Библиографическое описание:

Лодыгина И. А. Взаимодействие подростков со сверстниками в общеобразовательной школе // Молодой ученый. — 2016. — №14. — С. 507-509.



The article describes the features of the interaction of modern teenagers in a modern comprehensive school, the results of the diagnostic study, describes the main problems in this group of students.

Key words: interaction, adolescence, communication

В современных условия реформирования системы образования межличностное взаимодействие подростков со сверстниками предопределяет успех в процессе социализации и усвоения им коммуникативных навыков, то есть личностное развитие. В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования понятие «потрет выпускника основной школы» понимается как совокупность характеристик, которыми должен обладать учащийся общеобразовательной школы, одной из них является коммуникативный потенциал, который определяется показателями, как «чувство уважения других людей, умение вести конструктивный диалог, способность достигать взаимопонимания и сотрудничать для достижения общих результатов» [5]. Данный компонент личности современного подростка целенаправленно можно сформировать в организованном взаимодействии их со сверстниками в общеобразовательной школе.

Потенциал данного возрастного периода развития тесно связан с ведущим видом деятельности, который определяется как интимно-личностное общение со сверстниками. Умение устанавливать межличностные контакты, решать совместные задачи, понимать собственные чувства и состояния собеседника будут определять развитость коммуникативных качеств личности. Неудовлетворенность потребность в общении у подростка может привести к серьезным проблемам.

Проблемой межличностного общения подростков занимались такие отечественные и зарубежные педагоги, и психологи, как Л. Г. Агеева, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. В. Дубровина, Е. П. Ильин, А. Г. Ковалев, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, М. С. Макаров и др.

Л. Г. Агеева и Е. А. Костюнина считают «межличностное общение современных подростков играет значительную роль в формировании личности, развитии и воспитании подростка на каждом возрастном этапе. От того, как происходит взаимодействие подростков, зависит успешность профессиональной деятельности, активность подростка в общественной жизни, происходит преодоление трудностей в процессе взросления» [1, с. 868]. Исходя из чего, стоит обратить особое внимание на данное условия развития личности подростка в общеобразовательной школе, так как оно предопределяет формирование зрелости и самостоятельности человека, а так же становления и грамотную адаптацию в различных сферах жизнедеятельности.

В исследованиях М. С. Макарова обозначена особая важность в образовательном процессе сохранение психического здоровья учащихся, а также создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды для их развития и процесса обучения [3].

В свою очередь, И. В. Дубровина указывает на то, что ребенок должен научиться включаться в реальные социальные связи, подчиняться сложившимся нормам и правилам. В то же время очень важно уметь осознавать и сравнивать свою жизненную позицию с нормативными системами общества. Поэтому очень важно создание в рамках школы специальных условий, при которых ребенок мог бы приобретать социальный опыт, взаимодействуя в группе сверстников [2].

Для выявления особенностей взаимодействия подростков со сверстниками, нами было проведено эмпирическое исследование среди учащихся 8 класса МОУ Ломовской СОШ, в нем принимали участие 44 учащихся, были использованы такие методики, как тест оценки самоконтроля в общении М. Снайдера [6], «Оценка отношений подростков с классом» Н. В. Бордовской, А. Реана [6], «Оценка уровня общительности» В. Ф. Ряховского [4].

Для определения уровню коммуникативного контроля испытуемых нами был проведен тест оценки самоконтроля в общении М. Снайдера. Анализ полученных результатов позволил определить, что у 45 % опрошенных (20 человек) наблюдается средний уровень коммуникативного контроля, что свидетельствует о достаточной развитости у данной категории коммуникативных навыков, но и о наличии сдержанности в эмоциональных проявлениях, зависимости от мнения окружающих. Высокий уровень самоконтроля в общении свойственен 34 % (19 ученикам), они умеют взаимодействовать, стремятся избегать конфликтов в общении, тяжело реагируют на спонтанные и непрогнозируемые ситуации. Низкий уровень коммуникативного контроля был выявлен лишь у 11 % (5 учащихся), которые являются прямолинейными, непосредственными, и для них характерна более устойчивая позиция в отношениях, что чаще всего является причиной их «неудобности» в общении с окружающими. Итак, для группы испытуемых характерно стремление к поддержанию взаимодействия, в частности, со сверстниками, но особую сложность для них вызывает адаптация к новым условиям, в ситуации знакомства и общения с новыми людьми, а также подверженность влиянию своих товарищей и конформизм, что позволяет определить категорию возникающих проблем в межличностных отношениях подростков.

Для выявления типа отношения испытуемых с классом нами была проведена методика «Оценка отношений подростка с классом» Н. В. Бордовской, А. Реана. На основании полученных результатов было выявлено, что «индивидуалистический» тип восприятия свойственен 48 % подростков (21 человеку), то есть они воспринимают свой класс как помеху собственной деятельности, он не представляет для них никакой ценности, что проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной формы работы, в ограничении контактов со сверстниками; «прагматический» тип — 32 % испытуемых (14 учащихся), для которых коллектив является средством достижения личных целей, оценивается с позиции его полезности и выгоды для подростка, исходя из чего, данные учащиеся предпочитают членов группы, способных оказать им помощь, взять на себя решение сложных проблем; «коллективистический» тип — 9 школьникам (20 %), для которых на первый план выходят проблемы класса и отдельных его членов, у них наблюдается заинтересованность в успехе отдельного члена группы и самой группы в целом. Таким образом, доминирующим типом является индивидуалистический, который ставит в приоритет собственные интересы, что ведет к нарушению конструктивного и взаимно обогащающего общения между подростками.

Для изучения уровня общительности каждого испытуемого нами была проведена методика «Оценка уровня общительности» В. Ф. Ряховского. Полученные результаты показали, что 41 % испытуемых (18 человек) достаточно общительны, но новые знакомства детям даются с трудом, и они достаточно редко вступают в дискуссии и споры; 27 % подростков стремятся к общению со сверстниками, с легкостью устанавливают контакты, достаточно терпеливы в общении с окружающими; 16 % учащихся (7 испытуемых) в отношениях с окружающими нередко проявляют агрессию, бывают не сдержанны, зачастую достаточно замкнуты, предпочитают одиночество; 16 % (7 человек) являются крайне некоммуникабельными, скрытными, агрессивными, на них нельзя положиться в групповой работе.

Результаты эмпирического исследования показали, что среди подростков есть энергичные, активные и доброжелательные испытуемые, но наряду с этим у большинства подростков есть трудности во взаимодействии со сверстниками, которые были выявлены нами по следующим параметрам: самоконтроль в общении, тип восприятия в группе и уровень коммуникабельности. Самоконтроль в общении, о чем свидетельствуют результаты, требует работы по ее формированию у данной категории испытуемых, так как есть подростки с низкими показателями данного компонента взаимодействия, кроме того, у учащихся преобладает восприятие группы с эгоистической позиции, а коммуникабельности развита недостаточно, что вдет к затруднениям в общении с окружающими.

Таким образом, особенностями взаимодействия подростков со сверстниками в общеобразовательной школе являются несформированность составляющих коммуникативного потенциала учащихся, а именно не сформированы навыки конструктивного диалога в классе, недостаточно развита способность достигать взаимопонимания и сотрудничать для достижения общих целей. Исходя из чего, необходимо организовать работу, направленную на оптимизацию отношений в классе как в коллективе, приобретение знаний о закономерностях межличностных и групповых процессов, а также навыков эффективного взаимодействия с окружающими и умений выхода из конфликтных ситуаций.

Литература:

  1. Агеева Л. Г., Костюнина Е. А. Взаимосвязь психических состояний и особенностей межличностного общения старших подростков сельской школы /Молодой ученый. — 2015. — № 23. — С. 864–868.
  2. Дубровина И. В. Практическая психология образования. — М.: Владос, 2006. — 517 с.
  3. Макаров М. С. Микроклимат школы и его влияние на социализацию подростков / Воспитание школьников. — 2006. — № 2. — С. 68–70.
  4. Малышева И. А. Более 2000 психологических методик, тестов, тренингов, опросников и деловых игр. — Ростов-на-Дону: ИУБиП, 2010. — 203 с.
  5. Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255 (дата обращения: 14.03.2016)
  6. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: учеб.пособие. — М.: ВЛАДОС, 1999. — 480 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle