Библиографическое описание:

Юлдашева С. Н. Малый бизнес как фактор развития экономики // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 559-561.



Малое предпринимательство обеспечивает различные процессы в экономике, способствуя совершенствованию производства и управления, порождает спрос на новые разработки, обеспечивая непрерывный прогресс.

Преимущества малых предприятий:

‒ в малых формах предпринимательства создаются наиболее благоприятные условия для творчества, которое само по себе носит индивидуальный характер;

‒ творческая деятельность по природе своей чужда излишней организованности, характерной для крупных предприятий, в то же время ей свойственно стремление к свободе, которая является важным условием достижения ожидаемых результатов;

‒ в малых предприятиях изобретатель, собственник и менеджер зачастую выступают в одном лице, что практически в значительной мере снимает основное противоречие корпоративного управления;

‒ производственную деятельность малых предприятий отличает их узкая предметная специализация, что предполагает концентрацию усилий и средств на заключительных стадиях создания нововведения и на первых этапах его распространения;

‒ новые информационные технологии создают малым предприятиям благоприятные условия функционирования.

Основное преимущество малого бизнеса заключается в повышенной творческой инициативности, способности к быстрым переменам, самостоятельности в принятии главных решений, что позволяет получать выгоды от изменений во внешней среде, способствует созданию и внедрению новшеств. Роль сектора малого предпринимательства в инновациях многогранна:

с одной стороны, он обеспечивает инновационные процессы в экономике, способствуя совершенствованию производства и управления,

с другой — будучи непосредственно вовлеченным в производство наукоемкой продукции (услуг), порождает спрос на новые разработки, обеспечивая непрерывный прогресс.

В настоящее время нововведения представляют собой важнейшие средства обеспечения стабильности хозяйственного функционирования, эффективности функционирования и конкурентоспособности.

Существует строгая зависимость между конкурентными позициями, эффективностью предприятия и его инновационным потенциалом. Поэтому считаем, что эффект инновационной деятельности малого предприятия с точки зрения его конкурентоспособности имеет три составляющие:

Первая — это повышение конкурентоспособности товара, создающее конкурентные преимущества на ближайшую и среднесрочную перспективу.

Вторая — привитие новых потребностей, создающее конкурентные преимущества на отдаленную перспективу.

Третья — повышение эффективности производства, трансформирующее конкурентоспособность товарной массы в конкурентоспособность малого предприятия.

Любая инновационная деятельность требует на первых этапах существенных инвестиционных вливаний, а, с учётом высоких рисков, растёт потребность в надёжных методиках экономической эффективности вложений. Исследователи подчеркивают, что основной проблемой инновационно-инвестиционной деятельности любого предприятия, в том числе и малого, является не поиск проектов, а именно выбор среди многочисленных альтернатив единственно эффективных. Объективно рынок инновационных предложений всегда более насыщен, чем рынок спроса, но известно, что совсем малое число идей успешно реализуется через инновации. Исследования инновационных процессов свидетельствуют о том, что в лучшем случае только одна идея из сорока приводит к коммерческому успеху, но именно эти воплощенные идеи оказываются двигателями прогресса. Считаем, что корректное представление об экономической эффективности инновации является необходимым фактором для рационального и научно- обоснованного решения о распределении ограниченных финансовых ресурсов малого предприятия и управлении всем инновационно-инвестиционным процессом. Инновационно-инвестиционную деятельность малого предприятия можно рассматривать в качестве отдельного бизнес-процесса предприятия и, следовательно, как отдельный объект управления, который изменяется посредством воздействия непосредственно на него или на входы данного процесса, то есть на различные виды ресурсов (капитал, труд и др.).

По данным Госкомстата, в последние годы увеличивается доля малого бизнеса и частного предпринимательства в основных отраслях экономике. В частности, в январе-декабре 2015 г. доля малого бизнеса и частного предпринимательства в общем объеме промышленной продукции — 38,9 % (в 2014 г. — 34,8 %), в розничном товарообороте — 87,1 % (86,3 %), в сфере услуг — 55,7 % (51,5 %), в платных услугах — 50,8 % (48,6 %), в перевозке грузов — 53,1 % (50,9 %), в перевозке пассажиров — 88,0 % (85,6 %) и в занятости — 77,9 % (77,6 %).В результате создания благоприятных условий для субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства, в январе-декабре 2015 г. ими освоено инвестиций в экономику на 14789,3 млрд.сум, что составляет 36,3 процента от общего объема освоенных инвестиций республики.

Также, в январе-декабре 2015 г. субъектами малого бизнеса и частного предпринимательства выполнено строительных работ на 17015,0 млрд.сум (67,2 процента от общего объема строительных работ), что на 14,4 процента больше уровня соответствующего периода прошлого года.

Указ Президента РУз от 15 мая 2015 года № УП-4725 «О мерах по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития» показал, что, в целях повышения эффективности функционирования малого предприятия инновационная деятельность должна обеспечивать:

‒ наиболее полное и своевременное удовлетворение потребностей;

‒ конкурентоспособность малого предприятия по показателям качества продукции и эффективности производства, достижение баланса между стабильностью (управление традиционной технологией) и усилиями по внедрению новой технологии. Сохраняя традиционную продуктивную технологию, необходимо часть ресурсов одновременно направлять на внедрение новой технологии, диверсифицируя тем самым набор технических средств;

‒ эффективность в широком спектре радикальности нововведений и гибко приспосабливаться как к эволюционным, постоянно реализуемым нововведениям, так и радикальным, периодически осуществляемым нововведениям. При этом следует обеспечивать сочетание непрерывного управления эволюционными технологическими нововведениями и программным управлением радикальными нововведениями;

‒ организацию взаимодействия внутренних и внешних элементов системы развития, главными факторами которого являются система информации о рынке нововведений, отбор проектов из числа альтернатив и взаимная заинтересованность.

Благодаря принятым мерам по поддержке развития предпринимательской деятельности, за 2014 год создано более 20 тысяч новых субъектов малого бизнеса. Наибольшее количество субъектов малого бизнеса было образовано в сфере промышленности.

В этой связи интересен зарубежный опыт государственно-общественной поддержки малого предпринимательства. В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в общенациональных интересах. При этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять малым фирмам финансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой. Государство призвано в первую очередь, создать такой правовой и экономический климат, который позволит малому бизнесу не только удержаться на плаву, но и расти, набирать силу.

Развитие малого бизнеса и частного предпринимательства необходимо рассматривать не только в качестве социально-экономического фактора, обеспечивающего занятость населения и повышающего уровень жизни, но и движущей силы, которая искореняет иждивенческие настроения, изменяет мировоззрение человека и открывает дополнительные возможности для использования своих способностей в новых условиях хозяйствования.

Наконец, для дальнейшего развития малого предпринимательства и повышения эффективности его инновационной деятельности необходима помощь этому сектору экономики по следующим направлениям:

‒ разработка и реализация предпринимателями совместно с учеными инвестиционных проектов в сфере науки, высоких технологий и инноваций в целях обеспечения на малых предприятиях более высокого уровня организации производственных процессов, получения ими существенных конкурентных преимуществ на межрегиональном и международном рынках;

‒ проведение анализа кадрового обеспечения, состояния подготовки кадров в малом предпринимательстве;

‒ создание перечня научно-исследовательских разработок, выполненных специализированными учебными заведениями по проблемам малого бизнеса;

‒ обобщение опыта и полученных результатов реализации программ поддержки малого предпринимательства в других городах страны;

‒ проведение семинаров, конференций, круглых столов по вопросам инновационной деятельности малого предпринимательства при совместном участии предпринимателей, ученых, представителей органов власти и общественных организаций;

‒ — осуществление периодического мониторинга по выявлению проблем, возникающих в инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства. Данные мониторинга дадут возможность органам государственного управления, а также другим участникам рыночных отношений при адаптации к рынку осуществлять меры регулирующего характера.

В заключение отметим, что с целью активизации инновационной деятельности в сфере малого предпринимательства должна быть выработана новая инновационная политика, представляющая собой совокупность принципов и мероприятий, обеспечивающих создание благоприятного инновационного климата в Узбекистане, необходимого для успешного инвестирования в экономику. Она должна объединять общими задачами науку, технику, производство, потребление, финансовую систему, образование и должна быть ориентирована на использование интеллектуальных ресурсов, развитие высокотехнологичных производств и приоритеты экономики.

Государство должно сформировать специальный организационно-экономический механизм развития инновационной деятельности. Он должен базироваться на таких принципах, как:

‒ сильная система налоговых льгот и стимулов для всех участников инновационных процессов;

‒ взаимодополняющее участие государства и рынка в инновационных процессах;

‒ разделение инновационных рисков между государством и бизнесом;

‒ использование децентрализованных каналов государственной поддержки инновационной активности;

‒ обеспечение открытости и прозрачности деятельности институтов развития.

Литература:

  1. Балашевич М. И. «Малый бизнес: отечественный и зарубежный опыт». Учебное пособие. Минск-2001
  2. Указ Президента РУз от 15 мая 2015 года № УП-4725 «О мерах по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития»
  3. Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 год
  4. Горфинкел В. Я. «Предпринимательство»: Учебник для вузов. / Под ред. В. Я. Горфинкеля. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001. с 18.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle