мастера.

Тархова привлекала художественная жизнь Парижа не только как источник вдохновения или своеобразная школа, но и как место встречи художника и зрителя.  Он хотел показать свои работы миру, увидеть полотна современников, и в 1902 году выставил девять работ в Салоне Независимых, в дальнейшем, участвуя в его выставках до 1914 года и далее в 1920, 1921 и 1926 годах. В 1904 году выставлялся в Осеннем салоне, в 1907 стал членом жюри и участвовал в его выставках каждый год до 1913, затем в 1919-1921, 1923-1930. Также, он принимал участие в выставках Национального общества изящных искусств в 1903 , 1908 и 1909 годах. Известные парижские галереи – галерея Вейль, 1908; галерея Дрюэ, 1920-  экспонировали его работы.

Тархов участвовал не только в выставках Франции, но и Бельгии, Англии, Германии, США. Его картины были показаны в 12-м салоне «Свободной эстетики» в Брюсселе в 1905, а в 1909 , там же, он выставлялся вместе с «мирискуссниками» в Международной выставке. В 1913 картина художника была включена в состав выставки «Армори шоу» в Нью-Йорке , затем показана в Чикаго и Бостоне.   

Благодаря необыкновенной искренности и звучности, яркости, сочности и гармоничности, работы Тархова имели немалый успех в выставочной среде, он был очень популярен [3;p.93]. При жизни художника было организовано четыре персональные выставки:   галерея Амбруаза Воллара, Париж, 1906; галерея Друэ, Париж, 1909; редакция журнала «Аполлон», Санкт-Петербург, 1910; Общество художников, Франкфурт-на-Майне, 1913.

Не смотря на свою активную выставочную деятельность в Европе, художник всегда был обращен к родной стране, старался находиться в контакте с передовыми деятелями художественной России. В конце 1900 годов участвовал в русском художественном кружке, который сложился вокруг Е.С. Кругликовой и М.А. Волошина в Париже.

В 1903 году прислал свои работы на выставку «36-ти» художников в Москве. В тот же год отправил работы на Первую выставку «Союза русских художников», членом которого был избран и участвовал во всех выставках объединения в Москве, Петербурге и других городах до 1910.     

В 1909 году в Петербурге экспонировал работы в «Салоне Маковского» на выставке живописи, графики, скульптуры и архитектуры, участвовал в выставках Салона В.А. Издебского (Одесса — Киев — Петербург — Рига, 1909-1910) и во второй выставке картин «Золотого руна» в доме Хлудова на Рождественке в Москве. В 1910 работы Тархова попали на выставку в Екатеринославле, и в тот же год он стал одним из членов-учредителей второго «Мира искусства» в выставках которого принимал участие в 1910, 1911 , 1913,1921 годах.   

Принадлежность к России позволила ему принимать участие в многочисленных выставках русского искусства за рубежом. В 1906 году, в рамках Осеннего салона в Париже участвовал в выставке «Два века русского искусства»; в 1911 вместе с «мирискуссниками»  -  в ряде международных выставок, в том числе в Риме (1911) и Праге (1912);в1912 – в выставке русских художников и скульпторов в галерее Девамбез в Париже; в 1921 – в выставке «Мира искусства» в галерее ла Боети в Париже, а также выставке русского искусства в галерее Уайтчепел в Лондоне и в выставке произведений русских художников в галерее Денси, Париж.

В 1911 году  Тархов приобрел дом в облюбованном ранее парижском предместье Орсе  и переехал туда навсегда. Здесь открывались новые возможности для осмысления собственной живописи и дальнейшего поиска средств на лоне природы, к которой художник всегда стремился. ( Он часто отправлялся в живописные местечки Франции: лето 1901 года провел в Бретани, в Доэлане, где много работал с натуры, черпая вдохновение в природе; в 1906 году жил летом в Сулак-сюр -Мер – на побережье.

Переехав за город, Тархов оторвался от столичной выставочной жизни, и его популярность пошла на спад, что отчасти объяснялось разрывом с Волларом и несложившимися отношениями с маршанами. Лишь в 1919, после перерыва, вызванного войной, художник возобновил участие в Салоне Независимых (1919-1921, 1926) и Осеннем салоне (1920-1921, 1923-1926, 1929, 1930). Однако, не имел былой славы, так как не стремился к вызову и новаторству, не принадлежал к художникам нового искусства.

Уединенная жизнь в Орсе, ставшая причиной забвения в свете и крайней бедности художника, обострила его ощущение разрыва с Россией. К этому времени относятся многочисленные письма к соотечественникам (в 1928 обращался к И.Э. Грабарю с предложением продать работы для Третьяковской галереи, но не получил положительного ответа), взывающие о помощи и сетующие на невозможность желанного переезда обратно.

Не смотря на то, что о его творчестве писали С.Маковский, А.Бенуа, К.Малевич, его картины хранились во множестве частных собраний, девять его картин находятся в Третьяковской галерее, некоторые из них приобретались Советом галереи прямо с выставок, художник был надолго забыт в России.

Николай Александрович Тархов умер в Орсэ близ Парижа 5 июня 1930 года. Осенний салон в рамках ежегодной выставки устроил небольшой ретроспективный показ его картин. А через восемь лет последовала еще одна ретроспектива (Ретроспективная выставка, Динар, Франция, 1938).

Его работы изредка встречались на выставках русских художников. (Имеются в виду следущие выставки: 1955 Выставка «Пейзаж в русской живописи XIX - начала XX века», организованная Н.Власовым. Москва, Центральный дом работников искусств;1959-1961|Передвижная выставка ГТГ, Тула - Муром - Горловка - Жданов - Сталин – Винница;1960 Выставка «Русско-французские связи» в Париже;1981-82 Выставка «Русский пейзаж» в Государственном Русском музее в Ленинграде;1986 Выставка в Музее изящных искусств в Клермон-Ферране, Франция;1986-1990 «Бытовая картина в русском и советском искусстве». Передвижная выставка ГТГ. Воронеж - Волгоград - Иваново - Кострома - Тамбов - Ульяновск - Брянск - Тула – Серпухов;2000 Выставка «Русский импрессионизм. Живопись из собрания Государственного Русского музея» в Петербурге;2005 Выставка «Наши художники» в галерее «Наши художники» (Москва)). Однако подлинный интерес к его творчеству возобновился лишь в 1980-е, когда состоялось несколько ретроспективных выставок (1980 Ретроспективная выставка в музее Пти-Пале, Женева, 1980; Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва - Государственный Русский музей, Ленинград, 1983-1984; Ретроспективная выставка, Клермон-Ферран, Франция, 1986; Ретроспективная выставка, галерея Берри-Хилл, Нью-Йорк - галерея Харкурт, Сан-Франциско, 1989; Николай Тархов. 1871-1930- Самостоятельная республика живописи. Государственная Третьяковская галерея, Москва, 2003).

Стиль Николая Тархова менялся в течение жизни под воздействием изменчивости окружающего мира.

Так как его творчество формировалось в контексте европейского искусства, следует сопоставлять перемены стиля  со всеми возникающими и прошедшими тенденциями в искусстве, с которыми соприкасался художник, и интерес к которым отразился в его полотнах.

 Вопрос периодизации творчества Тархова до сих пор не был обстоятельно рассмотрен искусствоведами. Наиболее точной, но не слишком углубленной, видится деление творчества Тархова на три периода, предложенное Володарским[4].

Первый период творчества – работы, написанные в первые пять лет жизни во Франции.

Основным жанром становится городской пейзаж. Художника влечет динамичная жизнь мегаполиса, вибрация света и цвета, и, в то же время, он открывает для себя неизвестный Париж с его химерами, витражами,  набережными, улицами, арками и бульварами.

Манеру живописи можно охарактеризовать как  позднееимпрессионистскую. Очевидно: стремление преодолеть статичность архитектурных форм посредством подвижности кисти, создающей вибрирующую фактуру; усиление декоративного звучания элементов картин; интерес к отношению света и тени, переданный через игру цвета; создание серий излюбленных мотивов и желание изобразить мгновение, ради чего он порой прибегал к перекомпоновке натуры.

Второй период охватывает середину и вторую половину 1900-х годов.

Художник переходит в стадию осмысления накопленного опыта под воздействием новых тенденций во французской живописи. Многие искусствоведы [5;6] считали, что этот период оказался порой наибольшей динамики его искусства и высших достижений его живописи.

Расширяется круг тем и жанров. Тархов начинает постоянно обращаться к вечной теме материнства, создавая галерею разнообразных его проявлений. Образы материнства занимают теперь одно из центральных мест в его искусстве. Кроме того, его привлекает традиционная в русском и французском искусстве тема  сельского труда, неотделимая от вечно повторяющейся смены времен года. Тема решается пейзажно, вне социального контекста - его интересуют создание образа гармонии человека и природы.

 Уже в пейзажах  с побережья Франции 1904-1905 годов проявляется чистота и интенсивность цвета, которая  выплескивается в созданных в том же году первых «Материнствах» за пределы импрессионизма.

Цвета становятся настолько интенсивными, приобретают контрастное звучание, появляются крупные поверхности практически локального колорита, что можно говорить о влиянии фовистов, вместе с которыми Тархов участвовал в Осеннем салоне 1905 года.

Этюды играющих детей, созданные в 1908 году, натюрморты с тыквами – новая фаза развития искусства Тархова, некоторыми своими чертами типологически родственная  фовизму: декоративностью, знающей не «тона», а «ноты» контрастов цвета, разрывом с «дрожащим светом» импрессионизма.

Стремление к повышенной выразительности цвета распространяется на все жанры. Кроме того,  Тархов все чаще пишет укрупненными цветовыми массами, с близкого расстояния (подсолнухи, масть с ребенком), что усиливает значение обобщенного силуэта и приводит к повышенной декоративности изображения, отражая, в то же время, тенденцию к монументализации образов. 

Володарский отмечает черты примитивизма, наметившиеся к концу 1910 годов, однако исследование творчества  Тархова в данном направлении затруднено из-за отсутствия датировок ряда его работ.

Третий период начинается вместе с  переездом Тархова в Орсе в 1911 году и длится до конца его жизни (1930).

Уединившись со своей семьей в предместье Парижа, Тархов обращается к темам окружающей жизни: пейзажу, семье, животным и натюрмортам. Он по-прежнему чуток к природе.  Но характер воплощения его эмоций уже иной, чем в предыдущий период творчества. В искусстве Тархова еще больше укрепилась тяга к повышенной силе цвета, упрощению форм, к декоративным обобщениям. Язык кисти становится более четким, прямым, конкретным.

Он посвящает всего себя живописи, не завися от спроса парижской публики. Он погружается в создание идеального мира, в котором не было места его личным драмам: «…личные драмы – никак и никогда – не отражались в его творчестве, не пускал он их в свои холсты. Плохо это или хорошо («правильно» или «неправильно»), каждый рассуждает по собственному разумению, просто об этом следует помнить»[7;c.96].

Не случайно именно в этот период его внутреннее одиночество помогает найти особое в простом – появляется анималистический жанр. В этих работах Тархов воплощает свое представление об идеальном мире покоя и красоты. «Его кошки бродят среди цветов, козы окружены козлятами, крольчихи – крольчатами, и лишь петухи способны бешено клевать и топтать друг друга»[4;c.9].

В двадцатые годы творческая энергия Тархова явно пошла на убыль. Изменились художественные вкусы Парижа. Работы Тархова вызывали все меньший интерес, ему пришлось пережить и равнодушие маршанов, и нарастающую нужду. Он продолжает мечтать о том, чтобы большее число его произведений находилось на Родине, и в 1928 году обращается к И.Грабарю с предложением приобрести его работы для Третьяковской галереи (Грабарь ответил отказом на эту просьбу).

 После смерти, искусство Тархова было предано забвению. Лишь в 1980 году, не во Франции, а в Швейцарии, в женевском музее Пти-Пале, была устроена большая выставка его произведений, долгие годы хранившихся в семье художника.

Сегодня интерес к творческому наследию художника возрастает благодаря крупной выставке 2003 года в ГТГ, а также активной экспозиционной деятельности частных галерей. Возможность увидеть работы мастера в широком объеме на его родине позволила мне, как молодому специалисту, начать новую исследовательскую работу о Тархове, его судьбе и полотнах.

Литература

1. Маковский С. Н.А.Тархов//Аполлон, СПб., 1910.№10.

2. Бялик В. Николай Тархов. – М. – «Искусство – XXI век» - 2006.

3. Leblond, М-А. – Peintres de Races – G. VanOest& Cie – Bruxelles – 1909.

4. Володарский В. – Н.А. Тархов. Творческий путь художника. - Диль Гастон. Николай Тархов // Николай Тархов. 1871-1930. Живопись. Графика. Из собрания музея Пти-Пале. Женева. Швейцария. Каталог выставки в ГМИИ им. А.С.Пушкина в Москве и Государственного Русского музея в Ленинграде. -  М., -  1983.

5. Бенуа А. Выставка Тархова // «Речь», СПб., 1910. 22 октября.

6. Nicolas Tarkhoff. Catalogue d’exposition, Galerie Druet. Introduction de Pascal Forthuny. Paris. 1909.

7. Домитеева В. Константин Коровин. – М. – «Терра» -  2007.

 

 

 

Основные термины: Осеннем салоне, Ретроспективная выставка, творчества Тархова, Николай Тархов, Похожая статья, изящных искусств, русских художников, работы Тархова, собственной живописи, Париж увлек Тархова, Николая Александровича Тархова, Салоне Независимых, деление творчества Тархова, периодизации творчества Тархова, период творчества, Творческий путь, Выставка «Русский, выставка ГТГ, выставке русских художников, выставке живописи

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle