Библиографическое описание:

Арутюнян А. А. Стрессоустойчивость как профессиональная компетенция работника социальной службы // Молодой ученый. — 2016. — №15.1. — С. 56-60.



В статье представлен эмпирический опыт разработки программы тренинга по теме «Стрессоустойчивость как профессиональная компетенция работника социальной службы». Автор излагает цели, задачи, концептуальные положения и структуру тренинга, представляет результаты диагностики по результатом апробации тренинговых занятий.

Ключевые слова: профессиональная деятельность работников социальных служб, стрессоустойчивость, стресс, дистресс, стрессогенные ситуации, тренинговая программа.

Стресс снимает только работа.

Если есть любимое дело, нет стресса.

Л.А. Якубович

Профессиональная деятельность работников социальных служб требует высокого профессионализма кадров, позволяющего выполнять множество функций, который является результатом его самореализации в ходе процесса профессионального становления. Стрессоустойчивость сотрудников социальных учреждений мало изучена. Труд социальных работников относится к тем видам деятельности, особенностью которых является постоянное столкновение со стрессом. Эффективность такой деятельности определяется не только профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и профессионально важными свойствами, в числе которых — стрессоустойчивость. С одной стороны, сотрудник социальной службы вовлечен в экстремальное пространство профессиональной деятельности и это требует от него проявления стрессоустойчивости, а с другой — развитию стрессоустойчивости в профессиональной деятельности уделяется недостаточное внимание.

Цель исследования заключается в развитии стрессоустойчивости у обучающихся 2 курса специальности 39.02.01. «Социальная работа».

Главной задачей исследования является разработка тренинговой программы, направленной на повышение уровня стрессоустойчивости у обучающихся.

Мы считаем, что с помощью программы можно значительно повысить уровень стрессоустойчивости у будущих социальных работников в процессе обучения по профессиональной образовательной программе в колледже.

Социальная работа является универсальным видом деятельности. Она требует от специалиста знаний в различных областях, умений применять их на практике, а также действительно неординарных личностных качеств. В специальной литературе чаще всего отличают такие качества: гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, чувство собственного достоинства и уважения достоинства другого человека, терпимость, адекватная самооценка и др. В число важнейших личностных характеристик представляется необходимым включить также и стрессоустойчивость. По результатам ряда социально-психологических исследований среди социальных работников, а также учитывая специфику объектов их деятельности, именно стрессоустойчивость нужна для сохранения своего психического здоровья.

Стрессоустойчивость другими словами — это способность противостоять стрессу. Для этого социальному работнику нужны такие качества как умение переключаться и управлять своими эмоциями, самовнушаемость и самоконтроль, физическая тренированность.

Для социального работника стрессогенные ситуации обусловлены прежде всего спецификой деятельности и спецификой объекта работы (клиента). Условно можно выделить два типа «трудных» клиентов. Первый тип «трудного» клиента — это тип асоциальной агрессивной личности, взрывной и импульсивный. Эти люди не удовлетворены размером денежного содержания и не располагают социально приемлемыми средствами разрешения этого вопроса.

Второй тип «трудного» клиента — это астеничные, депрессивные люди, неудовлетворенные размером своей пенсии или пособия, и по-своему настойчиво добивающиеся его пересмотра. В отличие от клиентов первого типа они действительно не понимают, почему им выплачивается меньшая сумма, чем кому-то из их знакомых. Объяснить это бывает крайне непросто в силу обидчивости, мнительности и подозрительности людей такого типа. Выделенные типы клиентов, по нашему мнению, наиболее травмируют психическое здоровье социального работника.

Сотрудники социальных служб в состоянии стресса склонны проявлять поведение неадекватной ситуации, с потерей самоконтроля и резкими, аффективными формами реакции на ситуацию. А поскольку на такое поведение накладывается запрет стандартами их работы и отреагирование эмоций невозможно, то можно говорить о наличии тенденции формирования затяжного стресса (дистресса).

Для того, чтобы будущие социальные работники умели противостоять стрессу, мы разработали программу, направленную на повышение стрессоустойчивости студентов 2 курса специальности 39.02.01 «Социальная работа». В программе тренинга учувствовало 25 человек в возрасте 17 — 20 лет. Из них 3 мужчины и 22 женщины.

Программа рассчитана на три месяца. Включат в себя 12 занятий продолжительностью 30-40 минут. Тренинговые занятия проводились 1-2 раза в неделю.

Модель программы, содержит следующие компоненты:

  1. Диагностический компонент: определение уровня стрессоустойчивости, у обучающихся 2 курса специальности 39.02.01 «Социальная работа».
  2. Деятельностный компонент: подготовка и проведение тренинговых занятий.
  3. Оценочный компонент: рефлексия.

Для выявления стрессоустойчивости обучающихся использовались следующие методики:

  1. Тест на самооценку стрессоустойчивости личности Томаса Холмса и Ричарда Райха. Мы определяли уровень стрессоустойчивости.

По результатам диагностики (рис. 1) можно сделать выводы, что 17 из 25 испытуемых — имеют низкий уровень стрессоустойчивости. Об этом свидетельствует низкий уровень их поведенческой регуляции, а также низкий уровень развития мотивации достижений. В целом, для этих подростков были характерны эмоциональная неустойчивость, пониженное настроение, раздражительность. Это свидетельствовало о недостаточном развитии всех компонентов стрессоустойчивости.

Рис. 1. Результат первичной диагностики

(тест на самооценку стрессоустойчивости личности)

  1. Тест на оценку степени стрессоустойчивости.

В результате анализа данных (рис. 2) было выявлено, что 10 человек из 22 набрали от 70 %, что говорит о низкой стрессоустойчивости и только у 30 % стрессоустойчивость чуть ниже среднего. Крайние позиции данного теста затронуты не были, следовательно, испытуемые хотя бы раз в жизни испытывали стресс, но данное переживание не достигло болезненного уровня.

Рис. 2 Результаты первичной диагностики

(тест на оценку степени стрессоустойчивости)

Нами была сконструирована тренинговая программа и ее предполагаемый результат, выражающийся в повышении уровня стрессоустойчивости у обучающихся 2 курса специальности 39.02.01 «Социальная работа» на 5-15 % за три месяца.

Этап реализации включает в себя четыре подэтапа:

 Первый: содержит 3 занятия.

 Второй: содержит 2 занятия.

 Третий: содержит 4 занятия.

 Четвертый: содержит2 занятия, а также заключительное занятие.

Таким образом, программа содержит 12 занятий.

Структура занятий:

 разминка (упражнения, настраивающие детей на игровое взаимодействие);

 основное содержание занятия (упражнения, игры, помогающие усвоить главную тему);

 рефлексия занятия.

На этапе рефлексии мы произвели оценку эффективности реализации программы. Предполагаемый результат: определение эффективности реализации программы; анализ результатов деятельности.

С целью изучения динамики стрессоустойчивости испытуемых мы провели повторное обследование.

Тест на самооценку стрессоустойчивости личности. Анализ результатов показал (рис. 3): 8 человек набрали 25-28 баллов, что говорит о высоком уровне стрессоустойчивости; 3 человека (30 баллов) — выше среднего уровня стрессоустойчивости; 5 человек (23-37 баллов) — чуть выше среднего уровня стрессоустойчивости.

Рис. 3. Результаты повторной диагностики

(тест на самооценку стрессоустойчивости личности)

Результаты повторной диагностике по методике «Тест на оценку степени стрессоустойчивости» представлены на рисунке 4.

Рис. 4. Результаты повторной диагностики

(тест на оценку степени стрессоустойчивости)

В целом можно сделать вывод, что общая стрессоустойчивость у испытуемых повысилась на 7 %.

Мнения участников программы о тренинге положительное. Выявлена положительная динамика в настроении участников тренинга после встреч в рамках программы. Большинство участников отметило повышение групповой сплоченности, улучшение климата внутри коллектива. В процессе занятия царила теплая, дружеская атмосфера. Участники программы, освоив упражнения повышения стрессоустойчивости, охотно выполняют их самостоятельно в домашних условиях.

По итогам тренинга были сформулировали предложения по внедрению тренинговой программы в содержание общепрофессиональной дисциплины «Основы педагогики и психологии». Получив положительную рецензию, разработанная тренинговая программа будет включена в учебный план подготовки специалистов со следующего года. Так же мы можем рекомендовать программу для повышения квалификации социальных работников и решения проблем профессионального выгорания.

Жизнь современного человека невозможна без стрессов, она постоянно связана со стрессовыми ситуациями: пробка на дороге. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Каждый человек по-разному реагирует на внешний стрессор. В этом проявляется его индивидуальность. Следовательно, личностные особенности самым тесным образом связаны с формой реагирования на стрессор и вероятностью развития негативных последствий. Под воздействием стресса человек подвержен инфекциям, депрессиям, несчастным случаям, простудам, сердечным приступам и даже онкологическим заболеваниям. Поэтому, чтобы избежать неприятных последствий стресса, необходимо принимать меры сразу же после появления первых симптомов.

Литература:

  1. Лазарус Р. С. Теория стресса и психофизиологические исследования / Р. С. Лазарус // Эмоциональный стресс: сб. ст. — Л.: Медицина, 1970. — С. 178.
  2. Рутман Э. М. Надо ли убегать от стресса? / Э. М. Рутман. — М.: ФиС, 1990. — 128 с.
  3. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье. — М.: Прогресс, 1960. — 254 с.
  4. Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. — М.: Прогресс, 1982. — 124 с.
  5. Суворова В. В. Психопрофилактика стресса / В. В. Суворова. — М.: Педагогика, 1985. — 208 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle