Библиографическое описание:

Терещук А. В., Горина В. В. Повышение информативности уличной дорожной сети в темное время суток // Молодой ученый. — 2016. — №15. — С. 201-204.



В статье проведен анализ причин дорожно-транспортных происшествий. Выявлено, что большинство ДТП с участием пешеходов происходит в темное время суток из-за недостаточной информативности уличной дорожной сети. Предложены мероприятия по ее повышению.

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, пешеходы, темное время суток

Во многих регионах России остро стоит проблема безопасности дорожного движения. Высокую аварийность обуславливают несколько факторов:

− высокая мобильность населения;

− тенденция отказа от общественного транспорта в пользу личного автомобиля;

− существующая уличная дорожная сеть зачастую не справляется с большими и постоянно увеличивающимися транспортными потоками;

− низкий уровень дисциплины участников дорожного движения и другие.

Число аварий на автомобильном транспорте непрерывно увеличивается, несмотря на меры, предпринимаемые государством и производителями самих автомобилей. Анализ причин ДТП показывает, что все их можно разделить на несколько категорий:

− Превышение скорости;

− Управление транспортным средством в нетрезвом виде;

− Нарушение ПДД;

− Неисправность транспортного средства;

− Недостаточное количество информации.

В данной работе будет рассмотрен последний пункт: «Недостаточная информативность на дороге», в частности, в темное время суток, так как на наш взгляд этот вопрос остается до сих пор раскрытым не полностью.

Во многих городах, в частности, в городе Волгоград происходит множество дорожно-транспортных происшествий, причина которых в недостаточном информировании участников движения: пешеходов, пассажиров и водителей. На долю дорожно-транспортных происшествий, связанных с наездом на пешехода в среднем приходится почти четверть всех происшествий, около трети всех жертв ДТП и около пятой части всех раненых. В табл. 1 и на диаграмме (рис. 1) представлены данные статистики дорожно-транспортных происшествий, классифицируемых как «наезд на пешехода» в Волгограде за 2013–2014 года.

Таблица 1

Статистика ДТП, связанных снаездом на пешеходов за 2013–2014гг. по районам Волгограда

Район

Наезд на пешехода

2013 г.

2014 г.

Дтп

Погибло

Ранено

Дтп

Погибло

Ранено

Красноармейский

46

4

42

71

11

63

Кировский

45

4

41

43

5

43

Советский

36

5

32

44

8

37

Ворошиловский

38

5

35

39

0

39

Центральный

45

5

40

45

2

46

Дзержинский

52

5

48

45

2

43

Краснооктябрьский

43

4

41

45

4

41

Тракторозаводский

40

7

36

56

3

53

Итого

345

39

315

388

35

365

Рис. 1. Статистика ДТП, связанных с наездом на пешеходов за 2013–2014 гг. в Волгограде

Следует отметить, что большинство ДТП с участием пешеходов происходит в темное время суток. Связано это с тем, что водитель не всегда может заметить на дороге пешехода в темной одежде, и не успевает вовремя среагировать. Что касается пешеходов, то им не всегда понятно, что водителям сложнее оценивать дорожную ситуацию в темное время суток, и они пытаются переходить дорогу точно так же, как делают это и днем.

Основные способы повышения информативности уличной дорожной сети в темное время суток:

  1. Грамотная подготовка дорог к ремонту. Если дорожные службы будут грамотно готовить дорогу к ремонту, вывешивая заранее и заблаговременно предупреждающие знаки, количество аварий можно снизить в стране до 5 процентов.
  2. Умные дороги (рис. 2). Внедрение интеллектуальных транспортных систем поможет увеличить скорость транспортных потоков и улучшит пропускную способность трасс. Для этого водителей будут снабжать полной путевой информацией. Через мобильные сервисы и приложения автовладельцы смогут узнать данные о дорожной обстановке, погодных условиях и пробках. Согласно данным ЕС после реконструкции дороги с внедрением систем ИТС, скорость транспортных потоков увеличилась с 30–40 км/ч до 60–80 километров в час.

Рис. 2. Умные дороги

  1. Модернизация стоп-сигналов. Кажется, что нет ничего проще стоп-сигнала. Но интенсивность его свечения не позволяет определить служебное или аварийное торможение производит впереди идущий автомобиль. Поэтому, начиная с 2000 года, конструкторы французской Peugeot стали оснащать свои автомобили модели 607 пульсирующими стоп-сигналами. Алгоритм пульсации зависит от конкретной ситуации, в том числе и от интенсивности торможения, и контролируется системой ESP и тормозным ассистентом. В ближайшее время такие фонари найдут себе применение на автомобилях Mercedes и BMW.
  2. Информационные табло (рис. 3). На информационно-электронных табло водитель может увидеть текущее время, температуру воздуха, скорость и направление ветра, атмосферное давление, видимость, погодные и дорожные условия, а также возможные предупреждения.

Изображение

Рис. 3. Информационное табло

  1. Онлайн информирование о состоянии на дороге.
  2. Автономные системы освещения (рис. 4). Применение автономных систем освещения на федеральных автодорогах общего пользования позволяет исключить затраты на освещение, снизить аварийность (количество наездов на пешеходов) на 70 % и сделать автомагистрали максимально безопасными и удобными для всех пользователей дорог.

Рис. 4. Автономная система освещения

Таким образом, предложенные мероприятия по повышению информативности уличной дорожной сети в темное время суток позволят не только снизить количество дорожно-транспортных происшествий, но и повысить уровень информационного обеспечения водителей.

Литература:

  1. Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения [Электронный ресурс] // Официальный веб-сайт Госавтоинспекции МВД России. — 2016. — Режим доступа: http://www.gibdd.ru/stat/, свободный.
  2. Создание модели процесса наезда транспортного средства на неподвижное препятствие для экспертной оценки ДТП / Ю. Я. Комаров, В. М. Волчков, В. Н. Федотов, А. В. Лемешкин // Известия ВолгГТУ. Серия «Актуальные проблемы управления, вычислительной техники и информатики в технических системах»: межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. — Волгоград, 2008. — Вып. 5, № 8. — C. 35–37.
  3. ТрансСигнал. Средства организации дорожного движения [Электронный ресурс]. — 2016. — Режим доступа: http://transsignal60.ru/uslugi/obustroystvo-peshehodnyih-perehodov/, свободный.
  4. Полуэктов, М. В. Оценка эффективности внедрения системы фиксации проезда автомобиля на запрещающий сигнал светофора в Волгоградской области / М. В. Полуэктов, В. В. Горина, Е. Ю. Липатов // Автотранспортное предприятие. — 2015. — № 7. — C. 47–49.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle