Библиографическое описание:

Кусукина Л. А. Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами фольклора // Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 47-50.



Современный этап развития системы дошкольного образования подтверждает интерес на государственном уровне к качеству и результативности воспитания и развития детей дошкольного возраста. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации (далее — ДОО) и определяет содержание и формы художественно-эстетического развития детей.

Согласно ФГОС ДО, область художественно-эстетического развития дошкольников ставит задачи развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование начальных представлений об искусстве и его видах; восприятие произведений искусства, в том числе фольклора; стимулирования сопереживания персонажам художественных произведений; организацию продуктивной самостоятельной творческой деятельности детей [3, с. 492–497].

Содержание художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста определено документами в области дошкольного образования и в современных образовательных программах ему отводится одно из ведущих мест. Оно предполагает: эстетическое развитие; ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки; изобразительная деятельность; развитие музыкальности. Под эстетическим воспитанием понимается организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения к окружающей действительности [1].

Согласно возрастным особенностям, развитию дошкольников в художественно-эстетическом плане активно способствуют все виды продуктивной деятельности: изобразительная, музыкальная, художественно-речевая, игровая и др. Соответственно, в процессе работы с произведениями искусства и над созданием собственных художественных образов у детей формируются эстетические интересы, потребности, воспитывается этетический вкус, развиваются соответствующие способности [4, с. 113]. Эстетическое воспитание детей осуществляется во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной работой ДОО.

Художественно-эстетическая деятельность — деятельность, возникающая у ребенка в результате восприятия литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства. Восприятие как психический процесс предполагает осознанное, личностное, эмоциональное осмысление художественного произведения. Ребенок субъективно и согласно возрастным особенностям воспринимает художественные образы, дополняет их с помощью воображения, осмысливает в контексте своего опыта. Одна из главных задач педагога в этом случае — способствовать воспитанию эмоциональной отзывчивости: сопереживая, соучаствуя, «входя в образ», ребенок осваивает основы художественно-эстетической культуры.

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности. Ребенок, в соответствии со своими возрастными возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни, стихотворения; уметь танцевать, конструировать, рисовать.

Принципиальное значение имеет накопление ребенком художественного опыта. В словесном творчестве на первый план выступает восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и произведений малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы), в единстве содержания и художественной формы (А. В. Запорожец, Н. С. Карпинская, О. Н. Никифорова, Е. А. Флерина, Н. М. Якобсон).

Направление работы по освоению дошкольниками специальных средств литературно-речевой деятельности предполагает ознакомление детей со средствами художественной выразительности, овладение ими грамматической культурой, развитием диалогической и монологической связной речи.

В решении развивающих задач актуально и оправдано обращение к народной культуре, поскольку этнокультура каждого народа как обладающая собственным уникальным пластом материальных и духовных ценностей может служить, как показывает многолетний опыт, воспитательным средством для развития и формирования полноценной личности [2, с. 117–119]. Кроме того, ребенок формируется в многонациональном пространстве и в этом случае воспитательные возможности фольклора умножаются. Сказки разных народов, пословицы, поговорки, загадки народные песни — эти замечательные «жемчужины», в которых реальный мир предметов и действий представлен ярко, художественно и понятно и для самых маленьких, сегодня стали активными «помощниками» в педагогической деятельности воспитателей и педагогов ДОО. При этом учитывается специфика жанра, которая диктует выбор приемов работы.

Особенность фольклора для детей — объединение в себе стихотворных форм, песен, игровых приемов. С его помощью педагог или родитель может быстро и легко наладить эмоциональное общение с ребенком.

Детский фольклор богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, календарный детский фольклор, игровые приемы, жеребьевые скороговорки, считалки, дразнилки, скороговорки, дразнилки, загадки, былины, народные сказки.

Так, очень популярны колыбельные песни, которые еще называютбайками, что значит баять, баить — «говорить», уходя корнями к пониманию их значения как «шептать, заговаривать». Причина в том, что они были частью заговорной поэзии. «Дремушка-дрема, отойди ты от меня!» — говорили крестьяне, борясь со сном. Нянька или мать, напротив, звали дрему к засыпающему ребенку.

В центре пестушек и потешек авторы-сочинители помещали образ подрастающего ребенка. Их назначение становится понятным, когда раскрывается смысл слова «пестовать» — «нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках». Это короткие стихотворные приговоры, которые сопровождают движения ребенка в первые месяцы жизни, они построены с опорой на ритм, с отчетливым скандированием стихотворных строк, внушая оптимизм ребенку. Пестушки сопровождают игры ребенка — с пальчиками, ручками и ножками («Ладушки», «Сорока»). Здесь обязательно содержится определенный смысл, заключен урок, наставление («Сорока-белобока»).

Прибаутки скорее маленькие сказочки в стихотворной форме, которые уже относительно самостоятельны и не сопровождают движения или игры. К числу прибауток относят, например, небылицы-перевертыши — песни-стишки, провоцирующие смех у слушателей смещением реальных связей и отношений.

Еще одна большая группа — календарный детский фольклор. Прежде он «обитал» во взрослой среде, постепенно в виде закличек, игровых приемов и приговоров «перешел» и в детскую область. Заклички (закликать — звать, просить, приглашать, обращаться) прежде были формой обращения к солнцу, радуге, птицам и т. д. с конкретными просьбами: к мышке — заменить выпавший зуб новым; к ястребу — не кружить над домом, не высматривать цыплят; к кукушке — о количестве лет жизни и т. д.

Игровые припевы — всегда начало или финал игры, иногда они содержат информацию об условиях игры, определяют последствия при нарушении этих условий.

Считалка (счет, сосчиталочки, ворожитки и т. д.) — рифмованный стишок из слов и созвучий, с четко продуманным ритмом для определения распределения участников игры. В их основе лежит счет, сопровождаются «нагромождением» бессмысленных слов и созвучий.

Загадка — один из самых богатых источников ценностных представлений, которые усваивает ребенок в процессе их отгадывания, составления собственных. Иносказание переносит предмет в иную область вещественного мира. Загадка указывает на специфические признаки и свойства загадываемого предмета. Она строится на сходстве между предметами и его отрицании, что вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, об особенностях каждого из них, помогая ему открывать поэзию действительности.

Пословицы содержат определенную мораль в краткой, емкой форме, приобщают ребенка к мудрости жизни образными средствами — именно в этом заключается их большое педагогическое значение. Пословица представлена в краткой ритмической форме с четким композиционным членением суждения на части.

Активно применяются в практике детских садов народные поговорки — образные выражения, которые «точечно» определяют жизненные явления. В них нет поучительного смысла, но есть иносказание.

Былины — один из распространенных видов фольклора, который наряду с песнями служит педагогическим средством в воспитательной работе в с дошкольниками. Былины в художественной форме несут понятия о героической этике, дают уроки служения родине и народу.

Универсальное средство — народные сказки, они давно «включены в список» предпочитаемых средств работы с детьми. Они дают элементарные, но и самые важные представления — об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности, оказывая влияние на нормы поведения. Обязательно счастливый финал приключений героев сказки соответствует жизнерадостности ребенка, его уверенности в победе добра над злом. В сказках о животных много действия, движения, энергии, юмора, ярких, как и детские эмоции, чувств. Песенки в сказках о животных очень выразительны и порой начинают жить отдельно от сказок. Волшебная сказка обладает стройной композицией, определенной логикой изложения, события в ней разворачиваются в определенной последовательности, сюжет динамичен. Волшебные сказки передают тонкости переживаний героев, волнуют воображение детей. Сказки, как образно характеризует их Т. А. Конышева, заполнены «солнечным светом, лесным шумом, посвистыванием ветра, ослепительным блеском молний, громыханием грома» [1]. Филологи активно используют богатые разнообразной необыкновенно красивой лексикой волшебные сказки, они — образец национального искусства слова

В процессе использования фольклорных жанров в художественно-эстетическом развитии детей необходим системный подход, умение педагога выходить за пределы стереотипного мышления, умение создавать определенный эмоциональный настрой, понимания глубины содержания фольклора, способности видеть в нем не «модное» средство, а раскрывать его педагогический потенциал.

Литература:

  1. Конышева Т. А. Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей // http://nsportal.ru/blog/detskii-sad/all/2015/11/09/vliyanie-malyh-form-folklora-na-razvitie-rechi-detey.
  2. Мечик И. А. Литературное развитие младших школьников в условиях современного поликультурного пространства [Текст] / И. А. Мечик, Н. В. Пудовкина // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 нояб. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — С. 117–119.
  3. Туктарова, А. В. Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами детского фольклора (методический аспект) [Текст] / А. В. Туктарова¸ Г. Ю. Бурдина // Педагогика городского пространства: теория, методология, практика: сборник трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции (Самара, 25–26 марта 2015 года). / ред. кол.: Т. А. Чичканова (отв. ред.), Н. С. Искрин, О. Ю. Козырь; СИПКРО; ПГСГА. — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2015. –С.492–497.
  4. Чичканова Т. А. Продуктивная художественная деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста // Молодой ученый. — 2016. — № 5.6. — С. 112–115.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle